Новости Самары
|
|
Взял на карандаш. Губернатор области Владимир Артяков предложил губернской думе предать под его контроль формирование счетной палаты18 февраля в областной парламент поступили предложения губернатора Самарской области о том, чтобы назначение председателя Счетной палаты и фактически всего его аппарата происходило по представлению губернатора. Таким образом, губернатор может вывести Счетную палату из-под контроля представительной власти.
29 января на заседании губернской думы были приняты поправки в областной закон о Счетной палате губернской думы. На этапе согласования с губернатором документ был отклонен. 18 февраля заключение губернатора пришло в думу. В нем содержится ряд предложений, среди которых - порядок назначения на должность председателя Счетной палаты, заместителя и аудиторов решением думы, но по представлению губернатора области. Ранее такое право было закреплено за губернской думой, и решение о назначении председателя Счетной палаты принималось думой большинством голосов от общего числа депутатов.
Инициатива, которая внешне может казаться незначительной, на самом деле означает, что областная исполнительная власть хочет поставить под свой контроль ведомство, имеющее возможность контроля любого бюджетополучателя. Контроль над этим процессом может влиять на исход любой проверки любого партнера областного бюджета. При Константине Титове Счетная палата использовалась нечасто, а ее вердикты мало что значили, хотя иногда и приводили к публичным скандалам. При Владимире Артякове, с учетом полной отстроенности силовых структур относительно губернатора, вердикт Счетной палаты может иметь совсем иное значение, а роль ревизоров может заметно вырасти.
В правовом управлении губернской думы были удивлены пришедшими предложениями и говорят, что инициатива губернатора требует детального обсуждения. Единого для всех регионов сценария формирования палаты не существует. В одних кандидатуру на пост руководителя контрольного органа представляет губернатор, в других - дума в лице председателя или депутатов. С другой стороны, по информации того же управления, в подавляющем большинстве субъектов России не губернатор представляет такую кандидатуру. Такое право у высшего должностного лица есть в основном в национальных республиках, которые отличаются более высокой степенью централизации власти (например, в Мордовии, Татарстане, Марий Эл, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Еврейской автономной области). Есть лишь пять областей с аналогичной схемой (Владимирская, Псковская, Магаданская, Ярославская, Ростовская). Также в правовом управлении полагают, что предложение не обосновано, поскольку контрольный орган будет в любом случае, несмотря на организационную обособленность, подотчетен Самарской губернской думе. В таком случае, по мнению думских юристов, кандидатуры, в том числе председателя, должны быть предложены самим депутатским корпусом и утверждены им без участия исполнительной власти.
Аналогичного мнения придерживается председатель Счетной палаты Сергей Матвеев, занимающий свой пост с 1995 года. По его информации, основанием для функционирования финансового контроля в России должны быть два основополагающих закона, которые в течение 7 лет находятся в Государственной думе и Совете Федерации, однако до сих пор не приняты, из-за чего и не существует единой системы. По его мнению, формирование руководящих структур в органе финансового контроля отведено законодательной, представительной власти.
В юридической службе областного правительства уверяют, что "никто не ставит под сомнение тот факт, что Счетная палата подотчетна и формируется думой, речь идет лишь о внесении кандидатур. В тех регионах, где уже функционирует предлагаемая схема, это делается на вполне законных основаниях. Наверное, Счетная палата России не обращалась бы в субъекты Федерации с предложениями унифицировать систему, если бы все было правильно и хорошо в большинстве субъектов РФ", - отметил представитель юридической службы "Белого дома".
«Медведи» решат судьбу палаты
В законе "О разработке, внесении и принятии законов Самарской области" закреплена процедура повторного рассмотрения документа, отклоненного губернатором области. Преодоление губернаторского вето возможно только в одном случае: если против него выступит фракция "Единая Россия" и найдет себе союзников.
Закон, отклоненный губернатором и возвращенный для повторного рассмотрения, вместе с обоснованием направляются председателем думы в ответственный комитет, который после обсуждения вносит на думу свои предложения по преодолению возникших разногласий. По итогам рассмотрения комитет может рекомендовать думе одобрить закон в ранее принятой редакции, согласиться со всеми или отдельными изменениями, предложенными губернатором, согласиться с предложением губернатора о нецелесообразности или незаконности принятия документа. На заседании думы предложение губернатора о нецелесообразности или незаконности принятия отклоненного закона может быть поставлено на голосование. И если за него (то есть за предложение не принимать проект в первоначальной редакции) проголосует большинство от установленного числа депутатов думы, то решение принято. Для этого достаточно 26 голосов или решения фракции "Единая Россия", в которой насчитывается 28 депутатов. Если же при повторном рассмотрении закон будет принят в прежней редакции не менее чем двумя третями от установленного числа депутатов, он подлежит обнародованию губернатором в течение 14 дней. Две трети голосов - 34 депутата. Такой сценарий (то есть преодоление вето Артякова) возможен только в случае протестного голосования "единороссов" и ряда депутатов из других фракций. Если при повторном рассмотрении закона дума большинством голосов от установленного числа депутатов примет все поправки, предложенные губернатором, а все остальные отклонит двумя третями голосов, закон с изменениями в семидневный срок направляется губернатору для обнародования. Если же не будет принято ни одно из решений, то закон считается непринятым. Для преодоления разногласий может быть создана согласительная комиссия между губернатором и депутатами.
Каждый решает сам
Согласно анализу, проведенному юристами, в большинстве субъектов (61) предложение кандидатуры на пост председателя Счетной палаты вносится депутатами либо председателем думы.
Так, в 40 регионах представление по кандидатуре вносится депутатом, группой депутатов, комитетами, фракциями в думе, в 15 из них - по представлению председателя думы. В 8 субъектах России представление поступает от высшего должностного лица региона. В 13 регионах - совместно от депутатов, комитетов, председателя думы и высшего должностного лица.
Счетную палату предлагают сделать юрлицом
Еще одно предложение губернатора заключается в том, чтобы преобразовать Счетную палату губернской думы в Счетную палату Самарской области. Счетная палата должна стать постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Самарской губернской думой, подотчетным ей и обладающим правами юридического лица.
Сергей МАТВЕЕВ,
председатель Счетной палаты губернской думы
- Недавно мы получили проект федерального закона об общих принципах финансового контроля. Нас попросили в кратчайший срок дать по нему предложения. Насыщать и разворачивать те нормы, которые там зафиксированы, должны субъекты РФ. Основные положения совпадают с посылом, который сделал в своем письме губернатор, за исключением одной очень принципиальной вещи: в этом законе не говорится, кто же должен вносить предложения о назначении руководящих лиц контрольных органов и их заместителей. Контрольно-счетный орган осуществляет независимый внешний финансовый контроль в соответствии с Римской декларацией, которая была принята в 1977 году. В ней зафиксированы основные принципы внешнего финансового контроля. Его осуществляет структура, которая профессионально выполняет финансово-контрольную функцию представительного, законодательного органа власти. Формирование руководящих структур в органе финансового контроля отведено законодательной, представительной власти.
Юрий ШЕВЦОВ,
председатель комитета по законодательству губернской думы
- Я не хотел бы сейчас высказывать свое мнение. Мы изучим ситуацию и выработаем предложения. Закон мы приняли, губернатор не согласился, доводы его убедительны по отдельным моментам, по отдельным моментам спорны, мы должны их изучить, после чего прийти к решению.
Глеб КУЗНЕЦОВ,
заместитель руководителя ситуационного центра "Фонда эффективной политики "
- Сейчас процесс находится в тренде, который объявил Козак (Дмитрий Козак - министр регионального развития России - Прим. ред.) в рамках избирательной кампании - о том, что регионам предоставляется больше полномочий. За два месяца было сделано много реверансов перед региональными руководителями, и они, в свою очередь, стремятся превратить их в инструменты. Я склонен расценивать ситуацию не как самарскую, а как федеральную тенденцию: слова Козака, Медведева люди интерпретируют как повод для того, чтобы замкнуть на себя больше полномочий и власти.
Юлия ВАСИЛЬКИНА, «СО» 10:09 03.03.2008
|
26 ноября 4:24
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |