Культура в Самаре
|
|
Василий БРАТАШ: «Цирк - это самое демократичное и честное искусство»В преддверии празднования своего юбилея и грядущего 100-летия Самарского государственного цирка им. Олега Попова его генеральный директор Василий Браташ побеседовал с корреспондентом «СГ»
- Я полагаю, что цирк - одно из древнейших искусств. Василий Юрьевич, как вы думаете, что помогает цирковому искусству выживать в течение тысячелетий?
- Востребованность. Это самое демократичное и честное искусство, сделанное руками. В основе его лежит демократичность. Совсем недавно в этом искусстве был кризис, но люди, пусть и мало, все равно ходили в цирк. Это непритязательное искусство, абсолютно любой человек может прийти и посмотреть, отвлечься, вспомнить детство. В цирке всегда будут дети, здесь происходит некое объединение семьи, людей всех возрастов.
- Каким цирк вошел в 21 век? Какие номера и жанры сохранил, что потерял?
- Мы ждем, что скоро в нашем искусстве что-то новое должно родиться. Вот, допустим, в Канаде появился цирк "Дю Солей" - это откровенно другое искусство, которое соединило в себе цирковые жанры, эстраду, балет, технические изобретения... Но это уже не цирк, там отсутствуют жанры дрессуры, клоунады, это некие дорогие масштабные постановки, красивые феерические шоу. Российская цирковая элита не считает "Дю Солей" цирком, и это совершенно правильно. Есть еще китайский цирк, тоже совершенно другой. Он рождает новые формы: там занялись "Лебединым озером", "Черепашками-ниндзя", еще какие-то постановки разрабатывают с европейскими балетмейстерами, режиссерами, опять же включают всевозможные спецэффекты. Но традиционно отсутствуют дрессура и клоунада. Ну нет у них клоунов! Впрочем, как нет сейчас клоунов ни у кого.
- Просто аниматоры на арене?
- Массовики-затейники. Если на эстраде возрождают жанр разговорной цирковой репризы, например, в "Кривом зеркале" - откровенное исполнение цирковых реприз, адаптированных к нынешнему времени, к эстраде, однако корни их - в старом цирке. Но в цирке таких людей пока не появилось. Видимо, это зависит от самих цирковых. Нового поколения Карандашей, Поповых и Никулиных пока нет по многим причинам. Ведь был период, когда все было разделено. Когда артисты были только исполнителями, были композиторы, художники по костюмам, балетмейстеры, хореографы, режиссеры-постановщики, тренеры, которые занимались трюками. Теперь все это свалилось на плечи артиста, он должен быть в одном лице всем тем, кого я перечислил. Кто-то это может, а кому-то это банально не дано. Государство повернулось к цирку несколько не тем местом, которым, в общем-то, должно быть повернуто к искусству. И тем не менее цирк выжил, вот в этих труднейших условиях материальных, технических, моральных -выжил! Во многом благодаря династийности, цирковые династии поддерживают традиции, родители пытаются детей удержать в цирке. Вот Вальтер Запашный, пока был в силах, всячески старался ребят заинтересовать. И в итоге мы имеем то, что имеем - популярных людей. Братья Запашные на сегодняшний день, по моему глубокому убеждению, самые известные артисты цирка в нашей стране. Их мама взяла на себя функции так называемого продюсера, поэтому они в "ящике". На сегодняшний день "ящик" диктует популярность.
- Способствовала ли росту популярности цирка программа "Цирк со звездами"?
- Я считаю этот проект профанацией, принижением жанра. Давайте сделаем обратную штуку: цирковых выведем на эстраду под фанеру попеть. У них пластика, у них актерское мастерство есть, они еще могут добавить трюки, которые на эстраде никто
не сделает. Получатся "Звезды цирка на эстраде".
- У меня такое ощущение, что сейчас наступило время непрофессионалов.
- Вот и здесь непрофессиональные люди, многие из них - в том числе и на эстраде, узко ограниченные пением под фанеру или нахождением в телевизоре за беседами с кем попало и о чем попало, - вдруг выходят на канат, на лонжу, и еле по нему идут... Да, нам отрадно, что о цирке немного напомнили, но все равно они больше самолюбовались.
- Василий Юрьевич, давайте поговорим о праздновании столетия Самарского цирка.
- Дело в том, что в декабре 1907 года в Самаре был открыт первый стационарный каменный цирк. До этого были деревянные цирки, шапито, балаганы. И вот впервые именно в декабре 1907 года у нас открылось здание цирка "Олимп". Нам эта дата нужна для популяризации циркового искусства, для того, чтобы напомнить не только жителям города, но и тем, кто этими жителями управляет, что цирк в городе есть, что он жив и что он обязан быть активным участником культурной и общественной жизни города. Почему от нас абстрагируются? Потому что мы "федералы", "москвичи", то есть мы стоим в городе, но нас в городе как бы нет. А ведь к нам сюда ни разу не приезжал автобус с московскими детьми, хотя только в это здание цирка уже отходило минимально 4-5 поколений са-марцев, через это место прошли все! Городу дана возможность, как не многим городам в стране, иметь такой стационар. Поэтому надо помогать! Всегда в России все искусства, в том числе театр и цирк, существовали на пожертвования и на средства меценатов. Вот наш цирк "Олимп" построили купцы-промышленники Калинины, братья Павел и Семен. Честь им и хвала! Мы сейчас их просто из небытия вытаскиваем, хотим сделать какую-то номинацию, премию братьев Калининых. Мы должны вернуть имена не только цирковых артистов, но и имена достойных граждан России. Мы сейчас по всем архивам ищем их фотографии - людей просто потеряли! Потому что Валериан Владимирович Куйбышев пришел и с манежа цирка "Олимп" провозгласил в нашем городе любимом Советскую власть. А потом у цирка здание забрал и сделал из него филармонию. Бог знает, может быть, это здание и сейчас бы стояло, и ему было бы 100 лет, и оно было бы украшением города.
- Приедет ли на праздник Олег Попов?
- Олег Константинович - человек-легенда, "Солнечный клоун", откровенный клоун, он и сейчас еще с успехом гастролирует. Олег Константинович должен был приехать в Москву на Всемирный цирковой фестиваль на Поклонной горе, но отказался. Каждый раз, когда я ему звоню, ответ такой: "Буду жив - приеду".
- Есть у цирка какие-то планы на ближайшее время? Не проблемы, а именно планы?
- 2 июня, в день моего 50-летия, так совпало, будет премьера программы одной из старейших цирковых династий, Тихоновых. Условно программу назвали "Опасные игры с быками", а вообще в нем много животных, такое шоу дрессировщиков.
В рамках Федеральной целевой программы подготовки к празднованию 100-летия Самарского цирка государство решило дать денег. Мало, но дали. В поисках денег на проведение достойного праздника мы придумали акцию "Подарим детям цирк". В рамках подготовки к 100-летию мы проведем Бал меценатов, один билет на Бал будет стоить 10 тысяч рублей, но переговоры с политической и бизнес-элитой показали, что им так помогать удобней. У нас появится определенная сумма денег, мы на нее и поремонтируемся, и проведем праздничные мероприятия, и какие-то материальные проблемы сможем решить. Мы создали Фонд поддержки и развития Самарского цирка "Олимп" - в честь того самого первого цирка, через который мы будем вести работу с городом.
Василий Юрьевич Браташ
Родился 2 июня 1957 года в Самаре.
Пришел в цирк 14-летним мальчиком в 1973 году, тогда же состоялись его первые гастроли в Тюмени - в качестве конюха в номере Даниэля Борисовича Барона, создавшего свою школу верховой езды.
В дальнейшем на гастролях заканчивал вечернюю школу рабочей молодежи. Потом был акробатом у знаменитого Владимира Довейко-старшего. С его сыном, тоже Владимиром, они создали в канун Олим-пиады-80 свой акробатический ансамбль "Русь". Три года успешных гастролей и - серьезная травма позвоночника, крест на акробатике. Но не на цирковой карьере, которая была продолжена с также травмированным Довейко-младшим уже в роли парных коверных. Их дуэт Белого и Рыжего клоунов-буфф просуществовал до 1986 года.
В 1986 году ушел из цирка, успешно занимался различными видами бизнеса, но в цирк все-таки вернулся - в 2003 году.
С 1 апреля 2004 года работает директором Самарского государственного цирка.
Владелец уникальной коллекции поцелуев российских и мировых знаменитостей, обширной коллекции старинных чемоданов.
Считает, что "в цирке нет различий - артист ты или конюх. Есть понятие "цирковой" и есть конюхи, которые больше, чем артисты.
Я видел трагедии ухода на пенсию из цирка: они любыми путями сюда возвращаются, в униформе работают, охранниками, дворниками, лишь бы каким-то образом внутри этого мира находиться.
Это такая зараза, что из него не уйти. Ну, я уходил. Вроде бы успешный бизнесмен, все было очень хорошо. Но меня это глодало и доглодало - вернулся обратно».
Ольга КАЗАКОВА, «Свежа газета - Самара»
26.06.2007 |
22 ноября 7:56
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |