Утверждение процедуры будет означать ликвидацию пароходства и распродажу его имущества. В самой компании к происходящему относятся спокойно, готовятся к навигации и выражают надежду, что наследство Волготанкера достанется Роснефти.
В годы своего расцвета ОАО «Волготанкер» было крупнейшим в России речным пароходством. Вконцех контроль над ним установила нефтяная компания «ЮКОС», которой принадлежало около 75% акций ОАО, нефтяники были и основными заказчиками Волготанкера. В 2000 году представителиЮКОСа заявили, что онвыходит из состава акционеров пароходства, но информация о новыхвладельцах не разглашалась. Позднеестало известно, что акциями владеют топ-менеджеры пароходства. 90-
Проблемы Волготанкера начались четыре года назад одновременно с падением нефтяной империиЮКОС». Параллельно с ЮКОСом долговые претензии были предъявлены и Волготанкеру. Общий объемнедоимок составил около 4 млрд рублей, что существенно превысило стоимость всего пароходства. Три годаназад областной арбитраж арестовал флот пароходства, его акции и счета, а на топ-менеджеров были заведеныуголовные дела. К тому времени руководство компании во главе с бывшим председателем совета директоровАлександром Александровичем уже находилось в Лондоне. «
Очевидно, неприятности Волготанкера напрямую связаны с ситуацией, которая сложилась вокруг ЮКОСа. Рядом экспертов высказывались предположения, что опальная нефтяная компания, формально выйдя из числаакционеров пароходства, фактически продолжала его контролировать, поэтому перевозчик и оказался подударом налоговиков. В самом Волготанкере крайне негативно реагировали на подобные предположения истарались максимально дистанцироваться от нефтяников. Апофеозом этих попыток стала кампания «Мы неЮКОС». Под этим лозунгом размещались материалы в прессе, кроме того, щиты и перетяги соответствующегосодержания были размещены в центре Москвы (на Кутузовском проспекте, Рублевском шоссе и Воздвиженке).
В 2006 году пароходство практически не функционировало, в 2007-м перевозки были сведены к минимуму. Штат за несколько лет уменьшился с 10 до 2 тысяч человек.
В прошлом году Федеральная налоговая служба инициировала процедуру банкротства Волготанкера. Предполагалось, что контроль перейдет к Роснефти, скупившей основные активы ЮКОСа. В качествевозможных претендентов на компанию назывались также частные пароходства: турецкое Palmali, а такжеотечественные Волга-Флот-Танкер, Вижн-Флот, Навигатор.
Впрочем, при введении процедуры конкурсного производства речь о покупке Волготанкера идти уженебудет.
Ведь дело сведется к распродаже судов и другого ликвидного имущества компании, само же ОАОВолготанкер» после распродажи активов будет ликвидировано как юридическое лицо. Почему же принятотакое жесткое решение? Арбитражный управляющий Волготанкера Александр Волжанин пояснил журналуНефтетранспорт»: «В данной экономической ситуации при нынешнем состоянии активов восстановлениеплатежеспособности должника невозможно. Поэтому я предложил ввести процедуру конкурсногопроизводства». Ожидается, что распродажа позволит выручить около 2 млрд рублей, в то время как долгикомпании составляют около 4 млрд рублей. « «
В пароходстве ситуацию сейчас предпочитают не комментировать. Однако источник «СГ», близкий ктоп-менеджменту Волготанкера, не стал отрицать тот факт, что проблемы компании непосредственно связаныс проблемами опального ЮКОСа, заметив: «Это настолько очевидно, что даже говорить об этом неинтересно». Более 50% перевозок Волготанкера обеспечивали именно юкосовские заказы, да и структура собственниковпароходства была, так сказать, необычайно близка нефтяной компании. Также источник подтвердил, что
4 марта в Московском арбитраже, скорее всего, будет принято решение о введении на предприятии процедурыконкурсного производства.
«Всякие досужие разговоры о том, что у нас все плохо, Волготанкер никому не нужен, - ерунда, - уверяетисточник. - Кстати, к активам Волготанкера проявляла интерес такая небезызвестная государственнаякомпания, как «Роснефть». Более того, могу сказать, что, несмотря на проблемы, мы сейчас активно готовимсяк навигации». В пресс-службе Роснефти ситуацию не комментируют.
Хроника событий
В августе 2004 года областная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении руководстваВолготанкера по факту незаконного возмещения НДС на сумму около миллиарда рублей. Фигурантами деластали экс-председатель совета директоров ОАО «Волготанкер» Александр Александрович, исполнительныйдиректор управляющей компании «Волготанкер-АМС» Андрей Азаров, глава датской компании Volgotanker Marine Services Илья Канцнельсон, главбух пароходства Любовь Базильская, руководитель службыбезопасности компании Евгений Артюхов, руководитель отдела судоходной политики Юрий Исаичев, а такжеглава самарского филиала Владимир Коряков.
В феврале 2005 года облпрокуратура обвинила в мошенничестве и легализации незаконных доходовАлександра Александровича, Андрея Азарова и Илью Канцнельсона, скрывшихся к тому времени вВеликобритании. Дело выделили в отдельное производство, они были объявлены в международный розыск, а воктябре 2005 года Самарский районный суд выдал санкцию на их арест.
В ноябре 2006 года уголовное дело в отношении Любови Базильской, Евгения Артюхова, Юрия Исаичева иВладимира Корякова передано в суд.
В октябре 2007 года Самарский областной суд вынес им приговор. Евгений Артюхов и руководитель отделасудоходной политики Юрий Исаичев получили условные сроки (по 6 и 5 лет соответственно). Главбухпароходства Любовь Базильская была осуждена на 6 лет, а бывший начальник самарского филиала компанииВладимир Коряков - на 7 лет колонии строгого режима.
Андрей Декабрев, «Самарская газета».