В философской школе «Симпозион» в Самарской областной универсальной научной библиотеке 21 марта стартует очередной цикл лекций.
Вход свободный для всех.
Тема цикла - «Власть и сакральное».
Адрес: пр. Ленина, 14а, 2 этаж.
Лектор - кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой философии Самарской гуманитарной академии Марина Александровна Корецкая.
21 марта
«Двойственность сакрального: благодать и скверна»
На первой лекции речь пойдет о сакральном. Считая его синонимом священного, мы привыкли видеть в нем сугубо позитивный феномен. Однако антропологические исследования показывают, что все не столь однозначно. В архаических культурах сакральное понималось и переживалось как двойственное, амбивалентное, содержащее в себе как благодать, так и скверну, в чем мы можем убедиться на материале множества мифов и ритуалов. Только с появлением монотеистических религий картина меняется, хоть и не становится однозначной. Вопрос в том, как такая двойственность сакрального сказывалась и сказывается на представлениях об источнике и следствиях властного авторитета. В каком смысле речь может идти о благодати, а в каком – о скверне?
28 марта
«Жертвенность и властная харизма»
Как понятие властной харизмы, так и стоящий за ним социальный феномен имеют помимо христианского контекста, связанного с божественной благодатью, глубокие корни, уходящие в архаику. Властная харизма, как сакральная сила, наделяющая своего носителя могуществом, является для него источником не только благословения, но и проклятья, она может быть как обретена, так и утрачена. Все эти архаические представления более или менее условно позволяет нам реконструировать материал, предоставляемый мифологическими сюжетами и описаниями ритуалов. Обнаруживается, что харизма оказывается в тесной связи с практикой престижных трат и жертвенным энтузиазмом.
4 апреля
«Парадоксы христианской теологии власти»
В третьей лекции мы перейдем от политеизма к монотеизму, от мифологии к теологии власти. Если при политеизме двойственность святости и скверны в отношении сакрального вообще и сакрализации власти в частности была внутренне логична, и потому правитель мог демонстрировать как чрезмерную щедрость, так и чрезмерную жестокость, чтобы доказывать свой авторитет, то для монотеизма (христианства) жестокость светской власти стала определенной проблемой. Решение этой проблемы пошло по пути разделения духовной и светской власти, однако возник вопрос об их субординации, который по-разному решался на Востоке и на Западе.