Культура в Самаре
|
|
Беречь еще не поздноО возможности сохранения архитектурно-исторической среды нашего города - разговор с заслуженным архитектором России Ваганом Каркарьяном
Роман Хахалин: Ваган Гайкович, недавно Вы приняли участие в круглом столе, организованном «Самарской Газетой» для обсуждения ситуации с охраной исторического, архитектурного и культурного наследия Самары. Какое впечатление произвела на Вас эта дискуссия? Ваган Каркарьян: Я хочу начать эпиграфом из Рериха: «О памятниках старины теперь много пишется. Боюсь, даже не слишком ли много. Как бы жалобы на несчастье памятников не сделались обычными! Как бы под звуки причитаний памятники не успели развалиться. Правила, правда, полезны для охраны старины, особенно сейчас, когда многие остатки древности дошли до рокового состояния; но еще нужнее наличность людей, наличность настоящей преданности и любви к делу». Это звучит как будто сегодня сказано - о наличии людей, преданности и любви к делу. И вот я увидел «чиновников по культуре» за этим круглым столом: эти холодные глаза, это абсолютное равнодушие, этот махровый чиновничий подход… Не круглый стол, а какое-то заседание бюро, где вызывали на ковер то депутатов, то журналистов, то общественников... Меня оторопь взяла. И это все произвело на меня жуткое впечатление. Я вообще видел чиновников министерства культуры вживую первый раз - и теперь доверия никакого нет и не может быть. Дело спасения памятников очень тяжелое, сложное. И если дело охраны находится в этих руках, то успех вызывает большие сомнения. Роман Хахалин: И что, совершенно никаких плодов их деятельности по охране памятников не видно? Ваган Каркарьян: Почему, видно и слышно. Каждый день, буквально каждый день слышим - то сломали, то украли, то сгорело, то развалилось. Памятники находятся в ужасном состоянии, становятся ветхими. Под этим соусом предлагается чуть ли не бульдозерный снос старой Самары. Но, насколько я знаю, никто никогда не предлагал сохранить все. Город - это не музей, в музее жить невозможно, город должен развиваться, в том числе и за счет старого. Но надо отличать зерна от плевел. И ведь уничтожить памятник можно не только тем, что его просто снесли, но и тем, например, что рядом с ним построили дом в тридцать этажей - этим тоже уничтожается памятник, убивается масштаб, среда... Самый вопиющий пример такого рода, позор Самары - дом на улице Садовой, 207. Такое впечатление, что этот дом посадили в следственный изолятор. Стоит памятник, который оковали, одели в железобетонный каркас, стянули, окна и двери выбиты… И я знаю людей, которые говорят, что это рухлядь, что там ничего нет достойного. Например, заместитель областного министра строительства Владимир Жуков так считает. И очень важный вопрос - что касается охранных зон, правил землепользования. Их отсутствие - это тоже позорный факт. Ведь эти правила в свое время были сделаны - в 2000 году, их сделали специально приглашенные американские специалисты. Всего вдвоем они приехали, привлекли местных специалистов, составили проект правил, простой, четкий, понятный, издали его (эта брошюрка у меня есть) и уехали. И где эти правила теперь? Они исчезли в администрации Лиманского, я так понимаю, что они не были даже подписаны главой города. Сейчас все это изучают заново. А что, собственно, мы теряем? Мы теряем не просто дом, не просто отдельный памятник федерального или местного значения. Мы теряем губернский город. Вот то, что было в Самаре до ул. Полевой, - это законченный компактный типичный дореволюционный губернский центр. Ни один город в России не может похвастаться тем наследием, которое сохранилось в Самаре. Роман Хахалин: Провокационный вопрос: если все потеряно, если исторический дух утрачен, а уникальный губернский центр разрушен, то ради чего стараться? Остается махнуть рукой… Ваган Каркарьян: Я бы сказал - к счастью, не все потеряно. И если мы сейчас сохраним то, что дошло до 21 века, мы сохраним целый пласт истории. Или потеряем безвозвратно целые эпохи. Мы можем потерять город эпохи модерна. Ведь Самара, я проанализировал исторические источники, одной из первых откликнулась на стиль модерн, пришедший из Европы, - первыми откликнулись Москва, Петербург и Самара. Мы потеряем кузнечное и литейное мастерство, уже теряем. Воруют целыми оградами, звеньями, воротами… вместе с этим мы теряем историю и культуру народа. Вот сгорел особняк Наймушина в стиле модерн, произведение архитектора Щербачева. Ограда этого особняка воспроизведена в роскошном альбоме «Русский модерн». Но где она, эта ограда? Сегодня ее нет. Куда ее увезли - неизвестно. Мы потеряли не только эту ограду, не только дом Фирса Наймушина, в котором жил еще Алексей Толстой. Мы потеряли английское посольство, оно располагалось во время войны в этом доме. Значит, мы потеряли кусочек истории страны. Недавно была у нас группа архитекторов из Великобритании, они вспомнили, что здесь было английское посольство, просили показать. Но я их туда не повел: показывать обгоревшие руины? Стыдно. Беречь надо. И беречь еще не поздно. Никогда это не поздно. Кстати, вот о чем я еще хотел сказать - пора беречь период советский. То, что предлагает тот же господин Жуков с настойчивостью какой-то маниакальной, - застроить часть волжской набережной. Застроить. У меня есть все эти предложения, описания проектов. И сейчас эта работа продолжается, финансируется упорно. Кем? В какую дурную голову пришла эта идея? Набережная принадлежит всему городу, это уголок зелени, которой сейчас в Самаре и так мало. Кому будет хорошо от такой застройки? Будет хорошо «Шератону», будет хорошо «Хилтону» - они с удовольствием построят здесь гостиницы, а чего бы не построить? Берег Волги, прекрасный вид, свежий воздух… А что потеряет город? Он потеряет половину набережной. Разве это можно делать? Поэтому считаю, что и советский период уже пора охранять. Я приведу пример: в Дании я увидел целый город того периода, который связан с именем сказочника Андерсена. Я спрашивал архитекторов - как они сумели это сохранить? Они говорят - мы ничего не сносим. Мы реставрируем внешний вид, а внутри подгоняем под требования современной цивилизации: за этими старинными стенами есть и кондиционеры, и все, что необходимо для комфортной жизни. Или поляки - после войны восстановили весь центр Варшавы, он был полностью разрушен. По крупицам, по фотографиям воссоздали. А мы в мирное время не можем сохранить. Почему? Мне кажется, из-за равнодушия людей, обязанных этим заниматься. Нельзя в этом деле быть равнодушным. Роман Хахалин: Вы упомянули сейчас Данию, Польшу, а я хотел спросить, в России, в каких-то регионах, городах Вам известен положительный опыт сохранения культурного, архитектурного исторического наследия? Ваган Каркарьян: Да, есть такие примеры. Я являюсь членом академического совета по охране памятников художественной культуры. На одном из заседаний нам сказали - будет отчет главного архитектора из города Томска. Я полагал, что это будет, как всегда, великий плач о том, что все гибнет, все безнадежно и так далее. И что же? Приезжает авторитетнейшая комиссия во главе с вице-губернатором области, в составе - глава города, главный архитектор, главы районных администраций. И рассказывают, с оптимизмом, с воодушевлением, что они делают, как они сохраняют знаменитое деревянное зодчество Томска. И это не просто слова - они создали целую стройную систему, которая включает научные исследования, внедрение технологий, создание строительных компетентных организаций, лицензированных в области реставрации, лицей со специализацией «резьба по дереву», проектный институт, который занимается реставрацией, и не только в Томске, но даже по всей Восточной Сибири. То есть это государственная программа реабилитации города. В Томске много преуспели в сохранении, а мы много преуспели в разрушении. И никто ответственности не несет… Роман Хахалин: То есть важно наличие воли к тому, чтобы хранить это наследие… Ваган Каркарьян: Да, это главное, желание и воля. Поэтому мне кажется, сейчас ситуация еще небезнадежная. Конечно, это непростое дело. Но оно стоит того, чтобы потратить на это все возможные силы и средства. Я бы хотел еще одной цитатой Рериха закончить: «Добрые люди, не упустите дело доходное. Чем памятник сохраннее, чем он подлиннее - тем он ценнее. Привлеките к памятнику целые поезда любопытствующих. Бог да простит вас, извлекайте из памятников выгоду, продавайте их зрелища, сделайте доступ к ним оплаченным. Кормите пришедших во имя древности, поите их во имя старины, зазывайте небылицами красивыми, украшайте каждое место легендами (издатели, слушайте!), громоздите эпизоды любовные, устрашайте рассказами жестокими, распаляйте богатствами грабежными, торгуйте, продавайте и радуйтесь! Чем до сердца доходчивее, тем и думайте; но старину сберегите»! Роман ХАХАЛИН главный редактор "Самарская газета" 22.04.2009 |
22 ноября 22:51
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |