Новости Самары
|
|
Виктор ТАРХОВ: «Пятерку» себе не поставлю». Мэр Самары без чрезмерного энтузиазма оценивает первые результаты своей работыСегодня исполняется ровно год с тех пор, как прошел второй тур выборов мэра Самары, после которого к управлению городом пришла новая команда. Что было сделано за прошедшие 365 дней? Почему глава города делает ставку на молодых менеджеров? Как экономика Самары будет развиваться в дальнейшем? Виктор Тархов в интервью СО оценивал прошлое и заглядывал в будущее.
- Как вы сами оцениваете свою деятельность за прошедший год?
- Если говорить по-школьному, то я бы оценил успехи на "четверку с минусом". "Пятерку" не поставлю, полновесную "четверку" тоже. Единственное, что скажу в оправдание: слишком много внешних изменений. Я своим всегда говорю, что мы не имеем права на ошибки. Если еще и мы промахиваться станем, то, с учетом того, что тьма ошибок делается наверху, дело совсем плохо будет.
- Какие ошибки вы имеете в виду?
- Прежде всего это законодательная база, с которой вечно приходится бороться, стараться ее править, находить выходы. Очень много ограничений накладывается на деятельность муниципалитета: этого делать нельзя, того нельзя, а населению - надо. Поэтому придумываем всякого рода варианты.
- Придя к руководству города год назад, вы имели, условно говоря, набор точек отсчета по каждому направлению деятельности. Насколько за 365 дней сменились координаты? Чего конкретно удалось добиться?
- Давайте пойдем по сферам деятельности. Начнем с образования. Мы получили ощутимую помощь из бюджета области в рамках проекта "Достойные граждане великой страны", что помогло улучшить материальное обеспечение городской системы образования. Такого серьезного вливания средств эта сфера не получала, по-моему, на протяжении нескольких десятилетий. Лед тронулся, этот проект будет действовать и в следующем году. Можно даже уже ориентироваться на некоторые цифры. Мы претендуем на сумму около 100 млн рублей: 25 из областного бюджета и 75 выделяются по проекту. Плюс мы выделяем деньги городского бюджета, около 50 млн. Вкупе получается уже неплохая сумма, которая пойдет на капитальные ремонты учебных учреждений, которые на протяжении многих лет не проводились. Есть и другие хозяйственные вопросы, которые надо решать. Например, есть школа №12, которой отведем часть сквера Арцыбушева, не трогая, конечно, памятник. Пусть у школы будет небольшой, но собственный стадион. Кроме того, здесь лет десять назад был сооружен пристрой, но до сих пор он не введен в эксплуатацию. Руки не доходили. Займемся им. Сложностей много, в первую очередь - подключение электроэнергии, это вообще беда городская. Насчет кадрового состава, что бы кто ни говорил, но в образовании идет нормальная ротация кадров, этот процесс необходим. Даже среди директоров текучесть кадров должна быть 6% в год. Это нормально, когда кто-то уходит на пенсию, кто-то приходит. В здравоохранении тоже идет ротация руководителей. Это болезненно, но застой вреден. Я рад, что в медучреждения пришли молодые, но уже состоявшиеся специалисты, имеющие опыт руководящей работы. Кстати, руководителю управления здравоохранения Владиславу Романову тоже около сорока. Уже можно говорить, что сложилась новая плеяда молодых энергичных управленцев. Наконец, стала понятна программа развития здравоохранения. Она практически готова, в конце ноября мы ее примем. Придется провести оптимизацию мощностей. У нас есть маленькие, "копеечные" поликлиники, есть громадины. Будем объединять. Стало понятно, что нам делать с фармацевтикой, с лекарственным обеспечением. Думаю, что уже в этом году будут видны определенные результаты усилий по снижению цен на основные виды медикаментов.
- В чем секрет?
- Он прост: мы упростим схему поставки лекарств, исключив из нее цепочку посредников, каждый из которых имеет свою маржу. Будем работать напрямую с поставщиками.
- Пойдем дальше по сферам деятельности администрации.
- Потребительский рынок. Здесь главная проблема - подорожание продуктов питания. Мы обсуждали с губернатором возможность некоего регулирования, координации цен. Когда случается рост цен, сразу у чиновников возникает желание регулировать их в приказном порядке, как это было в Советском Союзе. Но страна другая, экономика другая, говорить на эту тему можно, но волевым решением изменить ситуацию нельзя. Поэтому должны быть продуманы и реализованы сугубо рыночные способы влияния на цены. Я всегда в таком случае привожу исторический пример. В самом начале своего царствования Павел Первый столкнулся с хлебными бунтами, которые возникли из-за желания торговцев нажиться на урожае. Тогда император закупил зерно за границей, построил государевы мельницы и пекарни, чем сбил цены на хлеб. Двести лет назад он действовал экономически абсолютно грамотно. Не грех и нам этому поучиться. Если говорить о молоке и мясе, то ситуация, конечно, патовая, и решить проблему можно не в одночасье, а реализуя долгосрочную программу восстановления поголовья скота. Сотней голландских коров эту дыру не закроешь.
Я считаю, что рост цен мог быть еще больше, если бы мы не подсуетились и не организовали проведение городских сельскохозяйственных ярмарок. Важно, что они будут не только сезонными, под финиш сельхозкампании. Мы планируем переводить их в режим постоянной работы. Для этого должны использоваться свободные площадки города. Уже сейчас цены на товары на крытых рынках и на ярмарках отличаются примерно на 30%. Мы уже полгода ведем переговоры с министром Румянцевым. Сошлись на том, что городу нужен еще один сельхозрынок, специально для агропроизоводителей области. Контрольный пакет его должен быть у муниципалитета, и мы сами определим квоты каждому сельскому району. А потребитель будет знать: вот пестравская свинина, вот челновершинская говядина. Это, кроме всего прочего, будет побуждать к восстановлению системы облпотребсоюза.
- В какой стадии находятся переговоры о муниципальном рынке?
- Они затормозились в стадии определения источников финансирования. Нам бы хотелось, чтобы было софинансирование города и области и участие Минсельхоза РФ.
- Что изменилось в транспортной сфере?
- Трамвайно-троллейбусному управлению и метрополитену мы оказывали помощь тем, что не мешали работать самостоятельно. Я запретил провопить любого рода реорганизации ТТУ. Сейчас принято решение, определен финансовый источник на приобретение 40 автобусов большой вместимости и 10 троллейбусов. По автобусам, скорее всего, мы используем "китайский вариант". Как ни крути, у машин из Поднебесной лучшее соотношение цена-качество, не зря их так много используется в Питере. Плюс мы разрабатываем условия для привлечения инвесторов, которые займутся пассажирскими перевозками не на "Газелях", а на солидных автобусах. Именно в их нехватке у нас главная проблема, а не в троллейбусах, трамваях, метрополитене. Кстати, поделюсь маленькой радостью. Мы вполовину уменьшили свой долг за автобусы "Мерседес", приобретенные еще Сысуевым на кредит Европейского банка реконструкции и развития. Долг был 450 миллионов, к первому января он составит 234.
- А если говорить о погашении кредитов по муниципалитету в целом?
- Год назад тело кредитов тянуло примерно на полтора миллиарда, теперь останется 800 миллионов с небольшим.
- Как развивается направление ЖКХ?
- Сейчас перед администрацией стоит проблема оптимизации работы департамента городского хозяйства. Уже принято решение разделить его на три структуры: собственно коммуналка, благоустройство и экология. Ищем специалистов помоложе для экологического направления. Думаю, в течение месяца мы определимся с кандидатурами.
- То есть будут образованы новые департаменты?
- Да. Пусть говорят, что мы занимаемся мелким дроблением, но отдельный департамент экологии нам нужен. У нас около 450 организаций, которые образуют химически загрязненные отходы, стоки. А договоров на их обработку заключено только 220. Надо разработать схему приема этих стоков, которые перед сбросом в Волгу будут проходить обработку, чтобы сбрасывать чистую аш-два-о.
- В следующем году вам исполнится 60 лет, а вы окружаете себя довольно молодыми менеджерами. Вам уютно работать с молодежью?
- По крайней мере с ними не соскучишься, с ними интересно. У них есть идеи, которые заслуживают воплощения. Люблю работать с теми, кого надо удерживать за фалды, а не толкать все время в спину до синяков на кулаках.
- Можно ли сказать, что команда Тархова сформирована окончательно?
- Говорить, что она останется такой на протяжении всех четырех лет, не буду, но костяк команды, безусловно, создан.
- Губернатор и мэр региональной столицы - это зачастую пара антагонистов. А в случае с Самарой на эти отношения проецируется непростая политическая ситуация. Какие связи складываются у вас с Владимиром Артяковым?
- У нас практически не было разговоров о политике. Единственное, о чем договорились, - подписать соглашение между "Справедливой" и "Единой Россией", чтобы выборы прошли без "поножовщины". Надоело: меня обозвали, я обозвал. Договорились и о некоем режиме агитации. Должностное лицо в рабочее время не должно заниматься политической деятельностью. Поэтому если сегодня занимаешься партией, возьми день без сохранения содержания, это будет правильно. А все хозяйственные вопросы обсуждаются в рабочем режиме.
- Какие есть претензии у области к городу и наоборот?
- Скорее есть вопросы, которые мы пытаемся решать вместе. Например, проблема обманутых дольщиков. При определенных обстоятельствах их количество может вырасти не в разы, а кратно. Строительство - это выгодный бизнес. Предприниматели привыкли к бешеной рентабельности, и за менее чем 100% прибыли работать не желают. Где еще есть такой доход? Наверное, только в контрабанде оружия и наркотиков. Если рентабельность снизится, все эти бизнесмены просто смоются со строек и все проблемы подарят власти, и муниципальной, и региональной, и федеральной.
- А как же борьба за право распоряжения городской землей?
- Суд первой инстанции принял сторону губернии. Но мы будем продолжать настаивать на своем, не остановимся. Куда это годится: разработка разрешительной документации увеличилась по времени практически в два раза! Но мы сможем ускорить процесс подготовки бумаг. На следующий год в бюджете заложено 140 миллионов на межевое дело. Мы договорились с Муниципальным институтом управления, чтобы к этой работе были привлечены студенты, это им будет зачтено как практика. Не просто практика ради практики, а работа на благо города Конечно, при общем контроле Кадастровой палаты.
- Создана ли компенсационная схема, которая позволит вернуть городу недополученные средства за проданные в свое время объекты муниципальной недвижимости?
- К сожалению, такая схема не может быть создана, не позволяет законодательство. Но у нас более 300 дел в отношении недвижимости находится в судах различных инстанций. Мы продолжаем настаивать на возвращении помещений, проданных "знаменитым" акционерным обществам "Сити" и "Жемчужина Поволжья". Слава богу, вернули Загородный парк, который теперь навеки будет муниципальным.
- Какие задачи вы себе ставите на следующий год?
- Самое главное - прирастить доходную часть бюджета минимум на 20%. А на что их направить, мы найдем. У нас масса специалистов по расходованию средств и еще больше дыр: детские и спортивные площадки, то же благоустройство, сохранение исторической части Самары... Перечислять можно бесконечно.
- Как планируете зарабатывать?
- Оптимизируя, конечно, свои расходы, экономя, а также более тесно работая с налоговыми органами. Основной налог - это, безусловно, НДФЛ. Мы здесь ждем солидного увеличения отчислений за счет более интенсивного контроля. Плюс земельный налог. То же межевание позволит перевести существующую terra incognita в разряд источников пополнения бюджета. Затратив 140 миллионов, мы планируем потом ежегодно получать около 700 миллионов. Будем меньше продавать имущества, поскольку его аренда дает 16% поступлений в бюджет.
Сказал. Сделал? Какие обещания давал, какие сдержал самарский градоначальник
-Обещал привлечь к проверке деятельности предыдущего состава мэрии аудиторов Счетной палаты России. Свое намерение объяснял нежеланием отвечать за поступки предшественников. Довести идею до конца не смог, ограничившись собственными внутренними проверками.
- Обещал сократить численность городских чиновников. В результате проведенной реструктуризации самарской мэрии и ее подразделений количество работников уменьшилось в среднем на 25%.>
- Обещал вернуть городской думе необходимое для ее нормальной работы здание. Слово сдержал в первые дни правления. С октября 2006 года городские депутаты работают в отведенном для этого помещении.
- Намеревался регулярно отчитываться перед журналистами. "Я считаю, что раз в неделю мэр обязан доложить своим жителям о проделанной работе, о трудностях, которые существуют, а может, даже обратиться к своим жителям с просьбой. Это непременно нужно делать", - говорил Тархов в момент прихода к власти. Появление мэра на экранах телевизоров, точно так же, как и в других СМИ, - редкость.
- Собирался привлекать в город внебюджетные средства. "Нужно выстраивать грамотные взаимоотношения с бизнесом, чтобы обеспечить этот поток средств", - заявлял мэр. Говорить о заметных результатах этой деятельности пока не приходится.
- Хотел усилить самостоятельность районных администраций. В рамках реализации этой идеи мэрия Самары направила в думу ряд нормативно-правовых актов. Два документа, касающиеся наделения районных чиновников рядом полномочий, были утверждены на заседаниях думы. Один из них, предусматривающий право глав районов выдавать разрешения на приватизацию жилья, был отменен решением суда по просьбе городской прокуратуры.
- Намеревался решить вопрос о благоустройстве набережной и наведении порядка на этом рынке. Однако ряд фирм, с которыми были заключены договоры, не выполнили их условия, причинив вред внешнему облику самарской набережной. Позже ситуацию удалось стабилизировать.
- Хотел обеспечить дорожно-транспортное соединение Московского шоссе и улицы Тухачевского. Работы ведутся, но до сих пор не завершены.
- Обещал ускорить разработку и утверждение генерального плана. Официально документ до сих пор не прошел все необходимые стадии согласования.
- Собирался вернуть в собственность города незаконно ушедшие объекты муниципального имущества. К настоящему моменту вынесено лишь три положительных решения по таким искам.
- Обещал вернуть в собственность города Загородный парк. Решение по спорному объекту было принято в пользу администрации, однако парк вернулся в собственность города лишь частично.
- Собирался решить проблему устранения с улиц города бродячих собак. Заметных результатов деятельности в этом направлении пока не видно.
- Хотел построить социальный приют для бомжей. О результатах реализации этой идеи неизвестно.
- Собирался привлечь к ответственности телеведущего Владимира Соловьева за оскорбление чести и достоинства. Судебные разбирательства по этому поводу не закончились.
- Публично озвучил идею передела самарского рынка вывоза твердых бытовых отходов. Заметных изменений в этой отрасли пока не произошло.
- Намеревался в судебном порядке вернуть в ведение муниципалитета право распоряжаться землей. Иск, в котором мэр опротестовал изменения в областном законодательстве, лишившие его соответствующих прав, был направлен в суд. Однако реализовать идею до конца Тархов не смог, иск был отклонен.
Андрей ФЕДОРОВ, «СО»
|
24 ноября 3:38
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |