«Какой русский не любит быстрой езды». Цитата классика литературы Николая Гоголя избита, навязла оскоминой на зубах, но и по прошествии времени остается актуальной и особенно хорошо характеризует ситуацию на дорогах Самарской области. Только за одни сутки в губернии произошло 20 серьезных ДТП, погибли люди. Изменится ли отношение участников дорожного движения друг к другу - вопрос остается до сих пор открытым.
Беспредел на дорогах
Две минувшие недели июля принесли сотрудникам ГАИ немало хлопот. Начало положила страшная авария на Волжском проспекте в Самаре. Как уже ранее писал «Советник», в понедельник 14 июля в больнице скончался еще один сотрудник «Водоканала», пострадавший в ДТП на Волжском проспекте в ночь с 10 на 11 июля. Все дни мужчина находился в коме. В результате число погибших рабочих, в которых врезалась иномарка под управлением бывшего участника команды КВН «Сок» Сергея Ларюшина, увеличилось до 4 человек. Сейчас в больнице остаются еще два человека, один из которых находится в тяжелом состоянии. Трагедия произошла около ресторана «Фон Вакано». «Тойота», за рулем которой, как установила медицинская экспертиза, находился пьяный водитель, врезалась в группу рабочих «Водоканала», проводивших на дороге ремонтные работы. В результате аварии два человека скончались на месте, еще один скончался после того, как «скорая помощь» доставила пострадавшего в больницу. Трое сотрудников «Водоканала» были госпитализированы в тяжелом состоянии. Следственное управление при УВД Самары возбудило по данному факту уголовное дело по статье «нарушение правил дорожного движения, повлекшее за собой гибель двух и более человек». В минувшую субботу Сергей Ларюшин был арестован и в понедельник 14 июля препровожден в СИЗО.
Не успели оправиться от шока, как новое чрезвычайное происшествие. На этот раз трагедия произошла в Богатовском районе губернии. Около четырех часов утра в отделение милиции поступил звонок от местного жителя о том, что на 42-м километре автодороги Самара-Оренбург произошло столкновение двух автомашин - ВАЗ-21083 и «Дэу-Нексии». Водитель «Лады», управляя машиной в условиях тумана, вероятно, не заметил указатель направления на населенный пункт Андреевка и дорожного знака «Примыкание второстепенной дороги справа», выехал на полосу встречного движения и столкнулся с иномаркой. В результате лобового столкновения два водителя погибли на месте. Также погибли три пассажира, в том числе и 4-месячный ребенок, находившийся на руках у матери в иномарке. Саму же мать, которая, кстати, оказалась единственной не пристегнутой ремнем безопасности, госпитализировали в центральную районную больницу села Богатое с открытой черепно-мозговой травмой и множественным переломом ребер. Как выяснили сотрудники ГАИ, объективные причины, по которым могло произойти ДТП, отсутствуют: дорожное покрытие было сухим и асфальтированным.
Лихачат водители - страдают дети
Только за сутки с 16 по 17 июля в Самарской губернии произошло 20 дорожно-транспортных происшествий, в которых два человека погибли и 27 получили ранения. Одно ДТП произошло по вине нетрезвого водителя. В числе пострадавших шесть детей - пассажиры, пешеходы и велосипедисты, причем в большинстве случаев они находились рядом со своими родителями. Как отмечают в управлении ГАИ по Самарской области, только за две недели июля в губернии произошло 25 происшествий, в которых пострадали 26 детей. 16 июля в Самаре произошло два таких ДТП. В первом случае отец выехал на запрещающий сигнал светофора и столкнулся с другим автомобилем. Девочка, ехавшая не в специальном кресле, получила ранение лица и была госпитализирована в больницу имени Калинина. Но более вопиющий случай произошел в Промышленном районе города. Водитель, припарковавший машину во дворе, попросту забыл поставить ее на стояночный тормоз. В результате самопроизвольного движения автомобиля под его колесами оказался четырехлетний мальчик. Все случилось на глазах у родителей, которые сопровождали ребенка. Сейчас ребенок находится в больнице.
Мрачные цифры июля
За первые две недели июля в области зарегистрировано 233 ДТП, в которых ,25 человек погибли и 284 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение числа погибших людей на 4,2%, по количеству ДТП снижение на 17,7%, по числу раненых - на 23,9%. С участием пассажирского транспорта с начала июля зарегистрировано 11 ДТП, в которых пострадали 13 человек. По вине водителей этой категории транспорта произошло 7 аварий, в том числе четыре падения в автобусе. Каждое третье ДТП связано с неправильным выбором скорости движения, каждое седьмое - с нарушением правил очередности проезда перекрестков, каждое десятое - с выездом на полосу встречного движения. Массовость нарушений правил со стороны водителей свидетельствует о низкой транспортной культуре, и как следствие, в 85% аварий установлена именно их вина.
За этот же период нарядами дорожно-патрульной службы выявлено 66536 административных правонарушений, что на 35% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Выявлено 17071 нарушение - превышение установленной скорости движения, что на 1,5% больше аналогичного периода прошлого года.
Выявлены 1244 водителя, управляющие транспортными средствами в состоянии опьянения. 3587 водителей привлечены к административной ответственности за выезд на полосу встречного движения. Ввыявлено 6828 таких нарушений, как непредоставление преимущества в движении пешеходам водителями транспортных средств; 3276 водителей понесли административную ответственность за неиспользование специальных детских кресел. Выявлено 2205 нарушений, допущенных водителями пассажирского транспорта, что на 73% выше показателя прошлого года. В прошлом году их было 1271.
Всего же за первое полугодие этого года на дорогах Самарской губернии произошло 1947 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 214 и получили ранения 2390 человек. Ухудшение положения с обеспечением безопасности дорожного движения отмечено в трех сельских районах - Большеглушицком, Большечерниговском, Кинель-Черкасском. Рост количества ДТП и пострадавших в них людей зарегистрирован в 12 муниципальных образованиях. В Безенчукском, Камышлинском, Кинель-Черкасском, Клявлинском, Красноармейском, Красноярском, Нефтегорском, Пестравском, Приволжском районах и Октябрьске тяжесть последствий выросла в два и более раз.
«Может, это лунный кратер «треугольники» потряс?»
Десять лет управление ГИБДД по Самарской области проводит исследование влияния так называемых геомагнитных бурь и геопатогенных зон на аварийность на дорогах. Скоро о результатах исследования будут проинформированы автомобилисты губернии. По мнению ученых, 30% аварий совершаются не по вине водителей и пешеходов, а под влиянием так называемых геопатогенных или аномальных зон на дорогах. Причина - тектонические разломы коры земного шара. Человек в таких местах тоже нередко начинает вести себя неадекватно. Кроме того, в геопатогенной зоне плохо работают или не работают вообще электронные приборы, каких в любом автомобиле полно. А секундного замешательства вкупе с
отказом техники вполне достаточно для аварии. Узнать, где находятся такие опасные зоны, можно по количеству траурных венков на столбах. Насколько соответствуют действительности выводы специалистов, сказать трудно, но сотрудники ГАИ Самарской области в так называемые «несчастливые» дни на самых опасных участках дорог выставляют дополнительные наряды инспекторов ДПС. По сведениям Самарского областного центра медицины катастроф, за первую неделю июля, по сравнению с последней неделей июня, произошло увеличение числа вызовов «скорой помощи» на 311 случаев. Во вторую неделю июля произошло увеличение вызовов «скорой помощи» уже на 624 случая. Уж лучше перестраховаться...
Что изменилось со времен Гоголя
Специалисты Фонда общественного мнения провели опрос на тему безопасности дорожного движения. Опрошенные разделились на автомобилистов - 30% и пешеходов - 70%. 41% респондентов считают ситуацию на дорогах плохой, 26% из них сказали, что за последние два года она сильно ухудшилась. 53% считают, что ситуация не изменилась. Только 14% россиян считают наши дороги безопасными, а 12% уверены, что опасность растет. На вопрос респондентам, что же, по их мнению, снижает безопасность дорожного движения, 46% опрошенных винили себя и упоминали безответственность и невнимательность, незнание или несоблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами, 13% называют причиной аварий пьянство и употребление наркотиков как водителями, так и пешеходами. 5% респондентов жаловались на плохую работу ГАИ, а также хамство и низкую культуру вождения. Еще один фактор в рейтинге снижения причин безопасности - плохие дороги. 23% россиян жаловались на отсутствие уличного освещения, тротуаров, 10% - на неработающие светофоры и отсутствие дорожных знаков, 6% были недовольны пробками. На вопрос социологов, нарушают ли водители правила дорожного движения, 67% ответили положительно, но 55% опрошенных сказали, что и пешеходы не лучше. 8% россиян пребывают в счастливом неведении и думают, что водители правила соблюдают. Про пешеходов хорошо думают 11%.
А бывает и так
Приговором Сызранского городского суда Самарской области врач психиатр-нарколог Сызранского наркологического диспансера Сергей Скиба признан виновным в получении взятки, служебном подлоге и злоупотреблении должностными полномочиями.
Прокурор в судебном заседании представил доказательства того, что вечером 29 февраля этого года, находясь на дежурстве в помещении диспансера, Скиба за денежное вознаграждение в сумме 5 тысяч рублей выдал водителю Кеваеву фиктивный акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения с заведомо ложным выводом о том, что Кеваев был трезв. Суд согласился с мнением государственного обвинителя, признал Скибу виновным в Совершении преступлений и с учетом обстоятельств дела и личности подсудимого назначил наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
На пользу ли ужесточение правил
В этом году в России ужесточилась ответственность за нарушение правил дорожного движения. С1 января управление автомобилем с непристегнутым ремнем безопасности карается штрафом в 500 рублей, выезд на полосу встречного движения обойдется водителю в 2-2,5 тысячи рублей либо он лишится прав на срок от 4 до 6 месяцев:- За управление машиной в состоянии опьянения - лишение прав на 1,5 - 2 года, за превышение скорости на 40-60 километров в час - штраф 1-1,5 тысячи рублей. Все эти меры, бьющие по кошельку большего числа водителей, должны, по мнению сотрудников ГАИ, дисциплинировать автовладельцев. Но не все просто. С одной стороны, правила ужесточили, а вот ответственность за наезд на пешехода, наоборот, смягчили.
В качестве примера можно привести ситуацию, которая произошла с шестилетней Адилей и восьмилетним Румелем Хисмятовыми. 6 июня этого года дети вместе с родственницей Любовью Сельмяковой переходили дорогу около дома 57 на улице Александра Матросова. В это время на дороге внезапно появилась автомашина «Мазда». Водитель на приличной скорости сбил двоих детей. Адиля с сотрясением головного мозга и ее брат с закрытым переломом голени были госпитализированы. А 30 июня начальник отдела ГАИ Промышленного района Хайруллаев вынес постановление о прекращении дела об административном правонарушении в отношении водителя. Адвокат семьи Хисмятовых сейчас обжалует это решение в районном суде. « В ходе проведенного расследования были опрошены не все очевидцы дорожно-транспортного происшествия, что свидетельствует о том, что не все фактические данные, устанавливающие наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, имеющие значение для правильного разрешения дела, были учтены Хайруллаевым. Дело в том, что объяснения свидетелей Ольги и Игоря, которые на своем автомобиле отвезли детей в больницу, вообще не были оформлены и не учитывались при решении вопроса о прекращении производства по делу. Остается неясным, на каких доказательствах основан вывод о невиновности водителя Ольхова. Из текста постановления о прекращении производства по делу видно, что он сделан со ссылкой на показания самого Ольхова, совершившего наезд, его супруги и гражданина Кобзева, которого никто не знает и не видел. Указанные участники и свидетели ДТП в своих объяснениях сообщили, что дети бежали, и поэтому затормозить Ольхов не успел. В то же время полностью проигнорированы объяснения родственницы, которая сопровождала детей, и самих пострадавших, которые утверждали, что переходили дорогу шагом, а не бежали», - говорится в жалобе адвоката.
Эх, путь-дорожка «фронтовая»
По всей видимости, государственные мужи наконец-то поняли, что в России нельзя бороться только с одной бедой, и взялись еще и за дороги. Одной из важных федеральных автодорог, проходящих через Самарскую область, является трасса М-5 Москва -Челябинск. Российские власти планируют к 2015 году завершить ее модернизацию.
В настоящее время только 35% трассы находится в хорошем состоянии и соответствует действующим нормативам. Ожидается, что после модернизации улучшится дорожное покрытие, а пропускная способность магистрали на входе в Москву увеличится примерно до 120 тысяч автомобилей в сутки. Общая протяженность этой магистрали, являющейся вторым по значимости международным транспортным коридором, составляет 1800 километров. Недавно министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что все федеральные дороги в России будут оснащены средствами измерения скорости. По его мнению, изменить ситуацию поможет новая система слежения за потоками транспорта. «Штрафы для нас не самоцель, поэтому мы будем делать предупреждающие знаки перед камерами, чтобы водитель снижал скорость», - отметил Левитин.
Что же касается дорог Самары, то здесь ситуация не радостная. По крайней мере, ежегодно владельцы транспорта наблюдают картину так называемого «ямочного» ремонта. Единственные две более-менее приличные трассы города -Московское шоссе и Ново-Садовая. Объясняется ситуация с дорогами недостаточным финансированием ремонта и тем более строительства новых дорог.
Денис АНДРЕЕВ
адвокат АК №338 ПАСО
- По моему убеждению, главных причин столь страшной статистики ДТП со смертельными исходами две: отсутствие в России - за очень редкими исключениями - автомобильных дорог, соответствующих всем требованиям безопасности, и наплевательское отношение водителей к правилам дорожного движения. Большинство аварий, влекущих смерть, происходит при выезде на полосу встречного движения. На дорогах, которые оборудованы разделительным барьером, таких столкновений не может произойти в принципе. Немудрено, что, к примеру, в странах ЕС количество жертв ДТП несопоставимо с российскими цифрами. Вторая причина - наглое, а по-другому не скажешь, и откровенное игнорирование водителями правил дорожного движения. Превышение скоростного режима, обгоны на опасных участках, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. К сожалению, быстро решить все эти проблемы не удастся, учитывая запущенную ситуацию как с состоянием дорог, так и с правосознанием водителей.
Марина ШЕЙФЕР
адвокат, кандидат юридических наук
- (Сегодня закон, к сожалению, не предусматривает уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения, в результате которого произошел наезд на пешехода и причинен вред небольшой тяжести или вред средней тяжести. Хотя статья, предусматривающая уголовную ответственность за подобные нарушения правил дорожного движения, ранее существовала, но потом была отменена. Сегодня в случае нарушения ПДД, наезда на пешехода, причинения вреда (небольшой или средней тяжести) возникают основания лишь для привлечения к административной ответственности. Эти отношения регулирует Кодекс об административных правонарушениях, а не Уголовный. Хотя инспектор не усмотрел оснований даже для административной ответственности.
Валерий ТРОФИМОВ
начальник УГИББ ГУВД по Самарской области
- На реконструкцию М-5 и на развитие сети автодорог Самарской области выделены огромные деньги - 140 миллиардов рублей. Почему раньше не выделяли деньги, непонятно. Это же надо строить дороги, сооружения, осваивать не один год. Это непросто - строить и ремонтировать одновременно, ведь транспортный поток с каждым годом увеличивается.
Оксана БАНИНА, Самарский советникъ