Более десяти лет самарский конезавод «Отрада» занимается разведением породы лошадей - русская верховая, горделивой поступью которой восхищался сам Наполеон. До революции она называлась орловской верховой и была известна всему миру. Но после прихода к власти пролетариата, разведением этой породы никто не занимался. Лишь в 70-х годах в России решили вернуть к жизни орловскую верховую, правда под новым названием.
Владислав Климовских, директор конезавода «Отрада», как настоящий сельский труженик, не очень разговорчив, наверное, потому что времени на разговоры не хватает. Но порталу Samru.ru он согласился рассказать о достижениях конезавода и его трудностях.
- Владислав Владимирович, расскажите, чего удалось добиться конезаводу в его нелегком деле?
- Наш конный завод является одним из лучших в России. У нас рождаются прекрасные жеребята с немецкими помесями. Мы стараемся восстановить русскую верховую породу. Уже неоднократно становились победителями, призерами чемпионатов Самарской области и России.
Четырежды мы выигрывали тендер на закупку наших лошадей президентским полком.
Законодатели «конной» моды, немцы, говорят, что хорошо, что России один такой конезавод, а то бы им был «каюк». Мы бы забрали их хлеб.
- Вы говорите, что восстанавливаете русскую верховую породу. Как успешно?
- У нас отличные показатели по всем параметрам. Мы имеем лучших продолжателей породы русской верховой.
- Кто еще этим занимается?
- Вообще, на сегодняшний день есть два конезавода - Старожиловский в Рязанской области и мы.
- Сколько лошадей имеет ваш конезавод?
- 150 голов.
- А ежегодное прибавление?
- Столько, сколько требует спрос.
- Часто ли покупают лошадей?
- Постоянно. И не только частники. Также лошадей приобретают и конно-спортивные школы, в том числе и детские из различных регионов нашей страны, из-за рубежа. Но покупательская способность в нашей стране очень низкая. Вы же понимаете, что наше государство много денег спортивным школам не выделит, никто там не хочет тратить деньги на детей.
Конечно, сейчас появилось много богатых людей, они, может быть, отдавая дань моде, приобретают лошадей. Некоторые из них даже спорт финансируют.
- Сколько стоит лошадь той породы, которую вы выводите?
- Смотря какая. У каждой лошади своя цена. Она может стоить и 10 тысяч евро, и 20, а иная 2-3 тысячи.
- Какие сложности сейчас испытывает на себе конезавод «Отрада»?
- Легче ответить, с какими трудностями мы не сталкиваемся. У нас у всех одни трудности, мы же в России живем. Очень трудно находить хороших работников, на селе люди спиваются. Или же просто злые. А в работе с лошадьми нужно проявлять доброту. Если злой человек и будет с лошадьми работать, то в этом деле он не добьется никаких успехов.
Многие конезаводы в России исчезли. И если у нас конные заводы не может содержать государство, вы можете представить, себе какие вливания приходится делать нам? В этот бизнес нужны очень большие инвестиции. Никто этого не хочет делать. А лошади как дети. На детях кто-нибудь делает деньги?
Испокон веков конный спорт всегда был одним из самых дорогих видов спорта. Сейчас, правда, более затратны автогонки, самолетные виды спорта. Но и конный спорт остался одним из самых дорогостоящих. Им могут заниматься только богатые люди.
- А Вы лично с каких пор занимаетесь лошадьми?
- С семилетнего возраста. Уже практически сорок лет.
- Расскажите, как вообще появился конезавод «Отрада»?
- Один человек некогда решил заняться этим, заработать деньги. Но в прошлом году понял, что это неприбыльное дело и даже хотел сдать лошадей на мясо. Вот такой «новый русский». Просто в таком деле сверхприбылей не бывает, к сожалению. Это очень тяжелая, каждодневная работа. Я же говорю, в этом деле одни сплошные трудности.
- А по программе развития АПК область вам как-то помогает?
- Она, по идее, должна помогать. Но никакой помощи мы не получаем. Я знаю, что в других областях конезаводчикам на каждую лошадь даются какие-то дотации. У нас в Самарской области такого нет. Поэтому приходится выживать самим.
Я домой прихожу на пару часов, остальное все время нахожусь на конезаводе.
- Остается время покататься верхом?
- Нет, совершенно некогда. Мне времени не хватает потренировать своих жену, ребенка.
- Вы живете в селе Свободные Ключи, как там в целом обстановка?
- Как по всей России, одни алкоголики кругом. Мало людей рабочего класса на селе осталось. Есть, но мало.
Беседовала Надежда Федотова