Новости Самары
Портал города Самара samru

В «Ракурсе» - новый сезон

Руководитель киноклуба Михаил Куперберг - о репертуаре, культурной жизни Самары, Московском кинофестивале и многом другом.
- Михаил, взглянем ретроспективно на лето. Какие события в области кино и культуры достойны упоминания? Вот, например, в июне «Ракурс» проводил фестиваль фильмов о правах человека. Что там было? Откуда взята была идея? И насколько эта тема сегодня актуальна?
- Это фестиваль правозащитного кинематографа, под названием «Сталкер», проводится уже много лет в Москве. Там очень много тем: и проблемы СПИД, наркотиков, правозащитная и антивоенная тема, безработица, тема социальной адаптации мигрантов и прочее. Грубо говоря - актуальное социальное кино. В Москве он длится неделю, показывается более 200 фильмов - игровых, документальных, анимационных. Не только отечественных, но и зарубежных. А этим летом был такой трехдневный дебют этого фестиваля в Самаре.
Приезжал Андрей Смирнов - знаменитый драматург, режиссер, автор «Белорусского вокзала», «Осени». Он представил свой проект «Свобода по-русски». На самом деле это картина, сделанная по заказу ГосДумы РФ - об истории Думы, об истории парламентаризма в России. Но, «заказной» характер картины дает о себе знать - она получилась не такой острой, какой могла бы быть. Она рассказывает о традициях парламентаризма в разных странах, не только в России - в частности, в Финляндии, Швеции, Франции. Это 10-серийный фильм, который сейчас по разным причинам никак не найдет свое пристанище на телеканалах, но он уже вышел на DVD. В целом фильм любопытный, но не более того.
- Сколько вообще фильмов показывалось в рамках этого фестиваля?
- Немного, но были довольно интересные картины. Самым интересным событием был приезд известного документалиста, Марины Разбежкиной. Она снимает иногда и игровое кино, вот она привозила фрагменты фильма «Яр» по повести Есенина. Плюс у нее есть школа-мастерская молодых документалистов. Эти ребята, они делают очень жесткое кино о современности, о реальных людях, о неприглаженной жизни маргиналов, и о себе подобных молодых людях, экстремалах. Эти фильмы она тоже привозила. Наверное, этот показ был самым живым.
 
- Там значился фильм «Невидимые дети»…
-Это альманах. Режиссеры разных стран осуждают на киноязыке проблему детства в современном мире. Неровный фильм, но некоторые фрагменты очень интересны - например часть, которую снимал Эмир Кустурица.

-Еще одним ярким событием лета был Московский кинофестиваль. Как ты оцениваешь это событие?
-Я не каждый год езжу на этот фестиваль, в этом году был. Там сейчас первый год сменился состав оргкомитета, отборочной комиссии. Михалков остался президентом фестиваля, художественным директором стала Кирси Тиккиляйнен, известнейшая персона финского кино (которая была и у нас в Самаре, привозила фильмы братьев Каурисмяки), отборочную комиссию возглавил один из ведущий российский киновед Андрей Плахов. В этом году впервые фестиваль проходил в мультиплексе «Октябрь», что тоже новинка - почти все фильмы, вся программа сосредоточены в одном месте. Вообще, тематических программ очень много было. И современное российское кино было, и документальное, анимационное, все призеры «Кинотавра», плюс конкурс молодого кино, плюс программа полнометражного документального кино, в основном, зарубежного, что для нас почти в новинку, плюс ретроспектива...
Во внеконкурсной программе, как обычно, было больше и интереснее, чем в конкурсной. Румынский фильм-победитель Каннского фестиваля «4 месяца, 3 недели и 2 дня» на меня произвел очень сильное впечатление, мы его, наверное, к концу текущего года или в начале следующего обязательно покажем в «Ракурсе».
 
- Как ты оцениваешь статус Московского кинофестиваля? Как его оценивают специалисты других стран? Охотно ли туда едут?
-Этот фестиваль для мира - практически ноль. Сюда приезжают люди, которых пригласили в жюри, некоторые авторы фильмов, даже не знаю для чего - видимо, просто из-за личных контактов Никиты Михалкова. На самом деле Московский фестиваль не раскручивает фильмы, здесь нет кинорынка, который есть в Торонто, Канне, Берлине, Венеции. И Московский фестиваль не обладает сегодня таким авторитетом, которым он обладал, когда миру был интересен Советский Союз - это времена «оттепели», конец 50-х-начало 60-х, или в годы перестройки, горбачевско-ельцинские времена, когда сюда приезжали Феллини, Форман. Когда страна была интересна.

- В наших СМИ его обычно подают с большой помпой...
- И призы, которые получают люди на фестивале, тоже никому ничего не говорят. Я не могу вспомнить призеров прошлого и позапрошлого годов. Потому что подчас непонятно, какими мотивами руководствуется жюри. Очень случайный подбор фильмов.

- Не чувствуется влияния государственной идеологии на фестиваль?
- Пока нет. Слава Богу, пока нет.
 
- Какие еще летние события тебе запомнились?
-Смерть Ингмара Бергмана и Микеланджело Антониони.

-Да, каждый из них - это эпоха... «Ракурс» в новом сезоне как-то вернется к этим именам?
-Покажем памяти Антониони его фильм «Профессия репортер», этот показ намечается в сентябре. А в октябре мы покажем один фильм или несколько... один точно, «Персона» - памяти Бергмана.
- Какие фильмы лично ты порекомендуешь из тех, что будут показаны в сентябре в киноклубе «Ракурс»?
- «Внутренняя империя» Дэвида Линча, «Не хочу спать одна» - но это самый тяжелый случай из всей программы сентября, сложная картина, может остаться непонятой.
 
- А можно поподробнее?
- «Внутренняя империя» - 3-часовой опус, который Линч делал три года. Вполне возможно, что картина будет итоговой, сплетутся все мотивы и темы, начатые в предыдущих картинах: «Диких сердцем», «Шоссе в никуда» «Малхолланд драйв», «Синий бархат».
«Не хочу спать одна». Цай Минлян - один из лучших режиссеров мира, но в России его практически не знают. Мы одну его картину показывали 2 года назад - «Капризное облако», в жанре, который я определяю как арт-порно-мюзикл. Этот режиссер исследует проблему телесности в современном искусстве и жизни. Новый фильм очень минималистский по выразительным средствам, мало диалогов, мало слов вообще. Только телесные контакты между людьми, прикосновения, даже не в эротическом смысле. Цай Минлян вообще один из ярких новаторов, такой азиатский Антониони.
 
- Будут ли в репертуаре яркие, на грани шоу, картины, интересные молодежи?
-Французская картина «Мольер» - простое, интересное, с французским юмором кино. Современная молодежь не любит депрессивных фильмов, она предпочитает оптимистические картины, типа «Амели». Английский фильм «Сцены сексуального характера» - непритязательные истории нескольких пар, которые больше рассуждают о сексе, нежели занимаются им. Деликатное, красивое и изящное кино. Будет отдельная программа российского молодежного экстремального кино в малом зале Дома Актера
 .
- Какое расписание показов в «Ракурсе», уточни, пожалуйста?
- Показы проходят в Доме Актера, в большом и малом залах . В сентябре показы в большом зале будут во вторник, среду, четверг и субботу в 19.00. А с сегодняшнего дня начались показы и в малом зале, с фильма «Рассекая волны», это - по вторникам и субботам в 19.15.
 
- А в «Художественном» что-то будет?
- С 24 сентября в рамках Самарской ассамблеи будут проведены два небольших фестиваля. С 24 по 26 будет «Молодая анимация: возрождение традиций», памяти Александра Татарского. С 27 по 30 сентября в Самаре будет впервые фестиваль «Манхэттен фильм фестиваль» - короткометражные фильмы. Это интерактивный фестиваль, отсматривается большое количество короткометражных фильмов, выбирают из них лучшие 12. И в разных городах и странах проходит голосование зрителей за лучший фильм. В одном из показов у нас будут лучшие фильмы предыдущих фестивалей.
 
- Есть ли какие-то события, не киношные, которые ты ждешь?
- Мне будет интересна премьера «Таланты и поклонники» режиссера Александра Правдина в СамАрте. А вообще, я от Самары в культурном плане уже давно ничего не жду. Вспомните 90-е годы, когда Светлана Хумарьян практически каждый год привозила сюда спектакли Петра Фоменко, когда театр оперы и балета ставил спектакль Ростроповича «Видения Иоанна Грозного», это были громкие события международного уровня. А сейчас? Постоянные приезды Хворостовского считать лучшим, что есть в Самаре?...
 
- Вот ты наблюдаешь в «Ракурсе» публику уже в течение многих лет. Она меняется?
- Она другая. Она изменилась. Более старшее поколение, те, кто в 80-90-е были постоянными посетителями «Ракурса», заняты работой, обзавелись семьями, у них мало времени на посещение развлечения. Они предпочитают смотреть хорошее кино на DVD. Практически все, что выходит сегодня на киноэкраны, достаточно быстро появляется на DVD, и все это можно смотреть дома. Такая киноманская аудитория предпочитает этот вид досуга - домашнее смотрение.
Поэтому сейчас аудитория такая, я ее называю «неофиты» - молодые люди, которые не очень в контексте современной культуры, классической культуры и кинематографа. Я это знаю по работе со студентами. Сегодня пришло поколение, которое мало что знает и мало, честно говоря, хочет знать. Говорят, что нет, количество людей, которое интересуется современным искусством, осталось прежним. Мне кажется, что меньше.
 
- Что же молодым тогда интересно?
- Сейчас мир - как супермаркет. То есть, им просто очень сложно сориентироваться, их запутывает обилие информации, рекламы, где обо всех книгах, обо всех фильмах говорится, что это все шедевры. Эта реклама, промоушен массовой культуры все равно давит как атмосферный столб, и никуда от этого не денешься. Поэтому молодым ребятам очень сложно сориентироваться, если их в свое время не сориентировала семья, не сориентировала школа, им очень трудно в этом громадном потоке информации. У нас все-таки была другая жизнь, у нас был очень ограниченный круг того, что официально выходило, печаталось, переводилось, но был круг того, что мы хотели бы увидеть и мы искали это. А сейчас есть все. Но вот что хорошо, что плохо, в том числе какие-то моральные истины, нравственные истины, тоже не понятно сейчас.
 
- Насколько я понимаю, за рубежом не меньше того же самого рекламного давления, если не больше. Они-то как-то справились с этой проблемой.
- Там не было такого обвала, там все достаточно стабильно, традиционно. У людей есть какие-то ориентиры, журналы, на которые можно ориентироваться, какие-то передачи, какие-то телеканалы. То есть сегодня у нас нет системы ценностей, за которыми надо следить и на которые надо ориентироваться.
 
- Выход какой? С оптимизмом смотрим в будущее? Все само собой постепенно устаканится?
- Не знаю, куда смотреть. Поэтому все зависит, наверно, от семьи, потому что в школах сегодня преподавание на таком уровне и преподаватели такого уровня, что говорить об этом сложно.
 
-Твое общее ощущение от нашего сегодняшнего времени?
-Возвращение в Советский Союз. То есть опять живем двойной моралью - худшие черты социализма соединились с худшими чертами «мира чистогана», и получилось замечательное время, где мы живем.
Интервью провел главный редактор SAMRU.ru Роман Хахалин

08:00 07.09.2007



Главные события

Новости Самары

  11:45  Ковчег с мощами преподобных отцов Киево-Печерской лавры доставят в Самару
  11:04  Художественный музей Самары оснастили новым выставочным оборудованием
  10:30  Новые тарифы на хранение задержанных маломерных судов установили в Самаре
  09:44  Плата за эвакуацию автомобилей в Самарской области вырастет с 1 января 2025 года
  09:21  Для озера в парке Металлургов в Самаре пробурят скважину за 10,3 млн рублей
  08:57  Расписание движения судов между Самарой и Рождествено изменится с 25 ноября



Новости Самары


22 ноября 7:32


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru