Новости Самары
|
|
Не справились с самоуправлением Самарская область попала в список регионов, не готовых к реформе местного самоуправления. Эти данные обнародованы в понедельник Центром политической конъюнктуры, проводившим исследования по заказу Общественной палаты РФ. МСУ должно заработать с 1 января 2009 года, когда большинство функций федерального и областного центра будут переданы в ведение муниципальных образований. Однако, главным препятствием на пути реформы в самарском регионе эксперты центра называют «подконтрольность глав муниципалитетов финансово-промышленным группам».
В понедельник московский Центр политической конъюнктуры (ЦПК) представил результаты мониторинга готовности российских регионов к реформе местного самоуправления. Исследования проводились по заказу общественной палаты РФ. Выводы, сделанные экспертами центра, неутешительны - из 26 изученных регионов только десять готовы применить закон о МСУ, который заработает в полном объеме с 1 января 2009 года. В числе «неблагополучных субъектов РФ» оказалась и Самарская область. Согласно проекту реформы, уже меньше чем через год должно завершиться перераспределение полномочий между региональными властями и муниципалами. Речь идет не только об управленческих функциях, когда муниципальные власти получат больше свободы в принятии решений, но и о распределении имущества - муниципалитеты смогут самостоятельно распоряжаться лесными, водными и земельными ресурсами. Все это, по мнению депутатов Государственной думы, принявших закон о местном самоуправлении в 2003 году, должно наладить более тесный диалог власти с гражданами и включить последних в управленческий процесс. По мнению аналитиков ЦПК, основным тормозом на пути к реформе в Самарской области является «подконтрольность структур местного самоуправления финансово-промышленным группам, а значит вероятность того, что решения «на местах» будут приниматься не в интересах населения, а в пользу ФПГ, достаточно высокая». «В Самаре подобная ситуация сложилась давно. Бывший мэр Георгий Лиманский (покинул свой пост осенью 2006 года) совмещал пост градоначальника и председателя гордумы, по сути объединяя в одном лице и законодательную, и исполнительную власть. О самоуправлении вряд ли в таком случае можно было говорить. А нынешний глава города Виктор Тархов просто креатура определенных финансовых групп, имеющих к тому же большинство в городском парламенте. Потому я не думаю, что в данном случае их решения можно назвать самостоятельными и не ангажированными», - считает депутат самарской губдумы Михаил Матвеев. Впрочем, депутат уверен, что проблема в реализации закона о местном самоуправлении коснулась не только Самарской области, а всей страны в целом и причины скрыты «даже не во властных кабинетах, а в самом российском менталитете». «Я думаю, что Россия просто не готова к такой реформе из-за нашего советского прошлого. Понятие «местное самоуправление» противоречит жесткой, но, тем не менее, более близкой и привычной самовоспроизводящейся модели властной вертикали. Чтобы от этого уйти, я думаю, потребуется очень много времени», - отметил депутат. Политолог Андрей Калядин также считает, что Самарская область попала в «черный список» не случайно, однако, по его мнению, роль ФПГ в этом процессе преувеличена. «Ситуация складывается таким образом, что сейчас финансово-промышленным группам не до политики. Они озабочены вопросом собственного выживания», - говорит он. Господин Калядин отметил, что с приходом на пост руководителя региона Владимира Артякова «либерализм в отношениях глав муниципалитетов с областью сменился жесткой централизацией». «Возможно, для того чтобы эта ситуация поменялась, необходимо какое-то время. Насколько мне известно, с приходом нового губернатора работа в этом направлении несколько затормозилась», - полагает собеседник „Ъ“. Наблюдатели также говорят, что проблем реформы, даже если исключить влияние на субъекты местного самоуправления областных властей и финансово-промышленных групп, и без того хватает. В частности, до сих пор остается открытым вопрос, каким образом будут финансироваться муниципальные образования. Далеко не все районы смогут полностью перейти на самообеспечение. При существующем бюджетном кодексе почти 90% собранных налоговых отчислений муниципальные власти отдают в областной и федеральный бюджеты. Правда, какая-то часть денег им все же возвращается в виде дотаций и субсидий. Однако, с 1 января следующего года муниципальные власти сами должны будут искать дополнительные источники финансирования. Один из них - продажа муниципальной собственности, но он подходит лишь для крупных городов области, таких как Самара и Тольятти, а долгосрочность этого варианта у экспертов вызывает сомнения, поскольку «в области нет неограниченного запаса недвижимости». «Необходимо изменить бюджетный кодекс. Нужно дать муниципалитетам доходные источники, в противном случае реформа просто остановится. Я думаю, это основная проблема, плюс еще нехватка кадров. Мы на этом законе набили много шишек, но сделали массу оргвыводов. Если удастся решить кадровый и финансовый вопросы, местное самоуправление будет работать», - полагает председатель комитета Самарской губернской думы по местному самоуправлению Николай Ренц. Ъ 10:14 30.04.2008 |
26 ноября 22:43
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |