Новости Самары
Портал города Самара samru

Палачей надо назвать палачами

В Москве обнародовано «Обращение общественных деятелей России - О необходимости создания Мемориально-музейного комплекса памяти жертв репрессий». Под обращением подписались видные персоны, среди которых - Михаил Горбачев, Андрей Битов, Людмила Улицкая, Арсений Рогинский, Александр Даниэль, Юрий Шевчук, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Даниил Гранин, Борис Стругацкий, Андрей Вознесенский и другие.

В Обращении подчеркивается, что, хотя в России есть множество отдельных памятников и мемориальных комплексов, посвященных годам сталинского террора, общенационального мемориала до сих пор не существует.

В качестве возможного места создания музея авторы идеи рассматривают Бутырскую тюрьму, которая как тюрьма устарела, но для музея была бы идеальным и показательным местом. По мнению инициаторов, проект создания мемориала должен быть реализован при минимальном вложении государственных средств, на общественные пожертвования. При этом, без согласия властей в таком деле все равно не обойтись.

По мнению авторов Обращения, мемориал, который они хотят создать, поможет сохранить память. А без памяти последствия будут самые плачевные, считает председатель правления общества «Мемориал» Арсений Рогинский. Рогинский считает, что необходимо поставить заслон процессу оправдания преступлений Сталина, которого у нас все чаще именуют «эффективным менеджером».

Михаил Горбачев на своей пресс-конференции отметил, что реабилитация жертв репрессий до сих пор не закончена: «Даже прерывали ее несколько раз. Это говорит о том, что у нас в стране еще как-то неблагополучно. Беспамятство надо преодолевать, демократию и свободу укреплять».

SAMRU.ru поинтересовался у общественных деятелей Самары, считают ли они актуальным и важным создание общенационального мемориала, посвященного годам репрессий.

Владимир Звоновский, президент Фонда социальных исследований:

- Считаете ли Вы важным и своевременным заявление о необходимости создания общенационального мемориала репрессий? Или сейчас не стоит тратить на это усилия и средства?


- Основная проблема в национальном осознании и, если хотите, покаянии, а не в материальной стороне дела. Если создание такого мемориала будет помогать этому осознанию и покаянию, это хорошо, если нет, то, я думаю, это бессмысленно.

Основная проблема - это образование. Я сейчас смотрю учебники по истории своей дочери, и за 30 лет эти учебники, в том что касается трактовки развития России в ХХ веке, практически не изменились. Хотя общественная ситуация изменилась радикально, по крайней мере, свободы обсуждать и говорить предостаточно, а вот хотя бы разнообразия в преподавании той же истории нет.

Игорь Ермоленко, руководитель регионального отделения партии «Яблоко»:

- Как Вы считаете, создание общенационального мемориала жертвам репрессий - действительно сейчас важный вопрос, или на это не стоит тратить время и народные деньги?

- На мой взгляд, эта тема вечная. Если государство признает ошибки своих собственных предшественников, то в этом ничего нет плохого, это серьезнейший элемент самоосознания государства, серьезнейший элемент воспитания подрастающего поколения, это серьезнейший элемент осознания собственной истории. Безусловно, так как проблема достаточно актуальная всегда, говорить о том, что она стала модной или не модной, было бы неправильно. Безусловно, любое государство должно помнить о том, что в его истории происходило, в том числе и трагического, и память об этом должна сохраняться в поколениях хотя бы с целью того, чтобы такого никогда не повторялось. Мне трудно судить о том, какие затраты предстоят в связи с этим, но то, что тема важная и нужная и от нее государству никогда нельзя скрываться, это безусловно.

Марина Ерина, депутат Самарской губернской думы (КПРФ):

- Я думаю, что эта тема неактуальна, потому что мы можем потратить деньги на что-то более существенное. Конечно, очень жалко, что люди были подвергнуты такому воздействию, но мемориал - это не предмет первой необходимости, и это заявление общественников все-таки ближе к политическому пиару.



Арнольд Эпштейн, журналист:


- С одной стороны люди, естественно, должны знать, что такое сталинский период, от чего мы ушли и к чему мы, не дай Бог, не должны никогда прийти. Но, с другой стороны, совершенно не факт, что это знание придет к людям через строительство такого мемориала.

Сергей Курт-Аджиев, главный редактор «Новой газеты» в Самаре:

- Эта тема актуальная и она еще долго будет актуальной, потому что, не считая некоего всплеска в конце 80-х - начале 90-х, общество опять забыло эту тему, и до сих пор не произошло того, что должно было произойти, то есть конкретные люди должны быть названы преступниками. Если Вы читаете «Новую газету», то там идет вкладка «Назвать поименно» (она выходит раз в месяц), и в этой вкладке очень большое количество материалов о тех, кто был жертвами сталинских репрессий и также очень большое количество материалов о тех, кто был палачами. Пока палачи не будут названы палачами (по крайней мере, с точки зрения закона не будут названы палачами), у нас в любой момент может повториться то же самое. Я думаю, что мы и катимся к тому же по одной простой причине - палачи сталинского времени не названы и не призваны к ответу.

13:19 05.06.2008



Добавления комментария

Осталось символов для комментария: 1500
      • Гость 17.07.2008 13:57 ответить
        Даже тему заведу
        И всех вас я уведу
        В то далекое ...во
        Время...
        Посмотрите, это бремя
        Столь тяжелое оно -
        Не открытое окно
        Тама в Риме Сула жил
        И Спартак, поверте, был
        А вы знаете, что Кесарь,
        Например, там тоже был.
        Это Цезарь убиенный
        Брут ударил, а он взвыл:
        -"Ты чего? Совсем дебил"
        Кто же больше тут злодей?
        Вроде все, как у людей..


        Тут Пингвин стал распрягаться:
        - Не навижу Сталина...
        Это ясно!
        А с Медведевым бодаться?
        Не-ее!
        Труп пиннать вот - не опасно...
        Словно заяц во хмелю: счас я Брежнева пинну!
        Вот история какая
        Не одна она такая




      • Ruslan1 07.06.2008 12:17 ответить
        А давайте тогда поговорим про Римскую империю
        Я даже тему заведу
      • Alex32 07.06.2008 04:01 ответить
        Вот и умничка!Правильно говорят,не трогаи гавно,оно и вонять не будет!(я про Сталина,хотя злодеев вспоминают так же часто,как и гениев)...
      • Donya 06.06.2008 19:55 ответить
        Ну что-ты, что-ты... Я и не говорю об этом... Г-на, его везде хватает (из последних сплетен: революцию финансировало США через Германию. Обсуждать не буду, но факты кое-какие были приведены)
        Есть очень хороший пример, как люди смотрят на других, добившихся в этой жизни чего-то. Одни говорят, что Чайковский и Байрон были п...рами, другие - что великими музыкантом и поэтом. И те, и другие правы. По-этому то, что я не совсем права - не факт. Правда она где-то посередине... И я где-то рядом с ней ( с серединой, а не правдой)
        Ребят, не буду больше писать в этой теме. Говорю-же, я в принципе на жизнь смотрю немного подругому. Не совсем так, как большинство... При этом Сталин вообще в круг лиц, к которым приковано мое внимание не попадает...
      • Alex32 06.06.2008 19:23 ответить
        Доня..я пока в тебя влюбленныи...но все же перестань говорить о Сталине,как каком то прогрессе или большом труженнике...если бы не банда Ленина со Сталиным,захвативших власть в 17 году,Россия сеичас была бы самая великая и могучая держава...
      • Donya 06.06.2008 17:04 ответить
        посмотрите на другие страны, которые обошлись без всякого сталина, но по части НТР давно уже заткунли нас за пояс.
        Да-да, только произошло это в последние 20-30 лет.
        что мы из этого состояния никак не выйдем
        ВЫ никак не выйдите, я туда и не заходила...

        Руслан. Я-же говорю, бессмысленное занятие пересказывать книги. Проще прочитать...
      • Ruslan1 06.06.2008 16:25 ответить
        А по подробней можно? (оба)
      • Гость 06.06.2008 16:20 ответить
        вау! вот это да! Сталин, оказывается, сделал нас высокоморальными и не менее высокодуховными! Доня, стремление только к бабам (мужикам), водке и жратве неотделимо от полного оскотения человека. Сталин сделал все, чтобы у нас люди не вспоминали о том, что они люди. Так кто же теперь виноват, что мы из этого состояния никак не выйдем? И, между прочим, посмотрите на другие страны, которые обошлись без всякого сталина, но по части НТР давно уже заткунли нас за пояс.
      • Donya 06.06.2008 16:03 ответить
        А вы заметили во что превратилось общество с тех пор, как каждый для себя решил, что жить надо только для себя? И благородные цели - это миф. Матросов - подскользнулся на банане. У Гастелло - штурвал заклинило и т.п.
        Это все из одной оперы...
        Ребятки, не буду я с вами спорить, потому-что сама так-же как вы считала буквально пару лет назад... Я из этого уже выросла. Помогли мне понять все книги, есть такой автор - Ю. Никитин. Раньше писал фэнтези, а теперь у него есть серия - "Странные романы" называется. Тот, кто эти книги понял (некоторые ведь считают и его простым старым маразматиком ) со мной согласится. А пересказывать вам содержание более десятка книг - занятие неблагодарное. Почитайте - потом можем снова побеседовать на эту тему.
        Скажу только одно: катиться вниз, в болото, к водке, бабам и жратве гораздо легче, чем карабкаться вверх... Чем учиться, работать, заниматься делом... И те. кто не хочет вверх не дают залазить туда и другим, тянут их опять в низ. А человек слаб... и сил у него не так уж и много...
        Так вот я считаю, что Сталин, как бы его не ругали, не обзывали и не приклеивали к нему определения, мало того, что сам работал (никто, надеюсь, не скажет, что он шлялся по бабам и нажирался каждый день вусмерть), так и других работать заставлял. Из-под палки. Да, многие невиновные пострадали, очень многие...И очень я сожалею о них и сочувствую (не дай бог никому)...Но и сидим мы сейчас в интернете тоже благодаря ему...Если-бы СССР тогда не сделала такой рывок в НТР, то, вероятнее всего, мы бы только-только в космос первый раз полетели-бы... И не только мы, а вообще, весь мир...
        Да ладно, чего это я, вообще стараюсь о прошлом не сильно вспоминать и мнения своего не высказывать (очень хорошо знаю реакцию). Чего-то меня понесло...
      • Alex32 06.06.2008 02:26 ответить
        Да,лучше Мурзилки не сказать...это не актуально,пока самого тебя не касаеться,или твоих детеи...даже если что то было с твоими родителями или твоими старшими родственниками,это не так больно,потому что время лечит все...но преступления против человечества и своего народа прошать нельзя...даже если они были совершены ради мнимого построения лучшего обшества(хотя и это ерунда,все эти деспоты боролись за свою власть)...
      • Гость 06.06.2008 01:13 ответить
        Да, и про "слезу невинного ребенка" тоже не надо, заезжено...

        Да, Доня, всё заезжено и банально, если только этот ребёнок не ты, или- не твой.
      • Alex32 05.06.2008 20:25 ответить
        Донечка...я конечно в тебя влюбленныи..но тут не могу с тобои согласиться...Сталин из одного ряда имен с Гитлером,Муссолини,Ленин...то есть фанатиков, живодеров,мерзавцев и палачеи,а Петр Первыи просто продукт своеи эпохи,по своему жестокии человек,но не из этого ряда...
      • Гость 05.06.2008 15:51 ответить
        И речь не идет о том, чтобы судить, а только о том, чтобы поименовать. А то палачи искренне считают себя чуть ли не спасителями отечества. Так вот надо просто и внятно сказать: "Вы - палачи, и не тешьте себя иллюзиями". И все.
      • Гость 05.06.2008 15:49 ответить
        Вы, Доня, сами все аргументы и привели. Это нужно обществу - понять, что, оправдываясь благими целями, нельзя делать зло. Понять, что подонок и палач - всегда подонок и палач, поскольку этот выбор каждый человек делает сам, лично для себя, и никакие времена и обстоятельства его не оправдывают. А то у нас сейчас все это очень размыто - уже многие думают, что можно быть каким угодно мерзавцем и садистом, главное - благая цель. А это не так, потому что, будучи мерзавцем и садистом, благой цели не достигнешь.
        Спор о достижениях Сталина оставляю для другого раза, ибо длинный разговор. По мне - лучше менее индустриально развитая страна, в которой люди относятся друг к другу с бОльшим уважением. Тем более, что все достижения Сталина касались военно-промышленного комплекса, который, как известно, простому человеку благ никаких не приносит.
      • Donya 05.06.2008 14:38 ответить
        А почему только Сталинским реппрессиям. А как-же Петровские. Скольких он со свету сжил? Сколько тысяч человек погубил, пока Питер строил?
        А Иван Грозный? Он-то скольких невинных на кол посадил? Не в тюрьмы, не в колонии, тогда расправы была быстрее...
        И фараонов вспомнить надо, на пирамидах не один десяток тысяч помер.
        Если уж вспоминать, то о всех...
        А если только Сталина, то...почему? Или только потому, что еще живы те, кто жил в то время? Значит лет через 20 и о нем можно будет забыть? Ведь не только сажал, а как и Иван Грозный, как и Петр 1 поднимал Россиию. При чем, теми-же методами...
        И поднял-таки...
        При этом не надо на меня кидаться и кричать, что он был преступник, а я, такая нехорошая, его поддерживаю. Нет. Поддерживаю я не его, а тех людей, которые говорят, что нельзя судить за плохое и забывать о хорошем. Всего тогда было навалом...
        Да, и про "слезу невинного ребенка" тоже не надо, заезжено...

Главные события

Новости Самары

  19:40  Навигация 2024 завершается в Самаре
  13:09  Фонтан на ул. Осипенко в Самаре обновят с установкой музыкального оборудования
  11:42  На 7 улицах в центре Самары отремонтируют фасады и крыши старинных домов
  10:22  Выплату в 50 тысяч рублей могут ввести в Самарской области для супругов-юбиляров
  09:43  Расписание движения парома между Самарой и Рождествено изменится с 26 ноября
  09:15  В самарской Третьяковке 11 декабря откроется выставка «В круге цвета. Красный»



Новости Самары


23 ноября 21:30


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru