В последние годы специалисты отмечают постоянный рост цен на авиатопливо. Авиакеросин подорожал почти во всех аэропортах. Рост цен является серьезным фактором количественных и качественных изменений на рынке авиаперевозок. Он неизбежно скажется на ценах на авиабилеты, причем в прямой пропорциональности. Последствия изменений тарифов на авиаперевозки могут изменить ситуацию и на рынке железнодорожных перевозок.
По данным авиаперёвозчиков, за последний год цены на топливо выросли на 70%. Соответственно, российские авиаперевозчики были вынуждены увеличить топливный сбор - одну из главных составляющих стоимости авиабилета (от 40% до 70% стоимости). По мнению менеджера авиакомпании «Сибирь» Екатерины Мещеряковой, цены на авиатопливо повышаются именно из-за увеличения топливного сбора.
Более того, в связи с повышением цен на авиаперевозки появляется и другая, не менее серьезная проблема. Следствием недавно принятого правительством постановления № 118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» является запрет для авиакомпаний использовать топливо, не соответствующее европейским стандартам. «Европейский» авиакеросин будет дороже, что также отразится на стоимости авиабилетов. Удорожание авиационного керосина может привести к тому, что местные авиакомпании на таких рейсах, как Самара - Москва, останутся без пассажиров эконом-класса, которые пересядут на поезда, предпочитая экономить деньги, а не время.
По сравнению с 2007 годом, цены на авиакеросин повысились на 40%. Динамика роста цен особенно наглядна на примере чартерных рейсов: цена полета для пассажира меняется каждый месяц. С 1 июня к майской цене на авиабилеты прибавили 40 евро, с 1 июля - 70 евро. И 1 августа также ожидается прибавление к цене.
В туристических агентствах «Вокруг света», «Спутник-Гермес» и «Интурист» уточнили, что цены повышаются и в период «высокого туристического сезона», и в связи с подорожанием нефтепродуктов, но не все авиакомпании увеличивают топливные сборы. В частности, компания «Cheis-R» объявила несколько дней назад, что не собирается повышать топливные сборы. Но она в абсолютном меньшинстве, у большинства же авиаперевозчиков билеты дорожают.
Куда полетит цена
Прогнозировать дальнейшее изменение - повышение или понижение - цен на авиатопливо и авиабилеты большинство компаний не берутся. Но отношение к этому вопросу в разных компаниях разное. В частности, в агентстве «Интурист» категорично заявляют, что уровень цен на билеты не будет понижаться. Представители же «Спутник-Гермеса» делают более оптимистичные прогнозы: опыт работы на рынке туристических авиаперевозок позволяет с уверенностью сказать, что сложившиеся к настоящему времени цены нельзя считать постоянными и длительными: топливный сбор постоянно то повышается, то понижается. Екатерина Мещерякова из авиакомпании «Сибирь» не сомневается в том, что цены на авиакеросин будут повышаться, но выразила надежду на скорую стагнацию, которая должна наступить, когда цены достигнут определенного максимума. В туристических агентствах «Вокруг света» и «Ланселот» считают, что изменение цен на топливо в большей степени зависит от сезона: летом цены повышаются, а в последующие периоды более или менее стабилизируются. Представитель агентства «Авиком» считает, что какие-либо изменения цен на топливные продукты напрямую связаны с внутренней политикой страны. «Если верить правительству, то, возможно, цены понизятся. Пока уменьшения цен нет, точный прогноз невозможен», - сообщили «Советнику» в агентстве.
Ругаются, но едут
И авиаперевозчики, и представители турфирм не склонны драматизировать ситуацию с пассажиропотоком. Пассажиры, по мнению большинства авиаперевозчиков, уже привыкли к повышению цен. Ситуацию с пассажирским потоком авиакомпании и туристические агентства оценивают несколько по-разному. Общее мнение по поводу колебаний в объеме пассажирского потока высказали в компаниях «Ланселот» и «Интурист»: летом, в период значительного повышения цен на топливо, пассажирский поток не меняется. В разгар путешествий и отпусков население оказывается психологически готовым к повышению. Все авиакомпании, работая с евро, а не с долларами, обращают внимание и на рост курса валюты. Представители «Авиакома» высказали предположение, что изменение пассажирского потока зависит от операторов: где-то больше топливный сбор, где-то меньше. В основной своей массе количество пассажиров не меняется. Косвенно это предположение подтвердила Екатерина Мещерякова из авиакомпании «Сибирь», которая уверяет, что турперевозчики прекрасно понимают сложившуюся ситуацию и поэтому не возлагают дополнительных затрат на пассажиров.
В «Спутник-Гермесе» придерживаются противоположного мнения: в связи с повышением или понижением цен на авиатопливо увеличивается общая стоимость билета, но при этом отмечают: пассажирский поток не зависит от изменения цен, наоборот, количество туристов растет. В бюро путешествий «Вокруг света» также полагают, что рост цен на авиакеросин не уменьшает пассажирский поток. Но отмечают, что в дальнейшем, если себестоимость авиабилетов будет увеличиваться, поток снизится. Что касается топливных сборов, то их объем увеличился, но не столь существенно, не в половину стоимости билета. Представители агентства «Интурист-Самара» также подметили, что население ощущает повышение цен. Сложившаяся ситуация туристов не радует, но «они едут. Ругаются, но едут».
Сезонный товар
Все местные авиакомпании и турперевозчики единодушно считают, что пик повышения цен на топливо и билеты приходится на летний период.
В авиакомпании «Сибирь» отметили, что в ситуации роста цен - с начала года - «золотым» периодом является март. Представители «Ланселота» в качестве сезонного «ценового обострения», кроме лета, выделяют новогодние и майские праздники и первый месяц осени. Остальные месяцы можно назвать в этом плане нейтральными.
В агентстве «Спутник-Гермес» также выделили летние месяцы: как правило, именно в период с июля по август цены на все авиабилеты вырастают. Небольшой «ценовой скачок» заметен и в новогодние праздники, а в последующий квартал цены «устаканиваются».
Компания «Авиком» считает сезоном повышения начало июня. Зимой авиаперевозчики и туроператоры не могут предложить такой большой диапазон стран, поэтому и пассажирский поток в этот период уменьшается. В агентстве «Вокруг света» придерживаются другого мнения: сезон роста цен начинается с зимы. Нефтекомпании стараются придержать цены, а потом повышают тарифы. Летом же значительно увеличивается и количество чартерных рейсов, поэтому в этот период так заметен «ценовой скачок».
А представители туристического агентства «Интурист-Самара» считают, что рост цен не зависит от сезона: повышение наблюдается в течение всего года, а не в какой-то конкретный период. «Для самолета топливо одинаковое: залить - полетит. Не залить - не полетит».
Александр ИРДУЛЛИН
пресс-секретарь авиакомпании "Самара"
- Последние годы цены на топливо растут впечатляющими темпами. Только за последнее полугодие рост составил 70%, примерно с 21 до 36 тысяч рублей. Что касается пассажирского потока, то он меняется не в зависимости от цен на авиатопливо, а в зависимости от того, как рост цены топлива влияет на стоимость билетов. Допустим, если некая компания имеет возможность удержать цену на авиабилет, то на ее пассажиропотоке не скажутся изменения. А если другая компания не имеет такой возможности, то в условиях конкуренции ее пассажиропоток уменьшится. В среднем затраты на топливо в себестоимости авиаперевозок составляют сейчас около половины, но вообще в каждом регионе и в каждой авиакомпании ситуация складывается по-разному.
Ольга ТРОШИНСКАЯ, Самарский советник