Каждый из нас сталкивался с конфликтами в школе. Кто-то поссорился с родителями, кто-то подрался с одноклассником, а кого-то предал лучший друг
И каждый стоял перед вопросом, как разрешить эту конфликтную ситуацию. Ведь если сделать вид, что ничего не произошло, то, скорее всего, это только все усугубит. Попытаться решить проблему при помощи кулаков - не всегда нужный вариант. Остается только одно - пожаловаться взрослому. Именно во взрослых дети зачастую видят единственную возможность разрешения своих конфликтов.
Но почему для решения каких-то личных подростковых проблем требуется обязательное вмешательство взрослого? Почему бы активным ребятам не начать самостоятельно разрешать конфликтные ситуации? То есть встать на третью позицию, которая могла бы помочь примирить две враждующие стороны.
Оказывается, что такие альтернативные стороны есть, они составляют целую службу - Школьная служба примирения.
Совсем недавно в рамках проекта «Право вокруг нас», реализуемого Федерацией детских организаций Самарской области, при поддержке министерства культуры и молодежной политики Самарской области
проходил семинар образовательно-воспитательной технологии «Школьная служба примирения». Семинар проводил руководитель направления «Школьные службы примирения» Центра «Судебно - правовой реформы» г. Москва А.Ю. Коновалов.
Действительно, проблема детских и подростковых конфликтов - это проблема общая, она очень актуальна и требует путей разрешения. Семинар, посвященный службам примирения, - яркий тому пример. И интересует эта проблематика, прежде всего, не только взрослых, но и детей и подростков, ведь большинство участников этого семинара - школьники. За все время проведения семинара участники ощутили себя в роли каждой из сторон: обидчик, пострадавший и ведущий, тот самый человек, который пытается организовать примирительную встречу. Роль ведущего или, как его еще называют, "медиатора", была самой сложной. Ведь помирить враждующих людей, сделать так, чтобы они сами нашли решение возникшей проблемы, при этом не вставая на чью-либо сторону, крайне нелегко. Но почти все участники справились с этой ролью и заданием организовать примирительную встречу между двумя подростками.
Семинар закончился, но не закончилась та работа, которую начали на нем участники. Они разъехались по своим селам и городам, чтобы в своих школах попытаться создать собственные службы примирения. Ведь это сейчас так важно. Есть надежда, что и в Самаре в скором времени появятся такие школьные службы примирения.
Яна Мельникова, специально для SAMRU.ru