Новости Самары
|
|
Выпадет из обоймы. Художественный музей может лишиться руководителя1 сентября директором Самарского областного художественного музея вместо Владимира Вострикова может быть назначен человек, являющийся креатурой министерства культуры и молодежной политики, что автоматически приведет к сворачиванию активной выставочной деятельности музея.
31 августа истекает полугодовой контракт с нынешним директором художественного музея Владимиром Востриковым, который, по имеющейся у "СО" информации, может быть не продлен. Более того, хотя окончательного решения о судьбе нынешнего директора еще не принято, неофициально уже называется и имя преемника Вострикова. Это бывший сотрудник музея, а ныне главный специалист областного министерства культуры Галина Рябчук, которая как раз и курирует работу музеев.
Официально министерство культуры и молодежной политики отказывается давать какие-либо комментарии по данному вопросу, отмечая, однако, что "в уставе музея предусмотрена норма, по которой трудовой договор с директором художественного музея необходимо согласовывать с министерством имущественных отношений Самарской области. Еще в начале этого года в связи с истечением срока ранее заключенного срочного трудового договора между министерством и Востриковым договор был направлен в минимущество на согласование. Министерство имущественных отношений посчитало согласование трудового договора на новый срок с Востриковым нецелесообразным. Такое решение в министерстве пытаются мотивировать тезисом о ненадлежащем исполнении возложенных на руководителя Самарского художественного музея обязанностей в части, касающейся неэффективного использования имущества области. В феврале этого года комиссией министерства имущественных отношений была проведена проверка целевого использования зданий, находящихся на балансе музея, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства по использованию помещений на улице Венцека, 55-57, - так называемого "дома с атлантами". Нарушения касались размещения сторонних организаций в помещениях данного объекта". При этом в данном комментарии не упоминается о том, что данные договоры на аренду были заключены не Владимиром Востриковым и до того, как он стал директором. По объективным причинам Востриков официально дела не принимал, а значит, соответствующих проверок, выявляющих данные нарушения, не проводилось.
Востриков стал руководителем музея полтора года назад после смерти предыдущего директора, Аннеты Басе. Смена директора никак не отразилась ни на работе музея, ни на его выставочной деятельности, ни на его взаимодействии с меценатами и спонсорами. Но данный процесс прошел безболезненно только потому, что у руля музея оказался человек, являющийся продолжателем дела Басе. Нет никакой гарантии, что с приходом человека со стороны ситуация в корне не изменится. Некоторые члены попечительского совета музея в беседе с "СО" отмечали, что, несмотря на то, что для них важна, в первую очередь, поддержка музея как такового, какое-то время на коррекцию планов работы с новым директором все-таки уйдет. В то же время никто из них не берется предугадать, как они поведут себя в случае невозможности найти с новым руководством общий язык. При этом все в один голос утверждают, что потеря такого специалиста, как Владимир Востриков, непозволительная роскошь для музея. Один из попечителей в неофициальной беседе заметил, что если уж министерство так не устраивает хозяйственная деятельность Вострикова, то, может быть, проще назначить ему хорошего заместителя. Тем более, что хороший хозяйственник не помешал бы Вострикову с учетом реконструкции "дома с атлантами", проект которого до сих пор не вынесен на утверждение правительства по неизвестным причинам.
Смена директора способна отразиться и на выставочной деятельности музея. Как объяснили "СО" в Русском музее и Третьяковской галерее, подготовка и проведение выставок сегодня сложны и требуют решения большого числа вопросов. Человек с опытом и именем решает эти вопросы быстро, а у новичка могут потребоваться недели. Может быть, именно поэтому большинство музейщиков придерживаются мнения, что руководитель должен быть воспитан внутри музейного коллектива, быть преемником своего предшественника, а не приходить туда со стороны. Галина Рябчук, в отличие от Владимира Вострикова, практически не известна в музейном сообществе.
Евгений БЕРЕЗНЕР:
«Аннета Басе воспитала себе достойную смену»
Редактор от РФ международного журнала по искусству Imago считает, что Самарский художественный музей является визитной карточной всей страны.
Сегодня в нашей стране очень важно решение проблем, связанных с сохранением культуры, духовного наследия, то есть с развитием той сферы, которая наряду с экономикой и социальным сектором является наиважнейшей для сохранения духа и национальной идеи России, а также для увеличения ее влияния на мировой арене. Огромную роль в решении этих вопросов играют отечественные музеи. Наша страна известна во всем мире своим музейным сообществом, и у нас существует целый ряд музеев, которые по своей деятельности, по своей активности считаются одними из самых известных и знаменитых музеев мира. Прежде всего это, конечно, четыре главных музея нашей страны, которые расположены в Москве и Санкт-Петербурге: музей изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей. Но замечательно и то, что этими музеями не ограничивается список активных, ярких и действенных музеев РФ. Очень приятно, что не только в двух российских столицах есть музеи, которые полностью отвечают задачам сохранения нашего духовного наследия и развитию культурного поля.
- Наш музей является значимой фигурой в этом процессе?
- В ряду наиболее значимых региональных музеев находится и Самарский областной художественный музей, который является визитной карточкой Самарской области. Его деятельность имеет огромное значение не только для российского, но и мирового музейного сообщества. Это музей, который ведет активную выставочную деятельность, осуществил целый ряд очень масштабных, даже грандиозных международных проектов. Его знают во многих странах мира. Все это говорит о том, насколько руководство области и Константин Титов обращают внимание на проблемы культуры. Я думаю, что без поддержки власти и лично губернатора музей не смог бы сохранить свой высокий профессиональный рейтинг.
- Какова роль личности в работе музеев?
- Очень важен аспект, связанный с профессионалами, благодаря работе которых тот или иной музей стал значимым элементом в структуре российского музейного сообщества. Дело в том, что музей - очень сложный организм. Музейная работа включает в себя массу всевозможных направлений. И для того, чтобы быть во главе музея, необходим высокий профессионализм и гигантский опыт работы в данной сфере. В России есть музейные работники, которыми страна может гордиться, чьи имена известны всему миру, например, легенда мирового музейного дела директор музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Если же говорить о региональных руководителях, то, естественно, мы не можем не вспомнить еще одно легендарное имя - Аннета Басе. Ей удалось создать абсолютно уникальный музей. Но и после ухода Басе музей продолжает работать, реализовывать международные проекты, не снижая их интенсивности и уровня. В этом тоже огромная заслуга Аннеты Басе, которая сумела воспитать себе достойную смену. Нынешний директор музея Владимир Востриков - это человек, который до мельчайших контакты внутри профессионального сообщества. Это человек, который живет интересами музея и продолжает его развивать, не снижая темпов, взятых в прошлые годы.
Хотелось бы верить, что министерство культуры и молодежной политики Самарской области во главе с Ольгой Рыбаковой, известной в музейном сообществе как серьезный и вдумчивый руководитель, оценит значение музея для культуры страны, сумеет оценить прозорливость Аннеты Басе, которая восемь лет назад сделала Вострикова своим заместителем. Я думаю, что не останутся без внимания и те плодотворные усилия, которые Владимир Востриков прилагает, чтобы музей оставался визитной карточкой не только региона, но и страны.
Последнее преображение
Вчера в Ширяево празднованием дня рождения Ильи Репина завершилась научная конференция, посвященная юбилею художественного музея, которая может подвести финальную черту под трудами, начатыми Аннетой Басе и продолженными Владимиром Востриковым.
Празднование дня рождения Ильи Репина в Ширяево стало уже доброй традицией, однако в этом году многие гости как бы впервые побывали в музейном комплексе, поскольку там проведены масштабные строительно-восстановительные работы. Директор музея Владимир Востриков показал гостям музейный комплекс, который теперь разделен на несколько зон. Мемориальная включает в себя дома Ильи Репина и поэта Александра Ширяевца, а в этнографической зоне собраны всевозможные декоративные элементы со старинных построек на территории Самарской луки, она первой встречает гостей комплекса. В комплекс органично вписался памятник Репину работы самарского скульптора Ивана Мельникова.
Здесь же находятся предметы крестьянского быта. Тщательно отремонтированный дом Вдовина некоторыми даже воспринимается как новостройка, настолько он стал неузнаваем после реставрации. Как рассказал Владимир Востриков, в цокольной части дома Вдовина, откуда совсем недавно выгребли кучи мусора и навоза, поскольку прежние хозяева держали там домашний скот, планируется открыть сувенирную лавку и, может быть, рыбацкий трактир. Теперь на территории комплекса появилась еще и сценическая площадка, на которой можно проводить массовые мероприятия - как концертные, так и выставочные. На недавно прошедшем Барбизоне на данной площадке работали кузнецы, а
член-корреспондент академии художеств Михаил Шаньков проводил мастер-класс. Владимир Востриков рассказал, что во время традиционных самарских ассамблей в этом году данное сценическое пространство должно превратиться в поэтическое поле. Комплекс должен пополниться еще одним памятником - поэту Ширяевцу, 120-летие которого отмечается в этом году.
Первыми гостями нового комплекса стали король Швеции и губернатор Самарской области, а затем участники Барбизона. Сегодня, благодаря всем проведенным работам, музейный комплекс сможет принимать большее число посетителей, тем более что интерес туристических фирм к данному комплексу все возрастает, о чем можно судить по числу экскурсионных заявок. Более того, поскольку в доме Вдовина теперь появилось отопление, музейный комплекс Ширяево может работать круглогодично.
Наталья ДЕМЕНТЬЕВА,
член Совета Федерации, экс-министр культуры РФ
- Музей - это дело не скучное, не пыльное, не тоскливое. Это дело яркое, теперь креативное и в небольших городах, столицах наших регионов - везде, где есть краеведческий или художественный музей, особенно если ему повезло с коллективом, с руководителем. Я очень многому научилась у Аннеты Басе, музейная жизнь которой достойна самых высоких наград и записей. Но надо учитывать, что вырастить директора музея - это очень трудно.
Евгений БОГАТЫРЕВ,
член президиума Совета музеев России, директор государственного музея Пушкина
- Сегодня музейная профессия, если так можно выразиться, - штучный товар. Поэтому все, что касается представителей нашего цеха, особенно тех людей, которые, работая не один десяток лет, ярко проявили себя на своем посту, для нас очень важно. Мы не можем терять специалистов такого уровня, поскольку с потерей хотя бы одного что-то уходит из богатой российской культуры. Кроме того, приход в любой музей нового человека, даже почти идеального, значит, что минимум на пять лет, пока этот человек не войдет в музейную среду, не заработает авторитет, руководимый им музей уйдет из нашей активной обоймы.
Валентин РОДИОНОВ,
генеральный директор Третьяковской галереи
- На протяжении многих лет Государственную Третьяковскую галерею (ПТ) и Самарский областной художественный музей связывают крепкие деловые, партнерские отношения. Самарский музей был одним из первых участников большого, удостоенного Государственной премии РФ проекта ПТ - "Золотая карта России". Произведения из Самарского художественного музея постоянно экспонируются на выставках ГТГ которая также участвует в деятельности вашего музея. Так было во времена Аннеты Басе, и эта тенденция сохранилась и при директоре Владимире Вострикове.
ЛилияХАВИНА, «СО» 09:25 06.08.2007 |
22 ноября 7:28
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |