Более чем полуторавековая история Струковского сада как общественного места отдыха жителей Самары сделала из него один из главных символов города, одну из красивейших городских достопримечательностей. Но сегодня на фоне скандальной истории вокруг Загородного парка многие самарцы всерьез опасаются за судьбу Струкачей. Поэтому о текущем состоянии парка, о планах его руководства на ближайший сезон мы попросили рассказать директора Муниципального предприятия «Парк культуры и отдыха им. А.М. Горького» Лиану Джемаловну Снегиреву.
- Лиана Джемаловна, как бы Вы оценили сегодняшнее состояние парка?
- Состояние его не вызывает особой радости. Если говорить откровенно, то парк в течение многих лет был просто-напросто заброшен. Прежнее руководство парка не делало каких-либо серьезных усилий по поддержанию его инфраструктуры, по привлечению бизнеса к его развитию. Конечно, летом создавалась видимость чистоты и аккуратности, проводились большие мероприятия. Однако, все праздники, которые здесь устраивались, были организованы не администрацией парка, а администрацией города и районов, департаментом городского хозяйства, а сам парк выступал только в роли площадки. Руководство не имело то ли возможности, то ли желания что-то делать, предпочитая работать по старинке, то есть, чтобы регулярно давали денег, обязывали школы помогать в уборке, обязывали коллективы ДК приходить и бесплатно танцевать. Естественно, сейчас никто ничего просто так делать не будет.
- Были ли в новое, постсоветское время какие-то большие планы по реконструкции парка?
- Те остатки документов, которые до меня дошли, свидетельствуют, что да, были. Но потом я узнала, что при прежнем городском руководстве реконструкция была лишь инструментом для последующей продажи. Именно так получилось с Загородным парком. Там есть определенные юридические нюансы, которые мне неизвестны. Но была именно такая линия - реконструкция, потом какие-то манипуляции с документами, а затем - продажа.
- Кстати, недавно некоторые СМИ распространили слух о готовящейся продаже Струковского парка группе компаний СОК. Можете ли Вы как-то прокомментировать это?
- Никакой информации по этому поводу у меня нет, поэтому комментировать здесь нечего. Со Струковским садом вряд ли возможно то, что произошло с Загородным парком, потому что, во-первых, это историческое место, исторический памятник. А во-вторых, насколько я знаю, это зона, неинтересная для строительства, так как под нами проходят всевозможные коммуникации и разные входы-выходы подземных туннелей, в том числе относящихся к Бункеру Сталина. Единственное место, где можно строить, это бассейн, потому что там находится фундамент старого Струковского дома.
- Насколько я понял, Вы выступаете за коммерциализацию парка, за участие бизнеса в его развитии. Как же совместить прибыльность с доступностью для людей, с сохранением исторического облика парка?
- К сожалению, сегодня слово «коммерциализация» слишком дискредитировано, чтобы его применять к таким объектам, как наш парк. Но смысл от этого не меняется - в существующих условиях парк не может развиваться без активного участия бизнеса в этом процессе.
Однако надо понимать, что коммерсант коммерсанту рознь. К сожалению, сегодняшняя действительность нам чаще предлагает бизнес полукриминальный или бизнес, не заинтересованный ни в чем, кроме выгоды. С таким бизнесом нам не по пути.
Мы категорически отказались от любых палаток. Никаких пивных забегаловок с пластиковыми тарелками, шашлычным дымом и грохочущей музыкой здесь не будет. Хотелось бы сделать все красиво, культурно и по возможности, капитально, но с сохранением самого парка, его исторического облика, его зеленых насаждений.
Поэтому, конечно, к привлечению предпринимателей к работе на территории парка мы подходим чрезвычайно серьезно и ответственно. И здесь, как я считаю, необходима личная заинтересованность людей в судьбе парка, личная связь человека с этим местом. Я сама в детстве часто гуляла в парке, плавала в бассейне «Чайка», и сегодня я стараюсь привлекать людей, которые здесь жили, которые помнят парк с детства, которым он дорог и которые рассматривают его не только как бизнес-проект.
Но даже в этом случае трудно найти людей, которые совсем ничего не хотели бы получать за свое участие. Нам со своей стороны хоть что-то надо им предложить, хотя бы какие-то гарантии.
- Что Вы имеете в виду под гарантиями?
- Я имею в виду гарантии, что место им дается не на один сезон. Если предприниматель не временщик, а человек, серьезно намеренный вкладывать деньги в парк, то одного года для того, чтобы окупить вложения - однозначно мало.
Например, когда-то у нас было кафе, которое уже давно заброшено, разрушено. И есть люди, желающие восстановить его, сделать хорошее капитальное кафе, а не брезентовую пивнушку. Сделать красивое здание, красивую веранду, кухню. Но для этого люди должны прийти и вложить миллионы. А что я им могу сказать, если через год кто-то придет и захочет занять это место.
Все решает администрация города, а там пока никаких гарантий дать не могут. Договор аренды заключается только на год. Такие правила не могут породить ничего лучше того, что было все предыдущие годы на набережной. Нужна гарантия как минимум на три года, чтобы предприниматель смог спокойно работать и развиваться. Это будет хорошо и ему, и нам, и людям.
Поэтому, несмотря на то, что у нас центр города и шикарное место, цивилизованный бизнес сюда практически не идет. Кроме того, чтобы позвать нормальных платежеспособных арендаторов, надо привести парк и его инфраструктуру хоть в какой-то божеский вид. Как устраивать грандиозные праздники, когда посередине стоит полуразрушенный бассейна «Чайка».
- Кроме отсутствия гарантий для арендаторов, какие еще трудности сегодня стоят перед руководством парка?
- Для людей это всего лишь парк, а для меня это - организация со своими внутренними проблемами. А проблем нам от предыдущего руководства досталось немало. Прежде всего, это огромные долги, которые сегодня составляют практически половину нашего годового бюджета. Непонятно, вообще, как люди работали, кто их контролировал. Все отчеты - абсолютная фикция. А между тем, еще никто за такую свою «работу» не наказан.
В отличие от других популярных самарских парков, здесь многое надо делать практически с нуля. Здесь и ремонт зданий, и замена коммуникаций, и вывоз с «Чайки» накопившегося мусора, и многое другое. Поэтому программа минимум - решить текущие проблемы, а уже на следующий год, если позволит ситуация, кроме коммунальных платежей, долгов и зарплаты, предусмотреть в расходных статьях изготовление красивых вывесок, скамеек, ваз, ограды. Чтобы парк был действительно похож на парк.
Остро стоит кадровая проблема. И это неудивительно при нашей зарплате. Где, например, мне найти бухгалтера на зарплату 3500 рублей. Из всех дворников лучше всех работает женщина, которой уже 81 год. Многие у нас держатся на энтузиазме, на своем трепетном отношении к Струковскому саду.
Очень осложняют нашу жизнь вандалы. Представляете, из 200 чугунных урн нет практически ни одной целой. Оказывается, развлекающаяся молодежь закатывает их как можно выше на гору и оттуда спускает под всеобщее ликование. Несчастную козу каждый год приходится прятать, потому что иначе от нее остаются рожки да ножки.
Охраны как таковой сейчас в парке нет. Пост милиции работает только при больших мероприятиях, при большом скоплении народа.
- Каковы ближайшие планы по развитию парка?
- Планов очень много. Сейчас хорошо хотя бы то, что никто нам не мешает, поэтому настрой на конструктивную работу есть. Планируем рассчитаться с долгами и вплотную заняться благоустройством. Отремонтировать здания своими силами - и найти нормальных арендаторов на эти здания.
Как обычно, будут проводиться уже ставшие привычными для горожан праздники - День города и Фестиваль прессы, Праздник цветов и Фестиваль света, другие мероприятия. Но хотелось бы сделать парк привлекательным в любое время, а не только в дни праздников. Для этого, конечно, нужно создавать особую атмосферу, особую ауру, которую гораздо легче потерять, чем приобрести.
Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кому интересно участие в жизни парка. Не только арендаторов и спонсоров, но и авторов интересных проектов, интересных творческих идей.
Приходите, предлагайте. Мы всегда открыты для общения, для интересных проектов, даже для самых фантастичных, экстравагантных и смешных. У нас большая территория, где есть условия для воплощения ваших идей. Если мы сможем чем-то помочь - мы готовы. Если могут помочь нам - будем всегда рады.
Лично мне бы хотелось, чтобы вход у парка был другой - не в советском стиле, а в стиле старой Самары. Я разговаривала с ребятами, которые занимаются рекламой, они готовы даже сделать специальные рекламные щиты под старину. Чтобы это вливалось в общий стиль, в общую концепцию.
Инвесторы готовы сделать нам красивую вывеску, чтобы со стороны города было видно, что это Струковский сад, а не «Самара-Максимум». Они нам готовы поставить красивые кассы, освещение, сделать стационарную охрану, для чего будет заключен договор с ЧОПом.
Будут установлены новые карусели, причем не экстремальные, а для детей младшего возраста. Планируется реконструировать автодром.
Но мы, конечно, понимаем, что атмосферу парка формирует не столько внешний антураж, сколько люди - творческие, талантливые, креативные, увлеченные. Это могут быть все - от творческих коллективов до любителей настольных игр. Поэтому мы приглашаем художников, скульпторов, ландшафтных дизайнеров. Чтобы в парке были постоянно действующие выставки-продажи картин, скульптур, предметов народного творчества. Обращаясь к опыту прошлых десятилетий, было бы неплохо организовать на территории парка кукольный театр и детский кинотеатр.
В общем, всех планов не перечислить.
- Когда в этом году Струковский сад будет готов к приему посетителей?
- Я думаю, что уже в конце апреля, а точнее - в последние выходные месяца, независимо от обстоятельств чистый и нарядный парк радушно раскроет свои двери перед жителями и гостями Самары.
Алексей Сергушкин, SamRu.ru