Новости Самары
Портал города Самара samru

Выбор профессии: Простые истины

Наши дети копируют нашу модель поведения. А значит, нужно подумать каким мы хотим видеть их будущее. Екатерина Мордвинова, главный специалист отдела профессиональной консультации Самарского областного центра профессиональной ориентации.

-Екатерина Львовна, скажите, на ваш взгляд, определится с профессией тяжело?

-Убеждена в том, решение о выборе профессии и своего будущего трудового поприща принимается достаточно Легко(!), если ... если человек в ладу с собой и миром. Предметом моего разговора будут именно вопросы тех основ жизненного благополучия, которые и позволяют НЕ стать клиентом Центра профориентации.

Не стану описывать технологии выбора профессии, так как это отдельная тема и не для всех. Я проговорю несколько азбучных для психолога- профконсультанта истин....

Я предпочитаю, чтобы люди, которые обратились ко мне за помощью,понимали суть вещей, тогда они легко поймут и сделанные мною выводы. Одно плохо, повествование от моих рассуждений делается порой длинным и где- то занудным. Но, поверьте, проблема того стоит. Этого же принципа я придерживаюсь и в работе с клиентами. Я не могу «вести» клиента всю жизнь, да и не хочу. Моя задача - научить их управлять своей жизнью.

По долгу службы и зову сердца я психолог - профконсультант - специалист по вопросам профессии, карьеры. Моими клиентами чаще всего являются дети и обеспокоенные за их личное и профессиональное будущее родители. Провожу индивидуальные и групповые консультации; тренинговые занятия, выступаю на родительских собраниях и ярмарках профессий. За каждым вопросом о профессиональных способностях чувствую тревогу родителя за будущее своего ребенка, желание защитить «раз и навсегда» и обезопасить хотя бы лет на .. .много. И первое «слабое звено», которое я вижу в данном восприятии мира взрослыми- отсутствие перспективы в отношениях с собственным ребенком. Такое ощущение, что и через 20 лет с родителем будет все тот же 16- летний подросток, и для родителей главное - создать оазис благополучия, «пока я жив(а)».
Мир изменился вокруг нас и продолжает меняться, а установки родителей своим детям («если не закончишь колледж, школу, то не найдешь хорошей работы. А как ты собираешься жить, быть богатым без хорошей работы?») остались прежними.

-Как вы проводите свои занятия?

В тренинге для 9 - классников «В поисках своего призвания» отслеживаю, какой образ жизни ценен для ребенка, естественен и реален в ситуации реализации, задаю вопросы:

-Нужны ли вам деньги?

-Легко ли вы делаете долги?

-Есть ли у вас способности, умения, которые могут вас прокормить?

-Устаете ли вы в школе?

-Можете ли вы сказать о себе «я легко обучаемый человек?

Эти же вопросы я задаю родителям и вижу, насколько они транслируют детям свои установки по финансовой культуре, профессиональной успешности, образовательным способностям и умениям. Это те вещи, которые не входят в компетенцию школы. И недовольства родителей учителями, уровнем обучения, пассивностью собственного ребенка, которого «не заинтересовали, не полюбили, не поняли» имеют только одну почву под собой - я жду, что меня и моего ребенка примут, таким, каков он есть и если я плачу деньги, то будьте добры услужите. Но ситуация становится от такой установки тупиковой - виноваты вы, вы и меняйтесь.

В школе произошли свои глобальные перемены по отношению к ребенку, к процессу обучения и не всегда в лучшую сторону. Взрослые в лице педагогов не всегда бережно подстраиваются к миру ребенка, а сразу ставят свои условия. Поэтому мира детства в школе, к сожалению осталось мало - прогматизм, информативность, схематизм, безэмоциональность в обучении - это малый перечень обвинений по отношению к кризисному положению в школе. Родитель должен задуматься над многими вопросами:

-Что я жду от обучения в школе,?

-Что я сам сделаю для своего ребенка в ситуации обучения?

-Чему я его сам научу?

-Для чего мой ребенок идет в школу?

-Какие мысли витают в его голове, когда он идет в школу?

- Каково его настроение и чем я ему могу помочь?- Потому что это мой ребенок, и он нужен мне, а не стране. И я, как эгоист, хочу иметь защищенную старость в лице собственного сына, дочери и поэтому я научу его получать знания. Помогу понять, что труд начинается со школьной скамьи- и это самый тяжкий и несвободный труд. И пусть мой ребенок узнает это от меня, а с остальным мы разберемся по мере поступления трудностей. Почему какая - то чужая тетя должна любить моего ребенка сильнее меня самого, что готова за деньги или по зову сердца отдать все свои знания, силы моему чаду. Такое часто слышится в родительских сетованиях - недовольствах - сказочные, нереалистичные ожидания, которые также не служат хорошую службу детям. Когда обвиняем, мы бездействуем сами, не делаемся режиссерами своей судьбы, а также лишаем собственных детей активности, жизни.

-Какой выход из сложившегося положения вы видите?

-Думаю, что не нужно готовить ребенка к жизни в мире, который уже не существует. Нельзя надеяться на пенсию от государства или от компании, ведь работа не бывает стабильной. Ребенка нужно обучить привычке жить в постоянно меняющемся мире. Рискованно советовать ребенку хорошо учиться и искать работу.

Образование - основа успеха, но не гарантия. В современном, быстро меняющемся мире имеет значение не только то, что знаете вы (эти умения и навыки быстро устаревают). Главное - то, насколько быстро ребенок учится и готов учиться. Усердие - это средство в обучении, а не цель, такая жизненная установка приведет в будущем к разочарованию (усердная работа за деньги -старая формула). Важна инициатива, активность, направленность на успех, личная предприимчивость. Очень важно уметь находить более быстрые рецепты делания себя в профессии, карьере. И у современных детей эти качества будут в наличии, если родители изначально позаботились об организации труда ребенка (дома, в школе, в мире). Творчество не рождается на голом месте, если человек не преодолел собственную лень, не испытал ни разу удовольствия от достигнутого в напряженном труде, не научился получать радость от общения с самим собой

«Мне не скучно с собой,- спокойно сказал мне юноша на одном из занятий, - есть чем заняться». Что еще более ценное могут подарить своему ребенку родители, как не интерес к жизни, причем не праздный, а активный, созидающий. Я постоянно пытаюсь донести родителям 6- ти, 9-ти летних детей ( к подростковому возрасту это бывает по- грустному поздно): обучайте ребенка конкретным вещам управления собой, людьми, делами, деньгами. Не говорите ему об этом, а делайте это поначалу вместе с ним. А потом... становитесь ровесниками в жизни и ....учитесь у собственных детей.

-Чему в первую очередь нужно научиться?

-У современного человека должны быть развиты качества управления, такие как:

-Управление личным временем (обучение ребенка скучным правилам распорядка дня - забытая «совдеповская» истина, которая ведет к формированию внутренней твердости и самодисциплине, трудолюбию. Школа здесь мало поможет, это личное «эгоистичное» родительское дело во имя своего и сыновнего (дочернего) светлого будущего)

-Навыки общения (ребенок потенциально должен уметь договориться, даже с «нелюбимой» учительницей, и это опять-таки миссия родителя, его установка на эффективное взаимодействие в мире).

- Навыки обращения с финансами ( финансовая культура начинается с освоения материального мира. Какова цена этого мира? За что платят взрослые? Как они управляют своей жизнью? Кому они платят в первую очередь - себе или другим? Человек в первую очередь должен платить себе. Не влезать в долги помогает внутренняя дисциплина. Современному подростку необходима финансовая компетентность для создания собственной разумной защищенной жизни. Учит этому жизнь, а начало должно быть положено в семье. Из школы большинство людей не выносит никаких знаний о деньгах. И работают на них всю жизнь.

Сегодня дети хотят стать спортивными звездами, компьютерщиками, киноактерами, королевами красоты, управляющими. Их тянет туда, где обитают слава, деньги и престиж (чего греха таить, не «тайная» ли установка родителей срабатывает о сказочном сценарии для своего необыкновенного ребенка?). Поэтому в наше время так сложно вызвать у детей желание учиться. Они знают, что профессиональный успех напрямую уже не зависит от успехов в учебе так, как раньше. Прямых линий в современном мире мало, больше зигзагов, кривых, ломаных. И чтобы не было ломаных судеб у детей, а побольше творческих зигзагов в карьере, современному родителю нужны не только деньги, а собственная семейная и личностная успешность Взрослого. Вот, пожалуй, и все те «нудные» истины, которые мне очень хочется, чтобы вы и ваши дети знали без меня. А дальше можно просто жить счастливо.

15:13 27.04.2007



Главные события

Бесплатные катки откроют в четырех парках Самары Бесплатные катки откроют в четырех парках Самары
Площадки зальют при подходящей погоде
 
Проект «Социальная полка» стартовал в магазинах Самарской области Проект «Социальная полка» стартовал в магазинах Самарской области
Ограничение торговой наценки на продукты
 
Новости Самары

11:37   
Больше 50 км опорной сети дорог отремонтировали в Самарской области
10:54   
Желания 2025 жителей Самарской области исполнят в рамках новогоднего проекта
10:10   
«Дом губернатора» постройки 19 века отреставрируют в Самаре на улице Фрунзе
09:49   
В День Неизвестного Солдата на площади в Самаре возложили цветы к Вечному огню
09:18   
Пилотный проект для помощи инвалидам-колясочникам планируют запустить в Самаре
08:52   
На автобусных маршрутах между Самарой и Новокуйбышевском изучат пассажиропоток



Новости Самары


4 декабря 12:49


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru