Сотовый ритейлер «Евросеть» запустил в Самаре новый проект - сеть своих платежных терминалов и объявил о намерении занять не менее 10% рынка уже в следующем году. Терминалы компании работают в системе «КиберПлат», и по сути, сотовый ритейлер является ее агентом. Аналитики и участники рынка считают, что такое сотрудничество положительно скажется на позициях платежной системы в Самаре, однако «Евросети» прибыли не принесет.
Сотовый ритейлер «Евросеть» запустил в Самаре сеть платежных терминалов. Инвестиции в локальный проект не раскрываются, но как рассказала PR-менеджер филиала «Поволжье» компании «Евросеть» Наталья Швейкина, «планируемый объем инвестиций в этот проект на территории РФ в 2007 году составит около $2,4 млн». По ее словам, на данный момент в Самаре запущены первые 20 терминалов, еще 30 будут установлены до конца текущего года. «Мы планируем занять значительную долю рынка платежных терминалов, думаю, уже в следующем году - не менее 10%», - заявила госпожа Швейкина. «Прибыль будет формироваться за счет агентских вознаграждение операторов, чьи услуги можно оплатить», - пояснила она. При этом госпожа Швейкина уточнила, что небольшая внешняя комиссия берется при погашении кредитов.
Как рассказал пресс-секретарь компании «Евросеть» Очир Манджиков, с 12 ноября, согласно поправкам в закон «О банках и банковской деятельности», которые были приняты еще летом 2006 года, владельцы терминалов не могут работать без договоров с банками (эта норма не работала в отсутствие разъяснения Банка России, необходимое указание было принято летом этого года и вступит в действие в ноябре. - „Ъ“), так что в качестве партнера компании в самарском проекте выступит банк «Платина».
По мнению Очира Манджикова, «после вступления этого решения в силу, по нашим прогнозам, количество участников рынка платежных терминалов может сократиться на 20%, а сам рынок станет понятным, структурированным и начнет консолидироваться». Соответственно, это достаточно удачное время для того, чтобы выходить на рынок платежных терминалов.
По данным „Ъ“, «Евросеть» будет не самостоятельным игроком рынка, а агентом системы «КиберПлат», которая ведет активную работу с сотовыми ритейлерами. В частности, агентом этой платежной системы является компания «DИКСИС», которая уже вывела свой «терминальный проект» в Самару весной этого года. При этом источник „Ъ“, знакомый с проектом «Евросети», пояснил, что далеко не все платежи компании будут идти через систему-партнера. «Дело в том, что около 98% рынка терминальных платежей - оплата сотовой связи, - пояснил собеседник „Ъ“, - и именно эти расчеты ритейлера не попадут в «КиберПлат», а будут реализовываться силами компании».
По мнению руководителя самарского представительства Объединенной системы моментальных платежей Владимира Смерницкого, «на рынке действуют несколько основных игроков: федеральные операторы «большой тройки» - это ОСМП, «КиберПлат» и группа E-port, недавно появился новый игрок «Элекснет», а также местные игроки - «Волго-Камский банк» и «Одно.касание». По оценкам господина Смерницкого, сейчас в области установлено около 1500 терминалов которые собирают около 500 млн руб за месяц. «Учитывая тот факт, что «Евросеть» работает с банком «Платина», который является банком платежной системы «КиберПлат», ритейлер будет выступать агентом платежной системы, что приведет к усилению ее позиций на рынке и некоторому переделу», - пояснил Владимир Смерницкий. По его мнению, «Евросеть» сможет занять заявленную долю рынка в 10%, если установит около 200 терминалов, но при этом господин Смерницкий сомневается в прибыльности такой модели бизнеса. «Дело в том, что в торговых центрах высокая арендная плата, которую будет затруднительно оправдать только за счет операторских вознаграждений», - пояснил он свою позицию.
По мнению аналитика ИК «Финам» Элины Юриной, совместная работа «Евросети» и «КиберПлат» выведет последнюю на лидирующие позиции на рынке. Что же касается высокой арендной платы, о которой говорят другие игроки рынка, и отсутствия дополнительной комиссии, то это, по мнению аналитика, не скажется на бизнесе компании. «По столичному опыту могу сказать, что большинство терминалов компании устанавливается в собственных салонах связи и арендная плата там отсутствует», - пояснила аналитик. «Установка терминалов в салонах связи оправдана тем, что таким образом компания сможет снизить нагрузку на персонал и, не увеличивая штата, запустить новые розничные программы», - считает госпожа Юрина.
Ъ