Известия о массовых поджогах автомобилей в Москве наполняют информационные ленты последней недели. Милиция ищет виновных. Автомобили продолжают гореть каждую ночь. Более того - эпидемия поджогов перекинулась и в другие регионы страны: загорелись автомобили в Пермском крае и в Санкт-Петербурге. SAMRU.ru попытался выяснить психологию поджигателей и с этой целью обратился к Константину Лисецкому, профессору, декану факультета психологии СамГУ.
- Константин Сергеевич, с точки зрения психолога, какие мотивы движут поджигателями?
- Конечно, в самом факте таких действий ничего хорошего нет. Это худший вариант выхода разрушительной агрессии у людей. Но интересно, что вчера, год, два года назад агрессии было столько же (иногда, может быть, чуть больше или меньше), но автомобили массово не поджигали. Здесь ситуация такая. Во-первых, автомобилей стало столько, что они запрудили все дворы, детям выйти некуда, дышать нечем. Кругом автомобили, они уже вытеснили людей.
Второй момент. Я думаю, что здесь есть искривленное представление людей об экологии, несколько патологическое: если нарушителей экологии уничтожить... Помните восстания против машин в начале 19 века? Возможно, что есть и такой момент, потому что пройти и проехать невозможно, машины вытесняют людей и стали важнее, чем люди, потому что все уступают дорогу машинам, а людям уже никто не уступает дорогу нигде. Этот механизм может, несомненно, срабатывать.
Древнейший психологический механизм людей под названием агрессия, пока мы жили по лесам и питались сырым мясом, помогал нам жить. Много тысяч лет этот механизм эволюционировал. Когда люди дожили до религий, они стали пытаться компенсировать агрессию милосердием. Но это не всегда получается, потому что оказалось, что наиболее агрессивные люди - это неудачники, и они изыскивают для своей агрессии разрушительные формы во избежание саморазрушения.
-А почему в данном случае выбирается такая форма, как поджог?
- Почему огонь? Ну, представьте себе, пробил шину или разбил стекло - и все, процесса нет. А здесь можно наблюдать за процессом, стоя в сторонке, как все бегают, суетятся и волнуются. Это целое событие, целый сценарий такого жертвоприношения машины. Это погибающий монстр цивилизации, который находится в агонии. Огонь дает эту агонию. Наверное, это момент тоже привлекателен для поджигателя.
- Как Вы оцениваете роль СМИ в данной ситуации? Уже наблюдается что-то вроде массового психоза...
- Роль СМИ, конечно, есть, но я бы не стал говорить, что она однозначно негативна, потому что все зависит от того, как подано, а не от самого события. Поэтому СМИ может этот сюжет как нейтрализовать, так и разогреть, поэтому здесь у СМИ двоякая роль. Но дело в том, что большинство СМИ работают, к сожалению, на сюжетный эксклюзив, он для них важнее, чем позиция и анализ. В этом плане СМИ очень вредны. Если же у СМИ есть какая-то позиция и предпринимается попытка анализа ситуации, то вряд ли это можно назвать подогревом ажиотажа.