Культура в Самаре
Портал города Самара samru

Взгляд на юбилейный Каннский фестиваль

С 16 по 27 мая на Французской Ривьере проходил юбилейный, 60-й кинофестиваль.
Автор этого репортажа, Алексей Прокаев из Самары, имел возможность лично наблюдать за событиями на главном кино-форуме мира.

Фоторепортаж Алексея с Каннского фестиваля смотрите ЗДЕСЬ

Имея за плечами небольшой фестивальный опыт, прежде всего - участие в Берлинском кинофестивале, я решил, во что бы то ни стало, «покорить» город Канны, визитной карточкой которого, безусловно, был и остается кинофестиваль - самое светское событие в мире и самое освещаемое в прессе наряду с Олимпиадой и Чемпионатом мира по футболу. Каннский кинофестиваль является закрытым для широкой публики. Если Вы хотите приехать в Канны как турист и целенаправленно ходить в кинотеатры, как это можно сделать, например, на БЕРЛИНАЛЕ, то Вам это не удастся. Фестиваль в Каннах предназначен, прежде всего, для специалистов кинорынка, режиссеров, актеров и многочисленных (до 4 тысяч ежегодно) журналистов со всего мира. Сделать аккредитацию на фестиваль в качестве журналиста - дело не из легких. В моем случае пришлось ждать около 4 месяцев, прежде чем удалось получить долгожданное подтверждение-приглашение от фестивального оргкомитета из Парижа. Отбор журналистов проходил в 3 этапа, был как никогда строгий (все - таки юбилей!) и, честно говоря, мне, как журналисту из Самары, до последнего не верилось, что чудо свершится, что совсем скоро я попаду в мир высокого киноискусства, гламура, красивых женщин и звезд. Но старания оказались не напрасными! Канны встретили меня и моих коллег журналистов, кочующих из фестиваля на фестиваль, солнечной погодой и приятным морским бризом. Первым потрясением для меня, как новичка в Каннах, стали громадные очереди в кинотеатры, где проходили конкурсные показы. Как выяснилось позже, очередь для просмотра фильма надо было занимать как минимум за 40 минут, а на наиболее громкие премьеры и за час. Все журналисты и специалисты кинорынка были поделены на категории, отличительной особенностью которых был цвет бейджа, который давал право приоритетного прохода в кинотеатр. Но все же всех желающих (и это при наличии аккредитации!) фестивальный дворец и многочисленные киноплощадки, как правило, не могли вместить. Вероятно, кому-то может показаться, что пребывание в Каннах - это исключительно отдых, солнце, море и звезды, но для большинства людей, к которым я причисляю и себя, это скорее напряженный труд. Мой «рабочий» день ежедневно начинался в 8.30. Именно в это время начинались так называемые «пресс-просмотры» из конкурсного показа - сердца фестиваля. Присутствовать на мировой премьере фильма, быть первым его зрителем - это особое чувство, которое невозможно выразить словами, и в этой связи мы с моими коллегами чувствовали себя счастливчиками. Особой честью для журналистов считалось также ежедневно утром проходить по красной дорожке, которая по вечерам становилась местом демонстрации нарядов и ювелирных украшений звезд и гостей фестиваля. По этой части Канны уже давно обогнали Неделю высокой моды в Париже и церемонию «Оскар».

Программа фестиваля была столь насыщенной и разнообразной, на Лазурном берегу происходило столько событий, что каждый день приходилось стоять перед дилеммой - что выбрать, куда идти, или точнее, бежать, чтобы занять очередь и оказаться в ряду первых. Иногда приходилось сталкиваться с тем, что перед тобой вывешивали табличку «Sorry! Full», что означало, что в зале нет свободных мест и тебе просто не повезло. Так случилось с фильмом «Мистер одиночество» (Mister Lonely) режиссера Хармони Корин (Harmoni Korine) из США, который мне так и не удалось посмотреть. Такого ажиотажа и столпотворения мне не удалось видеть ни на одном другом фильме. Фильм был показал в программе фестиваля «Особый взгляд» (Regard Uncertain), которая являлась второй по значимости после основного конкурса. В фильме один из героев искренне считает себя Майклом Джексоном, в его окружении - Мэрилин Монро, Чарли Чаплин, Авраам Линкольн и др. Майкл обретает единомышленников, но эта большая семья оказывается несчастной…

Как заверил меня на фестивале Антон Мазуров, креативный директор компании «Кино без границ», фильм закуплен для показа в России и мне не стоит так расстраиваться, что не смог попасть на его просмотр, тем более, что с фильма уходили целыми рядами… а в Каннах бывает и такое, хотя, к счастью, редко.

В моем случае это произошло на просмотре фильма из конкурса «Человек из Лондона» (Men from London) венгерского культового режиссера Белла Тара (Bela Tarr), который стал, в том числе для меня, испытанием для нервов. И хотя фильм снят красиво и стилизован, благодаря съемкам на черно-белую пленку, он абсолютно разочаровывает своей статикой и монотонностью сюжета. Результат - низкие оценки кинокритиков и отсутствие наград.

Есть такая категория людей, которая приезжает в Канны, чтобы исключительно развлечься и проводит ночи напролет в ночных клубах со звездами, заплатив за это круглую сумму денег. По отзывам прессы, в этом году ночные вечеринки в Каннах были более скромными, скудными на развлечения, да и сам фестиваль оказался недостаточно гламурным (видимо сказывается экономический кризис в Европе). Но думаю, что такие светские львицы, как российская дива Ксения Собчак, которая специально прилетела на одну из вечеринок, чтобы прикоснуться к телу секс-символа фестиваля - Джорджа Клуни (об этом она давно мечтала), не заставили скучать высшее общество, которое приехало в Канны ради зрелища.

И все же возвращаюсь к главному, ради чего я приехал в Канны, - к кино. В день мне приходилось смотреть в среднем 3-4 фильма. Учитывая, что продолжительность каждого из них около 2 часов, смотреть большее количество фильмов физически было просто невозможно. В честь юбилея кинофестиваля 33 самых известных режиссеров мира, среди которых - Ларс фон Триер, братья Коэны, Дарденны, Такеши Китано, Вим Вендерс, Роман Полански, Дэвид Кроненберг и другие - сняли по трехминутной новелле о киноматографе, которыми открывался показ каждого фильма. Общая тема всех новелл - кинотеатр. Каждая отдельная история является частью альманаха «У каждого свое кино» (Chacun a son cinema) продюсера Жиля Жакоба (Франция). Мне наиболее запомнилась одна из них - Ларса фон Триера, которая предваряла премьерный показ фильма Квентина Тарантино «Доказательство смерти». Сюжет новеллы прост: идет киносеанс, в зале сидит респектабельный настроенный на кино фон Триер, рядом с ним - подозрительный тип, который начинает доставать фон Триера рассказами о себе, о том, что он успешный бизнесмен и тому подобное, отвлекая тем самым от кино. Фон Триер нервничает и отворачивается. Наконец сосед спрашивает: «А Вы-то чем занимаетесь?» «А я убиваю», - отвечает фон Триер и бьет что есть силы молотком этого типа по голове. Далее следует кадр, как фон Триер продолжает увлеченно смотреть кино, а рядом в кресле сидит этот труп с наполовину оторванной головой. Вот оно «доказательство смерти», почти по Тарантино, но со своим собственным взглядом радикального режиссера. Среди 33 частей альманаха есть фильмы-исповеди, фильмы-шутки, фильмы-провокации.

На пресс-конференции альманаха «Каждому свое кино» не обошлось без скандала, которые также являются составной частью Каннского кинофестиваля. Но об этом скандале не удалось умолчать ни одному изданию в мире. Когда до конца пресс-конференции оставались считанные минуты, раздался возмущенный голос Романа Полански в адрес журналистов: «Что за дебильные вопросы вы задаете! Это же стыд - выслушивать такие вопросы! Я думаю, что компьютер виноват в том, что вы опустились до такого уровня. Вы больше не интересуетесь тем, что реально происходит в кино. Честное слово, давайте лучше разойдемся и пойдем пообедаем» - и затем классик демонстративно покинул зал. Другой мини-скандал - неприезд Министра культуры Франции на открытие фестиваля в связи с перестановками в правительстве (новый министр был еще не выбран, а старый демонстративно отказался ехать в Канны), что является обязательной традицией фестиваля, не вызвал столь оживленного обсуждения.

Общей темой конкурса явились фильмы, рассказывающие, как неуютно жить в этом мире, в котором присутствуют психозы, измены, аборты, маньяки, убийства и многие другие депрессивные вещи. Честно говоря, в этом я вижу некую странность, т.к. это совершенно противоположно той благополучной и разодетой фестивальной публике, у которой внешне, кажется, в жизни полный порядок. Но для этого, наверное, и существует кино, чтобы показать нам другую сторону этой внешне благополучной жизни.

Как уже известно, Золотая пальмовая ветвь в этом году впервые в истории Каннского кинофестиваля ушла в Румынию. Победителем оказался фильм режиссера Кристиана Мунгиу (Cristian Mungiu) «Четыре месяца, три недели и два дня» (4 Luni, 3 Saptamini Si 2 Zile). Закат социализма, общежитие в Бухаресте, две подруги из провинции: одна беременная и инфатильная, другая, ответственная и склонная к самопожертвованию, организует для нее нелегальный аборт. Картину Мунгиу показали в первый день фестиваля и она до конца оставалась фаворитом - интуицию не подвела кинокритиков, предвещавших ее победу. Победа не была столь уж неожиданной: в последние годы румынские фильмы часто становились событием на больших фестивалях. Это еще раз подтвердило фестивальную линию - делать акценты на национальный кинематограф, открывать новые имена и иметь тем самым своего рода эксклюзив на новый кинематограф.

Каннский кинофестиваль с учетом вышеперечисленных тем конкурсных фильмов невозможно обвинить в оторванности от реальности, но есть еще одна тема, а точнее кит, на котором он держится - политика.

Майкл Уинтерботтом , в прошлом году получивший награду Берлинского кинофестиваля за фильм «Дорога на Гуантаномо», продолжает свои политические экзерсизы в фильме «Могучее сердце» (Mighty Heard), продюсером которого стал супер-звезда Голливуда Брэд Питт. Фильм был показан во внеконкурсной программе и поставлен по книге журналистки Марианны Перл, чей муж, Дэнни Перл, был похищен исламистами в Пакистане в 2001 году. Марианна приложила все силы, чтобы найти мужа, но тщетно. «Могучее сердце» подробно рассказывает историю этих поисков и отчаяния Марианны. Фильм очень динамичен, публика приняла его тепло и на пресс-конференции трогательно продемонстрировали встречу вдова Денни Перла Марианна и сыгравшая ее Анжелина Джоли. Если бы фильм попал в конкурс, Джоли могла бы получить актерский приз. Брэд Питт, приехавший в Канны на премьеру этого фильма и на мировую премьеру фильма «Тринадцать друзей Оушена» режиссера Стивена Содерберга (Steven Soderbergh), был невероятно уставший, хотя и бесконечно демонстрировал свою несравненную голливудскую улыбку, рядом с ним великолепно выглядела и блистала вечером на красной дорожке восхитительная Анжелина Джоли, которая привезла в Канны всех своих детей.

Сам же голливудский хит «Тринадцать друзей Оушена» был, пожалуй, одной из немногих громких великосветских премьер в Каннах. Стивену Содербергу пришлось отдуваться за весь Голливуд сразу. Хотя в поддержку ему делегировали в Канны Джорджа Клуни, Мэтта Дэймона и Брэда Питта. Стоит отметить, что именно Канны открыли Содерберга как режиссера, где 20 лет назад он получил «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Секс, ложь и видео».

Для меня Каннский кинофестиваль состоялся также во многом потому, что на нем присутствовала несравненная и всеми любимая Катрин Денев (Catherine Deneuve), которая приняла участие в анимационном фильме «Персеполис» (Persepolis) режиссера Марианны Сатрапии (Marjane Satrapi), Франция, ей сорежиссирует Венсан Паронно. Это анимационная адаптация одноименных комиксов Сатрапии, дочери иранских интеллектуалов. «Персеполис» - идеальный каннский хит (французы не зря старались, он получил все-таки «Пальмовую ветвь» - Приз жюри), смешной арт-мультфильм про политику, почву и судьбу. Марианна Сатрапии рассказывает свою личную историю: ей самой пришлось пройти через испытания шахского режима, исламской революции и эмиграции в Европу. Юную героиню, которая увлекается рок-музыкой, а под исламской униформой носит джинсы, озвучивает Кьяра Мастрояни (дочь Катрин Денев), ее мать- сама Катрин, которая выглядела на пресс-конференции жизнерадостно, была безупречно одета от Шанель и буржуазно курила сигарету, что напомнило мне моего кумира Марлен Дитрих. Могу смело сказать: в Канны стоило приехать только ради Катрин Денев!

Французское кино было также представлено в конкурсе великолепным, на мой взгляд, фильмом «Старая любовница» (Une vieille maitresse) режиссера Катрин Брейя (Catherine Breillat), хорошо знакомой российскому зрителю по таким скандальным фильмам как «Романс», «Порнократия», «Секс - это комедия». Катрин Брейя экранизирует роман французского романтика Жюля Амеде Барбе д’Оревильи о тридцатилетнем прожигателе жизни Рино Ди Мариньи, роль которого замечательно играет окрытый режиссером актер Фуад Аит Атту (Fuad Ait Aattou), которого сравнивают с Аленом Делоном и возлагают большие надежды. Сама же Катрин Брейя, пережив недавно инсульт, все-таки отправилась от удара, приехала в Канны, пришла с палочкой на пресс-конференцию и прошлась по красной дорожке вместе со своими звездами - уже упомянутым Фуадом Аит Атту, а также суперзвездой современного кино - Азией Ардженто (Asia Argento). Год назад у Азии было два фильма на фестивале, на этот раз уже три: «Старая любовница» Катрин Брейя, «Выход на посадку» Оливье Ассаяса и «GoGo Tales» Абеля Феррары. Из достоверных источников известно, что Азию Ардженто пригласили сниматься в один из российских проектов и она уже активно включилась в процесс съемки. Вечером она покорила публику своими нарядами.

Вообще Канны отличаются тем, что здесь не всегда свершается то, что ты планируешь. Тот «рабочий» план, который составляется накануне вечером, разом может рухнуть, если ты спонтанно натыкаешься на другие более интересные мероприятия или встречи. Так произошло у меня со встречей с режиссером Грегом Араки (Greg Araki), который является одним из самых главных американских киноавангардистов. Грег Араки представил в Каннах вне конкурса фильм «Смайлик» (Smiley Face), США - один день из жизни начинающей актрисы Джейн (Анна Фарис/Anna Faris), которая рискует остаться в начинающих навеки. С утра она курит наркоту, опаздывает на прослушивание, забывает обо всех на свете делах. Сам Грег Араки выглядел во время фото-сессии и на последующей пресс-конференции бесконечно счастливым и производил впечатление очень открытого человека. Видимо это внутреннее состояние и позволило ему снять фильм «Смайлик», который больше тяготеет к жанру комедии, причем очень хорошей!

Об одном фильме кинофестиваля я просто не могу умолчать. Не обратить внимание на него было невозможно, т.к. все обложки журналов и уличные рекламные щиты пестрели афишей этого фильма. Речь идет о фильме австрийского режиссера Ульриха Зайделя (Ulrich Seidel) «Импорт/Экспорт» ( Import Export). Игровой дебют Ульриха Зайделя «Собачья жара» (2001) получил Гран-при на фестивале в Венеции и стал одним из самых знаменательных фильмов нового века. Его новый фильм «Импорт/Экспорт» - один из лучших фильмов конкурсной программы 2007 года, на мой взгляд. Действие фильма происходит в двух местах - на Украине и в предместьях Вены. И там и там одинаково неуютно и холодно. Но люди по разные стороны границ думают иначе и пересекают их в надежде на лучшую жизнь. У Зайделя снимаются непрофессиональные актеры, второстепенные роли сыграли умирающие пациенты в австрийской клинике, большинства из которых уже нет в живых. Главную женскую роль правдоподобно сыграла актриса из Николаева Екатерина Рак, мужскую - Пауль Хоффманн, австриец без определенных занятий и места жительства. Эта история о сексе и смерти, жизни и умирании, победителях и неудачниках, силе и бессилии.

Известно, что в последнее время немецкое кино переживает настоящий бум. Ярким подтверждением этому был успешный показ в Каннах фильма немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина (Fatih Akin) «С другой стороны» (Auf der anderen Seite). Фильм получил приз «За лучший сценарий» и заставил зал по-настоящему плакать.

Хотел бы отметить и тот факт, что немецкое правительство, несмотря на политику экономии, щедро выделяет деньги на поддержку искусства и немецкий национальный павильон в Каннах выглядел наиболее выигрышным, прежде всего информационно насыщенным (каждый мог получить полный пакет по презентации немецкого кино в Каннах, включая DVD-фильм) и гостеприимным (всех посетителей бесплатно угощали напитками). Кинокритики сделали резкие отзывы о новом фильме Акина, упрекнули его в схожести с телесериалами (сюжет действительно очень насыщен и порой трудно переключить свой взгляд с одного на другое), интересу к политике…и в том числе слабой роли великой немецкой актрисы Ханны Шигулы (Hanna Schygulla)… В фильме - юная революционерка, бежит из Турции в Германию, где живет ее мать. Там находит она свою любовь - немецкую девушку. Но фильм - скорее о смерти, чем о любви. Несмотря на жесткую критику этого фильма со стороны журналистов и кинокритиков, фильм однозначно вписался в формат Каннского кинофестиваля и получил по достоинству свою награду.

Разочарованием для критиков стал и новый фильм культового американского режиссера и любимца Канн - Гас Ван Сента/ Gus Van Sant «Параноид Парк» (Paranoid Park). Фильм рассказывает историю скейтбордиста, совершившего случайное убийство. Режиссер затрагивает тему «подростки» и «насилие», которая плавно переходит из его успешного фильма «Слон». Новый фильм режиссера, откровенно говоря, является скучным и большую часть фильма мы наблюдаем за профессионально катающимися на скейтах подростках (катаются действительно красиво!). Но жюри фестиваля во главе с председателем Стивеном Фризом (Stephen Frears) все же присудило Ван Сенту почетную премию в честь 60-ти летия кинофестиваля.

Иногда кажется, что фильмы, которые получают в Каннах низкую оценку критиков, все же могут претендовать на награды или на особый взгляд жюри. Примером этого являются два последних упомянутых фильма. Но у жюри всегда есть свое отличное от журналистов и критиков мнение, и никогда до последнего нельзя предугадать - какой фильм окажется фаворитом. Мнения во французской и мировой критике, в том числе фестивальном журнале Screen, диаметрально расходятся. Наверное, главное все же, чтобы кино дарило нам радость, удовольствие и давало заряд энергии для того, чтобы сделать жизнь вокруг краше и светлее. И вот именно за этим тянет в Канны снова и снова.

Алексей Прокаев
Полная версия репортажа - эксклюзивно для SAMRU.ru

18.09.2007



Культура
В самарской Третьяковке 11 декабря откроется выставка «В круге цвета. Красный» В самарской Третьяковке 11 декабря откроется выставка «В круге цвета. Красный»
сегодня 09:15
Более 70 произведений
21.11.24 Художественный музей Самары оснастили новым выставочным оборудованием
14.11.24 На выставке «Самара» в музее им. Алабина проходит неделя, посвященная Тольятти
14.11.24 Чувашский фольклорный фестиваль «Кер сари» состоится в Самаре 16 ноября
08.11.24 В Третьяковскую галерею Самары привезут картины Малевича и Кандинского
05.11.24 Выставка достижений Самарской области открылась в музее Алабина 4 ноября
Новости Самары

10:22   
Выплату в 50 тысяч рублей могут ввести в Самарской области для супругов-юбиляров
09:43   
Расписание движения парома между Самарой и Рождествено изменится с 26 ноября
09:15   
В самарской Третьяковке 11 декабря откроется выставка «В круге цвета. Красный»
08:49   
Три капитально отремонтированных вагона метро доставят в Самару в 2025 году
08:31   
Стелу моторостроительного завода на Аллее Трудовой Славы в Самаре реконструируют
08:07   
Памятник святителю Спиридону откроют в Самаре 22 ноября на ул. Советской Армии
07:50   
Экс-глава Куйбышевского района Самары Алексей Коробков возглавит Новокуйбышевск

Новости Самары


22 ноября 11:36


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru