С этого года на территории всей России выпускники 9 и 11 классов будут сдавать единый государственный экзамен. Если до этого ЕГЭ проводились в качестве эксперимента в некоторых регионах страны, то теперь это будет утвержденная законом система оценки знаний выпускников всех отечественных школ.
Но вопрос о том, насколько система ЕГЭ хороша, по-прежнему остается открытым. Людмила Козеродова, директор самарской школы № 5, считает, что это далеко не лучший способ оценки школьных знаний.
- Людмила Тимофеевна, расскажите в какой обстановке проходит ЕГЭ?
- Многие дети, конечно, не готовы ни психологически, ни морально к такой форме экзамена. Им тяжело когда в кабинет приходит не их учитель, а совершенно незнакомый, которого они никогда не видели. Он раздает им тесты и в гробовом молчании в течение всего экзамена они отвечают. Не все дети чувствуют себя комфортно в такой обстановке, поэтому случаются даже нервные срывы. Бывали даже случаи, когда дети падали в обморок. Соответственно, результаты экзаменов от такой напряженной обстановки хуже. Когда у детей хороший настрой, когда они видят своего учителя, они более спокойны, и результаты в итоге лучше.
Не сдавшие экзамены девятиклассники остаются на второй год. Раньше тоже такое было, но иногда мы отпускали детей со справками. Сейчас этого мы не имеем права делать.
Ну, а в 11 классах, конечно, все сложнее. Многие дети будут покидать школу без аттестатов. В прошлом году из двух наших выпускных классов по математике четыре ученика получили двойки. Причем, в двоих мы были не уверены, а двое совершенно неожиданно не смогли сдать экзамен. Просто растерялись. Вот таких детей жалко, которые занимались на твердую тройку, даже ближе к четверке, а на ЕГЭ от волнения просто не смогли собраться. И теперь по новому законодательству они аттестата не получили.
- А как же им в жизнь идти без аттестатов?
- Вот в этом-то и вопрос. Я еще хочу сказать, что тесты рассчитаны на достаточно хорошего ученика. А ведь в классе всего 30% детей, которые учатся на 4 и 5, это в лучшем случае. Я не говорю о специализированных школах. Но в обычной школе дела обстоят именно так. Поэтому треть учеников спокойно справится, причем при меньших психологических и моральных травмах, а все остальные получат нервные шоки, стрессы, и вдобавок еще и аттестаты не получат. Конечно, это не дело.
- Получается, что у троечников мало шансов...
- Да. Если только повезет, как они сами говорят, методом «тыка» угадать ответ. А не повезет, значит, уйдут без аттестатов.
- А как родители относятся к ЕГЭ?
- Да как они относятся? Конечно, плохо. Дело в том, что, конечно, они переживают сильно. Сейчас мы буквально натаскиваем детей на тесты, потому что другого выхода просто нет. Ведь некоторые вопросы в тестах даже не из школьной программы. В разработке тестов участвуют вузы, поскольку дети с результатами ЕГЭ смогут в них поступить. Соответственно, некоторые вопросы детям просто не под силу. У нас как раз недавно состоялось совещание, где зачитывалось, что принято постановление о том, что все выпускники нашей страны будут сдавать экзамены в форме ЕГЭ. Наш регион оказался в более хороших условиях, поскольку мы уже пять или шесть лет участвуем в эксперименте, и учителя уже привыкли, и методики отработали, и тестов очень много накопилось, по которым можно тренироваться. А другие регионы, если они не пробовали еще этого на себе, ожидает кошмар. Мы испытали это, когда проходили ЕГЭ первый раз.
- Что можно порекомендовать родителям, дети которых не получили аттестатов по результатам ЕГЭ?
- Трудно сказать, что им посоветовать. Пусть готовят ребят заранее, заставляют их внимательнее относится к учебе.
В новом положении пока не прописано того, можно ли детям через год пересдавать экзамены. Раньше такая статья была, они могли пересдать. А сейчас я могу порекомендовать только перевестись в вечернюю школу, продублировать обучение и экзамены. Вообще, сейчас мы ждем разъяснений по поводу нового закона, потому что 2008 год считался экспериментальным, но почему-то закон приняли раньше.
- Как Вы видите выход из сложившейся ситуации с ЕГЭ? Вернуться к старой системе? Или усовершенствовать новую? Если да, то как?
- Я считаю, что детям нужно предоставить выбор, сохранив и старую и новую системы. Если ребята четко определились в вуз и не хотят в летнее время сдавать вступительные экзамены, они могут пробовать ЕГЭ. А те, кто знают, что не потянут вуз, могли бы сдавать обычный экзамен. В любом случае детям надо оставить выбор. Ведь есть такие ситуации, когда, например, в нашей школе был мальчик с гуманитарным складом ума, победитель городской олимпиады по истории, а по математике учился еле-еле. К счастью, на тройку он экзамен сдал. А если бы не сдал, то вся жизнь была бы сломана. Сейчас он прекрасно учится на историческом факультете педагогического университета.
Также может быть и наоборот, когда математика прекрасно дается, а русский язык не очень.
Я хочу сказать, что детям нужно дать выбор, потому что у ЕГЭ планка все-таки выше, чем у школьной программы.