Новости Самары
Портал города Самара samru

Сергей Федоров: На издательском рынке сегодня стоит задача укрупнения

У современного издательского бизнеса - хорошие перспективы, считает президент корпорации «Федоров» Сергей Федоров. По его мнению, при грамотной организации на рынке достойно могут быть представлены самые разнообразные печатные СМИ. О своем видении медиа-потенциала Самары, а также о планах развития собственного бизнеса Федоров рассказал в интервью «Времени».

- Вы руководите крупной издательской компанией. Расскажите об основных задачах корпорации «Федоров»? Какие направления сейчас для вас являются приоритетными?

- Сказать, что наша корпорация - крупное предприятие, это преувеличение. Особенно если брать во внимание финансовые показатели.

Одно из главных направлений деятельности корпорации - издание книг. Мы издаем в год около 5 млн книг. Я думаю, это больше, чем то, что печатают все издательства Приволжского округа вместе взятые. По западным меркам, владелец такого издательства летал бы на собственном самолете. У нас иные цены на книги, другая рентабельность. Но это очень интересное, серьезное, перспективное и прибыльное направление. По нашим учебникам сегодня учатся порядка 10% учеников младших классов по всей России, 30% детей Таджикистана.

Другое направление - издание газетно-журнальной продукции, рынок СМИ. Мы сегодня стали не такими заметными игроками на этом рынке, какими были пять-десять лет назад, потому что прибавилась конкуренции. В рамках диверсификации есть и несколько других направлений, вроде недвижимости.

- Можете ли вы сейчас подтвердить или опровергнуть информацию о ведущихся переговорах с холдингом «Самара-Медиа» по поводу продажи изданий «Дело» и «Навигатор»? Правда ли, что не исключен вариант продажи всех изданий «Газетного мира»?

- Бизнес - это предприятие, приносящее прибыль. Прибыль владелец может получать несколькими способами: каждый период в виде дивидендов либо с продажи предварительно капитализировавшегося предприятия. Например, купил развалившуюся лачугу, сделал из нее дворец, продал в десять раз дороже. Тот же Олег Тиньков залез в долги и ведет абсолютно убыточный бизнес с точки зрения текущей рентабельности. Запускает пиво, ресторан под своим именем, а потом продает бизнес и остается с прибылью, окупив все затраты.

На мой взгляд, надо рассуждать не конкретно о продаже «Дела» или «Навигатора». Главное, что сегодня залогом стабильности бизнеса является масштабность. Бизнес с оборотом 200 млн рублей надежнее и успешнее, чем с оборотом 5 млн рублей. «Накладные» расходы у холдинга, имеющего десять изданий, гораздо меньше при пересчете на одну газету, чем у компании, выпускающей пару газет. «Прямые» расходы - это оплата работы журналистов, бумаги, печати в типографии, доставки, то есть всего, что непосредственно связано с производством газеты. Расходы «накладные» - это зарплата директора холдинга, бухгалтера - все то, что делится на многие СМИ, которые издаются в компании. В большом холдинге бухгалтеров может быть пять, но это все равно меньше, чем десять раз по одному. Может быть объединение журналистских структур или единый отдел рекламы, компьютерный центр.

На издательском рынке сегодня стоит задача укрупнения. Все идет по правильному пути, как и в Европе, хотя и с небольшим запозданием. То, что укрупнение необходимо, понимает и «Медиа-Самара», и корпорация «Федоров», и журнал «Босс», и РИА «Абсолют». Укрупнение может происходить в форме слияния нескольких изданий или поглощения, то есть скупки СМИ, это зависит от конкретных условий на рынке. Думаю, скоро все же появится сильный игрок с годовым оборотом 200-300 млн рублей. Тогда он будет достаточно устойчивым, независимым и более прибыльным.

Была бы предложена адекватная, с моей точки зрения, цена, я бы продал и «Дело», и «Навигатор», и «Дачницу». В то же время, если бы мне предложили приемлемую цену, то я бы купил и «Самарское обозрение», и «Самарские известия» для укрупнения.

- Действительно ли журнал «Дело» оценен в 20 млн рублей и вы готовы продать его за эту цену?

- Думаю, нет смысла обсуждать цифры. Журнал «Дело», на мой взгляд, не стоит этих денег, он дешевле. Но, полагаю, «Навигатор» дороже.

Существуют моменты, когда надо продавать бизнес, а когда нет. На пике стоит расставаться с бизнесом, на спаде - нет, потому что цена низкая. «Навигатор» и «Дело», хотя и в разной степени, сегодня абсолютно прибыльные предприятия. Это как машина для печатания денег. Там есть свои проблемы - понимания контента, развития, кадров. Но эти предприятия приносят относительно весомый доход.

Бывают случаи, когда финансирование издания прекращается и газета встает перед выбором: продаться или закрыться. Такой проблемы вообще не существует ни у «Дела», ни у «Навигатора», ни у «Газетного мира» в целом. Возможно, потому при продаже цена на них высока. Чем хорош для приобретения тот же «Навигатор»? Сегодня ты его купил, а завтра начнешь получать деньги. Это работающий технологичный механизм. Такого нельзя сказать на сто процентов о «Деле» в силу специфики издания. Этот бизнес стоит дорого, и сейчас у меня нет острой необходимости его продавать.

- Какие перспективы, по-вашему, есть у печатных СМИ в целом и, в частности, в Самаре?

- Есть в Самаре игроки, которые никому не нужны. Они созданы не как бизнес, потому не занимают никакую долю рынка. Они не интересны. Есть издания, сделанные очень профессионально. Например, Мария Иванова выпускает журнал «Самарский коттедж». Думаю, любой издательский дом мечтал бы иметь такое издание. Или сетевой проект «Деловой квартал». Также здесь можно упомянуть и добротно сделанный журнал «Босс», который превратился уже в некую доску почета. Он изначально был выстроен, как бизнес. Люди получают то, что хотят. Олег Долгов-Лукьянов делает абсолютно грамотный продукт и абсолютно прибыльный.

Сейчас в Самаре нет нормального автомобильного журнала, местного шопинг-гида, изданий, связанных с работой, нет правильно организованной ежедневной газеты. Хотя это сегодня самое прибыльное и перспективное направление. Но оно требует больших вложений. Я думаю об этом, но вряд ли решусь в ближайшее время.

- Согласны ли вы с мнением, что печатные СМИ - устаревший способ получения информации, что их вытесняют интернет-СМИ, и будущее за этим направлением?

- Эта дискуссия ведется уже не один год. С одной стороны, появление нью-медиа нельзя отрицать. С развитием технологии возникли электронные журналы, сделанные по подобию «бумажных», вплоть до перелистывания страницы. В то же время нельзя не учитывать привычки и консервативность некоторых читателей. Возьмем New York Times, у которой порядка миллиона подписчиков на бумажный вариант и около пятидесяти тысяч подписчиков на электронную версию. Электронные и бумажные варианты СМИ не должны повторять друг друга. Сегодня у нас это проблема для большинства изданий, которые просто выкладывают на портал свежий номер своей газеты. В Интернете же есть масса возможностей: ежесекундная передача информации и обратная связь.

Я недавно был на Франкфуртской книжной ярмарке. Там тоже говорят об электронных книгах, и, наверное, это правильно. Сейчас ведутся разработки носителей, я видел эти проекты, но они очень дорогие. Например, «электронная бумага» размером с обычный лист и даже гибкая, весит около 100-200 граммов. Туда можно закачать всю библиотеку. Это очень удобно даже для школьника, все учебники которого уместятся в этих «электронных листах». Причем кроме текста на чудо-бумаге будет представлена подвижная графика, проект предусматривает интерактивность. Но пока есть только дорогие варианты, стоимость которых составляет тысячи долларов. Когда цена достигнет 100-200 долларов, можно будет говорить о замене бумажных носителей электронными. Все к этому идет.

В то же время в России в последние два года наблюдается фантастический рост рекламы в печатных СМИ. При общем росте рекламы в 5-10%, рост рекламы в печатных СМИ составляет около 30%. Здесь сыграли свою роль несколько факторов, в том числе удорожание рекламного времени на телевидении и более четкая работа в сфере наружной рекламы. Соответственно, вся реклама перетекла в печатные СМИ, особенно ежедневные. Сегодня в России, на мой взгляд, моветон - иметь убыточную ежедневную газету. Поэтому рано еще говорить о закате печатной продукции. Трансформация должна быть.

- Известно, что сейчас независимых СМИ практически нет...

- На самом деле независимые СМИ в России сейчас есть. Например, журналы Сosmopolitаn, Voque, «Караван истории» или «За рулем» трудно назвать зависимыми. Пример газеты, сделанной как бизнес, - «Ведомости» в Москве. Я не представляю, чтобы на Западе писали заказные статьи в ведущих изданиях или журналист использовал бы при написании статьи пиар-материал. Такого там не бывает. У нас же сейчас главным источником дохода во многих СМИ стали заказные материалы, это ужасная деградация профессии. Сегодня, если газета пишет хороший материал, все думают, сколько же заплачено за статью. Опубликуют плохое - все думают, кто же это заказал. Так произошло из-за неверия изданиям. На мой взгляд, если появятся газеты, которые докажут, что пишут правду, они начнут зарабатывать огромные деньги, потому что доверие будет именно к ним.

- Что вы можете сказать о самарской деловой прессе, которой становится все больше? Не теряется ли ее качество в конкурентной борьбе изданий друг с другом? Как скоро произойдет перенасыщение этого рынка, будет ли он уменьшаться? Насколько коммерчески привлекателен этот сегмент СМИ?

- При нашем разделении общества есть прослойка руководителей бизнеса и чиновников. Именно там, при всей узости слоя, сконцентрированы деньги и власть. Потому издатель, желающий быть там, создает именно деловое СМИ. Если хотите иметь газету недорогую, но влиятельную, достаточно 500 экземпляров, но адресно доставляемых начальникам и первым лицам. Если хотите иметь прибыльную и массовую газету, то, естественно, такого тиража мало. Потому сейчас многие издатели не ради прибыли, а для влияния идут именно на этот рынок.

Определенный переизбыток таких изданий в Самаре уже существует. Только они все как волны - потом разойдутся круги на воде, и все встанет на свои места. Сегодня рынок деловых изданий перенасыщен в России вообще и в Самаре в частности. Их слишком много. Нормальный человек не может прочитать столько газет и журналов на близкую ему тему. Возможно, произойдет какой-нибудь передел. Будут нишевые издания: телегиды, журналы в сегменте general interest.

- Как вы оцениваете процесс «глобализации» некоторых СМИ, то есть разрастания сетевых проектов, прихода в регион все новых изданий из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга?

- Я считаю, что это абсолютно естественный процесс, уменьшающий «накладные» расходы. Это является серьезной угрозой для местных СМИ. Нелегко бороться с мощными технологиями и большими деньгами. И я не уверен, что региональные издания по всей России выдержат такой напор, а если придут еще и иностранные СМИ, будет более серьезная борьба. Для противостояния, опять же, нужно укрупняться.

- Каковы сегодня тенденции и перспективы издательского бизнеса? Что вас поразило на книжной выставке во Франкфурте? Что из опыта западных коллег, вы считаете, было бы уместно перенять?

- Думаю, что сегодня российские книгоиздатели работают не хуже западных. Обратите внимание, у нас западные новинки появляются не позднее, чем в Европе. Тот же «Гарри Поттер» на русском языке вышел раньше, чем на немецком в Германии. Во Франкфурте меня заинтересовали интеграционные проекты. Например, продается коробка с книжкой про йогу, здесь же DVD-диск с видеоуроками и коврик, на котором можно лежать. Придумываются многосторонние способы восприятия: у читателя в напряжении зрение, слух, тактильные ощущения. Это достаточно любопытно, особенно в отношении детей. Сейчас японцы выпускают книги, в которых при нажатии кнопочки поют соответствующие птицы. Это интересное для нас направление. Мы думаем ввести новые технологии в учебники, хотя это непременно приведет к их удорожанию.

- С какими сложностями сейчас приходится сталкиваться при издании книг? Как изменяется специфика этого бизнеса?

- Проблемы обычные: рынок, покупатели, конкуренты. У любого бизнеса проблемы одни и те же. Специфика разве что в том, что сегодня цена на книгу меньше, чем должна быть. К примеру, на западе книжка стоит 20 долларов, у нас - 7, а цена за бумагу и печать такая же, как в Европе. Хотя сближение сейчас происходит. От этого страдают все: практически ничего не остается на продвижение книги, меньший гонорар получает автор. В России сегодня и книжных магазинов гораздо меньше, чем в Европе. Сейчас у нас это далеко не самый прибыльный бизнес. Хотя издатель пока получает прибыль меньше, чем магазины. К примеру, наша цена учебника - 80 рублей, а где-нибудь в Иркутске - 250 рублей. Мы думаем сейчас над тем, как более прямо дойти до читателей.

- Как изменяются читательские предпочтения? Какая литература более востребована?

- Мы специализируемся на учебниках, поэтому я отвечаю на этот вопрос только как наблюдатель.

Произошла нормальная вещь, как, впрочем, и на Западе. Более популярным становится non-fikshen. Люди хотят, чтобы книжка давала советы: как приготовить борщ, куда поехать учиться, как выбрать мотоцикл. Те же технологии, или «Кухня с Юлией Высоцкой», или книга Ксении Собчак. Особенно востребованы книжки в мягких переплетах.

- Какие события, произошедшие на медиа-рынке за последнее время, привлекли ваше внимание?

- Глобальных событий на медиа-рынке, по-моему, нет. Хотя я не так много времени провожу в Самаре, чтобы досконально все знать.

- Кто вы все же больше в душе - журналист или издатель?

- Я мог бы сказать, что в душе больше журналист, но измельчала нынешняя журналистика. Это беда. Сегодня в журналистике очень много безграмотных людей. Раньше я ездил в командировки и был счастлив. Сегодня для журналиста добраться от офиса на ул. Ерошевского до КРЦ «Звезда» без служебного транспорта невозможно. Быть похожим на таких журналистов я не очень-то бы и хотел. Конечно, не все такие. И у нас в «Газетном мире» есть очень талантливые ребята. Но вообще произошла деградация профессии. Если раньше я испытывал гордость за то, что я журналист, и чувствовал уважение со стороны, то сейчас эта профессия в целом сродни профессии работника публичного дома. Есть во мне, в глубине души, мечты, задумки возродить журналистику, но, может быть, это всего лишь ностальгия. В связи с этим я однозначно ответить на этот вопрос не могу. Абсолютный факт, что журналистика мне не безразлична. Я каждый день читаю по подписке, наверное, больше всех в Самаре, различных газет и журналов. Но смог бы я вернуться в журналистику? Не уверен.

Екатерина ШУЛЕПОВА
Время. События. Мнения. Тенденции

09:51 23.10.2007



Главные события

Новости Самары

  16:37  Почти на треть увеличилось количество предложений вторичной недвижимости в Самаре
  14:39  116 катков планируется залить в Самаре
  11:16  На дорогах Самарской области восстановили движение после снегопада
  10:29  Расписание ЕГЭ в 2025 году
  10:02  Два дома для переселения граждан из аварийного жилья ввели в Самарской области
  09:33  Более 276 тысяч жителей Самарской области получили статус самозанятых



Новости Самары


14 декабря 12:48


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru