Культура в Самаре
|
|
Наталья ИШУТИНА: «Расписывать можно даже рамы для зеркал»15 ноября в доме Курлиной откроется выставка "Ручная работа в интерьере". Авторами представленных работ являются непрофессиональные художники. Среди участников выставки - менеджер по рекламе одной из самарских фирм Наталья Ишутина. Изобразительным искусством она начала заниматься всего четыре года назад. О том, с чего все началось, художница рассказала Репортеру.
- С чего началось увлечение?
- Когда-то я отвела своего сына в художественную школу. Волей-неволей мне приходилось присутствовать на занятиях, и вскоре мне самой очень захотелось рисовать. Как-то учитель показал мою работу коллеге из другой художественной школы и сказал, что у него на подготовительном отделении одна ученица делает такие. Тот ответил, что этого не может быть: это рисует как минимум ученица старших классов. (Он не стал говорить, что к тому времени мне было далеко за тридцать.) А мой сын благополучно поступил в художественную школу и благополучно ее бросил.
- Почему в дальнейшем выбрали именно батик?
- Я всегда очень любила работать с тканью, мне нравились роспись, текстиль, я очень интересовалась ковроткачеством и даже пробовала поступить в Московский технологический институт на декоратора. Для 17-летней девушки из Кинель-Черкасс это было очень наивно. Там в то время преподавал Вячеслав Зайцев,и конкурс был 20 человек на место. В результате я окончила швейное училище и пошла учиться в Самарский политехнический институт. Окончила его и думала, что никогда не буду заниматься любимым делом. Но все-таки дорожка привела меня к нему. Я купила книгу "Роспись по шелку" и поняла, что так научиться искусству батика невозможно. И я стала искать людей, которые за деньги могли бы меня научить. Одна женщина, которую я, видимо, уж очень "достала", сказала, что в Самару приедет декоратор из Москвы. Естественно, я была в первых рядах. А по окончании мастер-класса подошла и сказала, что я ничего не умею делать, но очень хочу. Олеся Шапсиговамне ответила: "Приезжайте ко мне в Москву. Я провожу мастер-класс по росписи шелка, по керамике и по стеклу". И вела она его как раз в том учебном заведении, в которое я когда-то не поступила - в Текстильном институте им. Косыгина. Эта художница очень многое во мне открыла. Олеся убедила меня в том, что цветочно-фруктовые композиции линялых оттенков - это неправильно. Искусство батика гораздо шире. Это и роспись по шелку, и по коже. Например, у меня есть расписанная кожаная юбка. Позже я поняла, что можно расписывать даже кожаные рамы для зеркал, мебель, зонты, надо перестать смотреть на батик только как на роспись платочков-шарфиков. Я расписываю даже шкафы дома.
- По какой технологии работаете?
- Искусство батика пришло к нам с Востока. В нем есть разные приемы: завязывание узлов, послойное крашение, очень красивая техника китайской акварели. В Европу его привезли голландцы - они привезли японский батик, он наиболее распространен. Горячий и холодный батик отличаются способом резервирования: в горячем воск обязательно подогревают, в холодном же резерв на водной или резиновой основе. Своей неожиданностью меня привлекает техника горячего батика.
- Какую ткань используете?
- Чаще натуральный шелк. Ткань покупаю в магазине для художников, там же беру краски - как правило, не набором, а те цвета, которые мне нужны.
- Где берете сюжеты для своих работ?
- Яочень люблю цветы, люблю их писать. Например, пионы. Я развожу их на даче. У меня даже есть пейзаж с моего участка. Как в китайской, так и в японской культуре существует язык цветов, согласно которому пион символизирует достаток, благополучие, здоровье. Недавно я решила сделать работу на тему Египта. Для начала, поскольку я никогда не была в этой стране, я прочитала книгу о мифологии Египта и поняла, что мы воспринимаем ее совершенно не так - мы представляем некий художественный образ, который у нас сформировался после просмотра фильмов типа "Мумия возвращается". Я прочитала "Книгу мертвых" - на самом деле в ней нет ничего страшного. Это свод правил, по которым человек должен жить для того, чтобы его душа могла перейти в другой мир. В этой книге, по сути, те же заповеди, что и в православии. И на основе египетских мифов я решила сделать картину. По-видимому, я делала ее слишком старательно, и у меня не нашлось покупателей. С коммерческой точки зрения она неудачна - эта работа не вписывается в наше представление о Египте. Вообще, когда люди приезжают из страны пирамид, они привозят с собой папирусы и вешают в доме - чаще всего не зная, что там написано. Я прочитала "Книгу мертвых" и никогда в жизни не повешу папирус у себя дома! А вдруг там письмо, написанное живущим мертвому - ведь у египтян было принято писать письма на тот свет.
- Каковы ваши взаимоотношения с профессиональными художниками?
- Профессиональные художники редко делают батики. Чаще - пишут маслом, занимаются чем-то более серьезным и уважаемым, а к батику относятся как к ремеслу - слово, в России означающее нечто отрицательное. Хотя еще Микеланджелоговорил: "От ремесла - к творчеству, от творчества - к гениальности". То есть для того, чтобы стать гением, нужно как минимум стать ремесленником. Как правило, приходится "вариться в собственном соку" - есть определенный круг людей, с которыми я общаюсь, но он небольшой. Чаще всего это люди, которые к искусству пришли разными окольными путями. Например, декоратор Елена Шилыковская- по образованию врач. За рубежом все не так, там есть ассоциации ремесленников - уважаемая организация. Ее члены платят небольшие взносы, идет очень мощная поддержка авторов, организация выставок. Мы же захлебываемся от невозможности реализовать свои работы. Куда-то везти их, выставлять - дорого. Хорошо, если работы будут реализованы - а если нет? Хотя не так давно я показывала свои работы в Выставочном доме Союза художников. Это была не персональная выставка, а сборная, под названием "Цветы".
- Вы работаете менеджером по рекламе в самарской фирме. А знают ли о увлечении коллеги?
- Конечно. Я этого не скрываю и всегда об этом говорю -как любой творческий человек, я до безобразия тщеславна. Мне хочется закричать об этом как можно громче: "Видите, какая я замечательная?!" Естественно, люди смотрят несколько странно, но с уважением - это кропотливое, трудоемкое увлечение. Вроде, человек "со своими тараканами", но безобидный. На Западе же человека не примут на достойную должность, если у
него не будет хобби - считается, что он не совсем сформировался как личность. Существуют специальные мастерские для любителей с великолепными техническими возможностями. Там вообще очень модно все, что сделано своими руками. В Самаре этого пока нет.
- Что больше всего привлекает в работе?
- Мне нравится конечный результат. Хотя, как любой художник, я недовольна ни одной своей работой и всегда нахожу в ней множество недостатков, даже если технология выполнена идеально.
- Вы начали заниматься батиком четыре года назад. А когда поступил первый заказ?
- Через полгода. Ко мне подошла сотрудница и попросила сделать ей батик. Я написала его за смешную цену - чуть выше себестоимости.
- Что заказывают чаще - картины или платки, шарфы?
- К сожалению, картины заказывают редко - чаще платочки, шарфики.
- Работы с каким рисунком чаще выбирают?
- По-разному. Например, зрелая женщина может сказать, что ей нужны не цветочки, а абстракция. А бывает, приходят молодые девушки, которые хотят носить классику. В одежде человек самовыражается, и мои работы любому дают такую возможность - они все творческие и очень разные.
Наталья ЗАЙЦЕВА, арт-директор Дома художника, искусствовед:
- Мне трудно судить о работах Натальи Ишутиной, потому что она работает в декоративном стиле. Композиция в прикладных произведениях не такая, как в станковой живописи. Полотно она закрывает достаточно хорошо, выдерживает работу по колориту. Главное, декоративная работа должна притягивать зрителя. Сейчас модно украшать стены определенным видом искусства, батик хорошо подходит для этого. В этом случае главный вопрос - как эти работы будут смотреться в интерьере. Батики Натальи ненавязчивы, приятны для обзора. Она легко ориентируется в стилях, прекрасно подбирает цвет к обстановке комнаты - интуитивно, не имея дизайнерского образования, обладая внутренним чувством вкуса. Кроме того, художница прекрасно знает технологию батика и не нарушает ее. На выставках ощущается серийность. Работы Натальи Ишутиной хорошо продаются. Она креативно подходит к любой проблеме, прекрасно видит цель и с уверенностью ее достигает.
Анастасия ИЗЮМСКАЯ, «Репортер» 28.09.2007 |
22 ноября 11:42
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |