Культура в Самаре
|
|
Анатолий ПРАУДИН: "Три поросенка" нужно ставить, как "Гамлета"Анатолий Праудин репетирует в "СамАрте" пьесу"Таланты и поклонники" Островского. Представить Праудина легче всего дежурной фразой "известный режиссер", и еще добавить, что в Петербурге у него "Экспериментальная сцена" под крышей театра "Балтийский дом". На большее не хватит места. Иначе придется рассказывать о том, какие у выходца из Риги глубокие театральные корни, как долго и успешно он ставил в Екатеринбургском ТЮЗе, как потом возглавлял ТЮЗ Петербургский и почему был снят с должности худрука... А еще перечислить все награды и города, в которых успел поработать Анатолий Праудин. Репортер счел за лучшее предоставить слово самому режиссеру.
В РЕЖИССЕРЫ - ОТ УЗОСТИ КРУГОЗОРА
- Как становятся детскими режиссерами?
- Детскими режиссерами не становятся.
- Так вы не считаете себя детским режиссером?
- Не считаю, но у меня есть знание, как нужно ставить для детей.
- Откуда оно?
- Мне его подсказал сам Станиславский. У него как-то спросили, как нужно ставить спектакль для детей. Станиславский ответил: «Так же, как для взрослых Только лучше». ’Только лучше" - это, конечно, юмор, а ключевая мысль: так же, как для взрослых. ’Три поросенка" нужно ставить так же, как «Гамлета». И тогда получается детский спектакль, который может стать произведением искусства, если звезды сойдутся и ваших способностей хватит.
- Когда вы поняли, что будете ставить для детей? Еще когда учились в ЛГИТМиКе?
- Нет, я случайно оказался в Свердловском ТЮЗе.
- По распределению?
- Нет, меня распределяли в город Черкесск, а Свердловский ТЮЗ как раз спас. Главным режиссером там был мой знакомый Дима Астрахан, наверное, небезызвестный вам кинорежиссер.
- Да, он и в нашем театре драмы работал. "Подари мне лунный свет" ставил.
- Когда я кончал институт, он был главным режиссером Свердловского ТЮЗа. Я попросил его об этом одолжении, он пошел мне навстречу, и как-то так получилось, что я задержался в Екатеринбурге.
- Тогда, на заре режиссерской карьеры, вы так же подходили к спектаклям для детей?
- Естественно, как только я попал в ТЮЗ, меня стали оскорблять так называемые "детские спектакли" - эти утренники. Ничего более антихудожественного придумать было невозможно! Я не знаю, как в других театрах, но в Свердловском ТЮЗе тогда - это точно. И, наверное, возник сначала внутренний протест, а потом -потребность делать по-другому.
- Есть мнение, что вы говорите с детьми жестко...
- В том смысле, что серьезно. Надо относиться к детям не как к недоразвитым взрослым, а как к равным собеседникам. Тогда есть шанс поставить спектакль серьезно.
- Свое детство вы можете назвать счастливым?
- Оно как-то без бед прошло.
- Ребенок из театральной семьи рос за кулисами?
- Наверное. Я не помню, но рассказывают, что да.
- Жизненный путь был предопределен?
- Да, выбор профессии - это узость кругозора (выразительно морщится). Я был еще личностно не сформирован, поэтому деваться было некуда...
«ЛИШЬ БЫ НЕ ИСПОРТИТЬ"
- У вас в Самаре первая работа?
- Да, дебют.
- Чем вас соблазнили?
- Это нормальная практика -работать с людьми, которые тебе симпатичны. Для меня "СамАрт" - не чужой театр, хотя я здесь в первый раз. Я видел много его спектаклей, и мне они всегда были интересны. Поэтому, когда мне предложили поработать здесь, я с удовольствием откликнулся.
- Пьесу вы выбирали сами?
- Как правило, всегда выбираешь сам.
- Зависит от театра и от режиссера. При вашем статусе - да, но не всем так везет.
- Нет, статус здесь ни при чем, просто нечасто приходится иметь дело с жесткими предложениями, когда и пьеса выбрана, и распределение уже сделано.
- С распределением - это уж совсем...
- Такое тоже бывает, когда просят поставить именно этот спектакль с этим артистом.
- Почему именно Таланты и поклонники"? Не самая известная пьеса Островского и не часто ставится.
- Это сегодняшняя тема. Островского волновало, как остаться человеком в ситуации, когда все покупается и продается. Как сохранить свою индивидуальность, как не превратиться в предмет потребления, при условии, что ты кому-то нужен... Если никому не нужен - это легко. Если нужен - то идет борьба и, к сожалению, она заканчивается победой рынка.
- Вы как-то проецируете эту тему на себя?
- Естественно, это наша общая тема, которую в тот или иной период жизни каждый человек переживает, когда ему нужно либо отказаться от чего-то во имя "высоких нравственных ценностей", либо махнуть на них рукой. К сожалению, мы не всегда на высоте своего предназначения.
- У вас есть свой рецепт выхода из таких ситуаций?
- Нет, наверное. Наше ведь дело - истории рассказывать. Мы - люди слабые, я считаю, что не имеем права давать рекомендации, как жить.
- С Островским что-то делали - с текстом, с трактовкой, со временем?
- Нет, ну что вы, зачем. Это потрясающая драматургия, очень глубокий эмоционально, смыслово насыщенный материал. Совершенно бессмысленно с ним что-то делать. Степень продуманности пьес Островского - потрясающая. Лишь бы не испортить.
- Кто у вас играет?
- Главных героев играют молодые, хотя уже известные актеры. Таня Михайлова - Сашу Негину, Павел Маркелов - Петю.
- А сценографию кто делает?
- Юрий Хариков.
- Вы в каком-то интервью говорили о том, что весь театр - это метафора. Наверняка и в вашей трактовке пьесы есть метафорические ходы. Можете их приоткрыть?
- Рано еще. Эти вещи только сейчас в стадии рождения, поэтому что останется, что нет - говорить преждевременно.
"НИЧЕГО ИНТЕРЕСНЕЕ КЛАССИКИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ"
- Вы часто ставите классику. Сейчас много говорят о том, что зритель на нее не ходит, особенно молодой... Что нужно сделать с классическим произведением, чтобы зритель пошел?
- Зритель? А куда зритель хочет идти?
- Судя по количеству кассовых постановок, на какого-нибудь Рея Куни...
- Для простого зрителя что Куни, что Островский - одно и то же. Все зависит от того, как поставлено. Ничего более интересного, чем классика, по-моему, не существует.
- В Самаре сейчас видите что-то, кроме "СамАрта"?
- К сожалению, сейчас-то нет. В разные времена смотрел спектакли драматического театра - очень яркие, интересные спектакли Гвоздкова.
- Вы в Петербурге довольно прочно укоренены, и все равно ставите в Екатеринбурге, Омске, сейчас в Самаре -это необходимость или привычка к разъездному образу жизни?
- Нет, скорее, это жадность. Жадность до новых впечатлений, новых театров. Есть желание как можно больше самореализовываться. Потому что 100-процентная самореализация - это единственная возможность жить в удовлетворенном состоянии.
- Вы считаете себя удовлетворенным жизнью человеком?
- Я больше и лучше ставить не могу, работаю на пределе своих возможностей. А дальше... Нельзя путать самореализацию и амбиции. Амбиции могут быть не совсем удовлетворены.
- Вам не обидно, что ваши не питерские постановки меньше видят и знают, у них меньше возможностей попасть на фестивали?
- Это не является целью. Цель - потратить два месяца жизни для того, чтобы вскрыть пьесу.
- Как у вас делится сейчас время между Питером и другими городами?
- В Питере у меня театр, я не могу отлучаться в течение сезона.
- Любимый город - Петербург?
- В Петербурге я живу... В какой-то степени все города, где я работал, мне дороги, и частичка моей души там есть. Я с большим удовольствием бываю в Екатеринбурге, где прожил много лет. Я скучаю по городу, где родился и вырос - по Риге. Я с удовольствием бываю в Омске, Челябинске- в тех городах, где я тоже ставил спектакли.
- В Риге бываете сейчас?
- Нет, уже десять лет не был. Иногда меня душит ностальгия.
- У вас с Рижским ТЮЗом какие-то давние и сложные отношения?
-Да, дед основал театр, а я его закрыл. Дед поставил первый спектакль в истории Рижского ТЮЗа, а я последний.
- Так случайно вышло?
- Я, к сожалению, не обладаю такой силой власти, чтобы открывать и закрывать театры, естественно, это совпадение. Так случилось, что закрытие ТЮЗа совпало с премьерой моего спектакля. Но это было очень давно, в 1992 году, лет сто тому назад...
ОТ СТАНИСЛАВСКОГО К КВН
- Есть такой миф о театре "Балтийский дом", якобы он стоит на кладбище и вообще у него нехорошая репутация. Товстоногов там провалился...
-Товстоногов там не провалился, Товстоногов там замечательно работал, он получил там две государственные премии. Его спектакли вошли в историю театра. Товстоногова упрекали в том, что, работая в театре Ленинского комсомола (так тогда назывался "Балтийский дом" - прим. Реп.), он уж больно грубо с властью заигрывал. Не знаю, я в тот период, к сожалению, еще не был даже рожден.
- Как живется вашей "Экспериментальной сцене" под крышей театра "Балтийский дом"?
- Ничего, живем потихоньку.
- Почему "экспериментальная"?
- Это название управление культуры придумало.
- Вы к нему отношения не имеете?
- Нет, мы собирались называться что-то вроде "Старого ТЮЗа", потому что труппа как раз возникла из ветеранов Петербургского ТЮЗа.
- А я как раз собиралась вас спросить, могли бы вы создать театр и назвать его "ПОЗ"?
- Почему бы и нет? Легко. Театр должен был называться "СтарыйТЮЗ", но наверху решили, что это слишком радикально, и назвали его экспериментальным театром.
- Он на самом деле экспериментальный?
- Если возврат к Станиславскому, к идеалам и методикам русского психологического театра сегодня - эксперимент...
- Возврат в отношении детских спектаклей?
- Идетских, и взрослых.
- А в чем современный театр ушел от Станиславского?
- Он ушел радикально, стал заниматься совсем другим каким-то делом. Сегодня так подробно спектакли не разрабатываются, в моде радикальный способ существования, близкий к кавээновскому.
- Вы часто используете прием перелицовки известного сюжета - например, в спектакле "До свидания, Золушка".
- Нет, никакой перелицовки. Как написано ставлю. Только серьезно. Без сюсюканья. Как только начинаешь серьезно относиться к материалу, ты начинаешь понимать его метафизику, и кажется, что он перелицован. Хотя там ни одного слова не изменено.
- А как же "Винни Пух": вы ставили спектакль о том, как чувствуют себя игрушки после ухода Кристофера Робина?
- Это предлагаемые обстоятельства, а не сюжет. Дальше история попытки вернуться "в ту жизнь" - это уже игры с известным сюжетом, ни одного слова не изменено.
- Ваш когда-то громкий уход из руководителей Петербургского ТЮЗа был связан с тем, что не понимали этот ваш подход?
- Да нет. Там все было гораздо проще, но официальная версия такая.
- Неофициальную не откроете?
- Она такая вульгарная, что просто даже не о чем говорить.
- Ваша супруга Наталья Скороход - драматург. Вы работаете с ней в тандеме?
- А как же, обязательно. Сейчас в БДТмы ставим с ней "Даму с собачкой". Она написала пьесу по рассказу Чехова.
- Как обстановка в БДТ после ухода из жизни Кирилла Лаврова?
- Там к этому все были готовы, потому что ситуация развивалась не скоропостижно. Я приступил к работе, когда Темур Чхеидзе уже фактически исполнял функции художесгвенного руководителя, после ухода Кирилла Юрьевича это обрело официальный статус.
- На своей "Экспериментальной сцене" что-то ставите?
- Да, сейчас мы делаем "Работу актера над собой" Станиславского, будеттакой спектакль.
- Как это можно поставить?!
- Можно! Все можно.
Ксения АИТОВА, «Репортер» 31.08.2007 |
22 ноября 7:42
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |