Культура в Самаре
|
|
Самарский институт культуры прошел аккредитацию, заканчивает реставрацию зданий и готовится к юбилеюДля культуры не бывает легких времен, а талантам нужно помогать, чтобы они состоялись – отметила в интервью Samru.ru Эллеонора Куруленко, ректор Самарского государственного института культуры. - Как вы считаете, этот год был сложным для нашей культуры?
- Для культуры легких времен не бывает. И знаете, мне вспоминаются в связи с этим такие слова Черномырдина: «Нельзя думать и не надо даже думать о том, что настанет время, когда будет легче». Но год очень интересный. Ведь что такое год литературы? По сути, это год, когда определяется – как нация умеет владеть основным ядром культуры любого народа – языком. Понимаете, стагнация культуры всегда начинается с того, что теряется ценность и богатство языка, его значимость в повседневной жизни. Когда он упрощается до словаря Эллочки-людоедки. Год литературы вернул нас к подлинным литературным шедеврам и, с другой стороны, обратил наше внимание на реальный язык, которым пользуются в повседневной речи, который встречается в рекламе, смс, на котором общаются в СМИ и интернет-коммуникациях. Да, мы потеряли эпистолярный стиль – изменилось само время. Жизнь меняет нас и язык, но человек в состоянии сохранить свое культурное богатство только тогда, когда понимает его реальную ценность. Однако интерес, причем повсеместный, к главному богатству культуры – языку – сохранился. На это указывает и прошедший в институте Тотальный диктант и литературно-музыкальные проекты. Все читают по-разному: кто-то Донцову, а кто-то – Льва Толстого, а кто-то и то, и другое, плюс Улицкую. Но – посмотрите – участниками мероприятий были студенты, преподаватели, аспиранты, сотрудники разных отделов, которые продемонстрировали великолепный художественный вкус, знание языка, любовь к поэзии, прозе и воплощению их в музыке. С каким удовольствием они включились в «живое чтение» русской классики – Лермонтовский марафон, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, произведений А.И. Куприна, С.А. Есенина! Спектакль студентов-актеров 1 курса «Зримая песня», посвященный 70-летию Великой Победы, вызвал эмоциональную бурю в зрительской аудитории. - А каким был для вас год с финансовой точки зрения? - Сложным, впрочем, как и для всех в нашей стране. Приходилось выбирать приоритеты, с чем-то, что даже горячо любишь, расстаться на какое-то время. Это сложно по-человечески. А с другой стороны, мы все-таки продолжаем выпускать наш студенческий литературно-поэтический альманах «Оксюморон», активно работает наш репертуарный учебный театр, который раз в неделю, а иногда и чаще, дает спектакли. У него есть своя замечательная аудитория, которая «ходит» на наших артистов и режиссеров, которая преподносит цветы под аплодисменты зала. Мы вывозили несколько спектаклей на фестивали в Димитровоград, Евпаторию, Саранск и получили лауреатские дипломы. Постоянно действует наш музыкально-филармонический центр «Консерватория». 29 октября состоялось открытие сезона и наш симфонический оркестр исполнил произведения В.А. Моцарта, Я. Сибелиуса, П.И. Чайковского при полном аншлаге. Все это - большие затраты, не только финансовые, но и энергетические, организационные, творческие. Ну, представьте – каждую неделю дать достойный концерт или спектакль! Это дорогого стоит. Мы радуемся, что у нас успешно прошли в 2015 все наши фестивали, а у нас их большое количество. Так, в V Всероссийском конкурсе-фестивале хореографического искусства имени Геннадия Власенко, который прошел совсем недавно в ДК «Заря», приняло участие более сорока коллективов из Самары и Самарской области, Нижнего Новгорода, Пензы, Саратова, Твери, Ульяновска. И это - несмотря на то, что сейчас с финансами у всех трудно. Часть коллективов просто не смогла приехать, потому что это, безусловно, дорого. 75 лет в этом году исполнилось бы замечательному балетмейстеру и педагогу, профессору, заведующему кафедрой хореографии Г.Я. Власенко, поэтому для нас этот фестиваль был особенным. Прямо в зале участники и руководители коллективов, все, кто работал с Геннадием Яковлевичем, давали свою оценку фестивалю, говорили о его перспективах, обращали внимание на то, что нужно изменить. Но, к сожалению, финала не случилось – из-за траура, связанного с авиакатастрофой в Египте. Поэтому мы просто собрали руководителей коллективов и отдельных участников, почтили память погибших минутой молчания. Раздали награды, извинились перед участниками, что не смогли показать финальный Гала-концерт лауреатов и договорились о встрече на следующий год. Прекрасно прошел в сентябре международный конкурс-фестиваль эстрадного искусства «На крыльях музыки». 16 ноября у нас начинается международный музыкальный конкурс-фестиваль имени Савелия Орлова – это наш 4 фестиваль, выращенный нами, рожденный в этих стенах. В мае прошел третий международный молодежный фестиваль спектаклей малых форм «Театромагия», его организаторы - преподаватели, сотрудники деканата, студенты-волонтеры театрального факультета Самарского государственного института культуры сделали его ежегодным. Большинство гостей, участников и зрителей – театральная молодежь - студенты театральных вузов и училищ, профессиональные актеры и режиссеры, приехавшие из разных городов России, а также из Беларуси. За четыре фестивальных дня было показано 22 спектакля. Особое место в культурно-просветительской деятельности нашего института принадлежит хоровым фестивалям - детскому «Школьный корабль», фестивалю академических хоров и ансамблей «Рождественские вечера в консерватории», Поволжскому фестивалю хормейстеров, фестивалю студенческих хоров «Хоровая пирушка». Мы является соучредителями всероссийского с международным участием фестиваля вокальной музыки имени народного артиста РФ, солиста Самарского академического театра оперы и балета Вячеслава Храмова. Этап становления проходит культурологический фестиваль «Этнолик», который объединяет разные культурно-национальные центры не только Самары, но и области. При этом участие преподавателей в фестивалях – дело добровольное, и они работают исключительно из любви к искусству и преданности культуре, служа ему в меру своих сил, возможностей, времени. - В нынешнем году вуз прошел аккредитацию – это тоже достижение, учитывая, какое количество высших учебных заведений было закрыто или реорганизовано в этом году в стране... - Мы получили лицензию на образовательную деятельность по новым образовательным программам — музыкальное искусство эстрады и монументальное декоративно-прикладное искусство и провели на них первый прием. Достойно прошли государственные экзамены выпускники института. - А еще и ремонт? - Реставрация, не капитальный ремонт. Конечно, радует, что у нас обновился фасад нашего здания. Этому зданию - Дому Губернатора – сто лет. Я говорю об исторической части, построенной по проекту архитектора Шиманского: сюда входят и танцевальная зала, и зал собраний. А вот 4 и 5 этажи и дальше в длину по улице Рабочей в 30-е годы (в то время она называлась так) здание достраивалось по проекту архитектора Щербачева. Мы радуемся тому, что фасад приобрел исторический облик. Возьмите хотя бы одну позицию – замена окон, а у нас их более 600 – это колоссальные объемы, ведь окна нестандартные, делаются как индивидуальный заказ, даже фурнитура стилизована под соответствующий период - начало ХХ века. Что касается реконструкции, то она впереди. В ближайшие год-два вряд ли начнется капитальный ремонт, ведь в доме по адресу Куйбышева, 104, где разместится будущий молодежный концертно-театральный комплекс «Дирижабль» и который передан нам в оперативное управление, тоже идет реставрация. К декабрю 2016 года это здание должно быть сдано в эксплуатацию. Там еще много предстоит сделать и после реставрации – купить новую звуковую и световую аппаратуру, инструменты, кресла, зеркала и так далее. Очень значительные траты предстоят. Относительно Дома Губернатора - реставрация фасада фактически уже закончена, еще две недели будут идти доделки - прилегающая территория приводится в порядок. - Наверное, работать в таких памятниках истории трудно, ведь это все-таки старые здания? - Очень трудно. Сложность заключается в том, что невозможно сразу предугадать, как себя поведет здание. Например, у нас во время реставрации упала часть балкона. Слава Богу, что никто не пострадал. Пришлось поменять все балконы. Поэтому работы были сложные, и выполнять реставрацию историко-культурных памятников могут только лицензированные фирмы. - Самара все-таки торговый, изначально купеческий город. Как с исторической точки зрения у нас обстоит дело с культурой? - А вы посмотрите, какое количество церквей, храмов было возведено в купеческой Самаре, сформировался особый стиль – самарский модерн, сколько построено красивейших зданий. Так что говорить о бездуховности города не приходится. А вот закрытость Куйбышева как города, где работало множество военных предприятий в советское время, на мой взгляд, в значительной мере затормозила его духовный рост и культурный обмен. - И много у нас появилось за последнее время «звездочек»? - Талантливых молодых людей много. Это доказывают самые разные творческие конкурсы. Портфолио современных абитуриентов забиты дипломами. Но проблема не в наличии таланта, а в том, что еще в юном возрасте талантливого человека надо «увидеть» и помочь ему состояться. Хотя и говорят, что гениям не надо помогать, но многие люди даже и не подозревают – в чем их талант заключается. Способности у них могут быть ко многому, и часто человек проходит мимо своего истинного предназначения. А нужен реальный социальный лифт для творческих людей. По-моему, именно фестивали и являются таким лифтом, как и школы искусств, и творческие вузы. - Скоро 45-летний юбилей СГИК. Как вы готовитесь к его проведению, с какими достижениями подходите к знаменательной дате? - Вообще 45 лет юбилеем как бы не считаются. Но для нас – это очень значимая цифра. Вот уже и этот, заканчивающийся год, 2015, идет для нас как подготовка к грядущему юбилею. Проходят концерты, театральные постановки, научные конференции как посвящение этой дате. Финалом же будет большая международная научно-практическая конференция, посвященная модернизации культуры. Это будет в мае, скорее всего 23 или 30 числа. После нее состоится большой праздничный концерт, в котором будут участвовать и студенты, и преподаватели, и выпускники. Пройдут факультетские встречи с выпускниками. Кстати, у нас создается ассоциация выпускников нашего вуза, их уже больше 20 тысяч. Будет издан сборник, который расскажет о достижениях наших выпускников. Пройдет церемония вручения наград. - А что с премьерами в учебном театре? - Что касается премьерных спектаклей учебного театра, то он и так ежегодно готовит только новые спектакли. С начала учебного года мы показываем нашим зрителям только новые постановки, например, в этом театральном сезоне премьера «Слепых» М. Метерлинка – пластическая ассоциация. Моноспектакли «Однажды мы все будем счастливы», «Аккомпаниатор», «Из жизни Айседоры Дункан»,— это все премьерные работы. Спектакли «В сумерках», «Дом Бернарды Альбы», «Цирк Шардам» по Д. Хармсу, «Эх, жизнь» по произведениям А. Чехова, Н. Тэффи, А. Аверченко, «Мы верили, жили и любили» – также премьеры нынешнего года. У нас спектаклей трех- или пятилетней давности нет. Наверняка жаль. Но условия учебного театра таковы, что здесь все время создаются и показываются новые спектакли. Это понятно – каждый год к нам приходят новые студенты, и, ориентируясь на них, на меняющееся время, мы готовим не только новые постановки, но и новые произведения для нового состава нашего оркестра, новый репертуар для вокалистов и инструменталистов. И так, я надеюсь, будет всегда – недаром мы творческий вуз. - Скажите, многие ли из выпускников остаются работать в области? Как Вы оцениваете нынешнее состояние кадрового состава наших заведений культуры? - Мы – вуз федеральной принадлежности и принимаем абитуриентов не только из Самарской области, но и других субъектов Российской Федерации. Но для представителей Самарского региона по линии сотрудничества с министерством культуры и муниципальными образованиями мы обеспечиваем приоритетное поступление по целевым договорам, особенно по заочной форме обучения. По данным Пенсионного Фонда Российской Федерации более 80% выпускников института, в том числе из Самарской области, работают в отрасли, но мобильность выпускников очной формы обучения как профессиональная, так и территориальная в условиях отсутствия государственного распределения становится не исключением, а правилом. Многие работают по специальности в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах России или за рубежом. С удовольствием отмечаю, что, более 50% артистов Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии, оркестра Самарского академического театра оперы и балета – это выпускники музыкально-исполнительского факультета (консерватории) нашего вуза. В составе Волжского народного хора им. П. Милославова много выпускников кафедр народного хорового искусства, хореографии и народных инструментов. Достаточно побывать на ежегодном Губернском фестивале «Рожденные в сердце России», чтобы оценить роль вуза в подготовке кадров для учреждений культуры Самарской области. Назову только некоторых из выпускников – директор СОУНБ Л.А.Анохина и главный библиограф, краевед, историк А.Н.Завальный, руководитель Театра танца «Скрим» Э.Ю.Первова, руководитель ансамбля танца «Задумка» Е.Колотовкина, руководитель ансамбля танца «Карнавал» С.Бевзенко, главный режиссер Новокуйбышевского театра «Грань» Д.С.Бокурадзе, приглашенный солист Самарского академического театра оперы и балета, солист Московского театра «Новая опера», заслуженный артист РФ М.А.Губский, солисты театра Ю.Маркова, Л.Габриелян, А.Невдах, А.Перов, В.Турдиев, артисты СамАрта С.Дильдин, А.Меженный, режиссер А.Мальцев и многие другие. Кадровый состав в учреждениях культуры и искусства Самарской области, как и в любых других учреждениях, нуждается в повышении квалификации, переподготовке, чем активно в последние 3 года занимается факультет дополнительного образования СГИК, в том числе с использованием средств федеральных бюджетных ассигнований в рамках ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)». Для более 500 специалистов были реализованы дополнительные образовательные услуги. - Какие же условия необходимо создать работникам культуры для их закрепления на рабочих местах? - Для обновления кадров и закрепления их в учреждениях культуры муниципальных образований необходимо создавать условия по образцу тех, которые создаются в Самарской области для учителей и врачей. Однако, несмотря на все трудности, меняющиеся ежегодно правила игры на образовательном поле, будем работать, надеяться и жить беспокойной, но такой увлекательной жизнью творческого вуза. 13.11.2015 |
22 ноября 20:09
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |