Культура в Самаре
|
|
Конец самарской кинолетописи. Репортаж со студии, которой уже нетВ этом году Самарская студия кинохроники отмечает свое 80-летие. Кроме того, в начале этого же года она стала частной собственностью: ее на торгах купил самарец Петр Берлянд. Репортер решил поинтересоваться, как сейчас обстоят дела на студии, продолжает ли она активную работу, снимаются ли новые фильмы.
Некогда оживленные коридоры и комнаты студии кажутся вымершими. А если смотреть правде в глаза, то киностудии как таковой уже нет. Цех обработки закрыт еще несколько лет назад: на 35-миллиметровую черно-белую пленку теперь не снимают. В связи с этим ушли и заказчики, приносившие ранее студии дополнительный доход. Пылятся на складе не выдержавшие конкуренции с видеокамерами старые "Конвасы". Да и вся остальная аппаратура отжила свой срок и годится больше для музея, чем для работы.
Когда-то Самарская студия кинохроники работала на все Поволжье, потом - на несколько областей: Куйбышевскую, Горьковскую, Оренбургскую, Пензенскую, Рязанскую и Ульяновскую. В штате студии было 15 операторов и 6-7 режиссеров. Но в последние годы штат сотрудников сократили до минимума, который уже не может обеспечить нормальную работу съемочных групп. Да их и нет, этих групп. О режиссерах осталась только память, операторы разбрелись по телестудиям. О зарплате лучше не говорить. У главного редактора студии она всего около четырех тысяч рублей. Не удивительно, что в некогда престижную студию, куда без вгиковского диплома устроиться можно было только в виде исключения, молодежь сегодня не приходит совсем. Единственный, кто еще не доработал до пенсии, - директор студии Александр Безуглов.Он, кстати, смотрит в будущее довольно оптимистически:
- Насколько я знаю, г-н Берлянд не собирается ничего кардинально менять в работе студии. Кто же захочет закрыть студию с такой легендарной историей?
История у нашей студии действительно давняя и заслуживающая уважения. Она была основана в1927 году. За эти годы сняты сотни фильмов, многие из которых показывались на кинофестивалях в разных странах мира и получили высокую оценку. А сколько сотрудников студии с началом войны ушли на фронт и делали там съемки, рискуя собственной жизнью! Например, операторы Александр Казначеев, Николай Киселев и Николай Голубев прошли всю войну, снятые ими кадры вошли в знаменитые фильмы "Великая Отечественная", "Битва за Кавказ" и другие.
- До самого Берлина дошли самарские операторы, - вспоминает главный редактор студии БорисКожин. - Николай Киселев снимал подписание акта капитуляции фашистской Германии. Такие кадры - национальное достояние. Конечно, наши операторы работали во время войны не только на фронтах, но и в Куйбышеве. В 1941-43 годах сюда была эвакуирована и работала Центральная киностудия документальных фильмов. В то время здесь был весь дипломатический корпус. По вечерам смотрели нашу и немецкую кинохроники. Помнит наша студия Алексея Толстого, Дмитрия Шостаковича, Валентина Катаева, Константина Симонова и многих других выдающихся людей.
- К сожалению, в этом году мы пока еще не сняли ни одного фильма, потому что нет финансирования, - говорит Борис Кожин. Согласно Указу "О реорганизации киностудий", подписанному президентом Путиным в 2001 году, все киностудии преобразованы в открытые акционерные общества. То есть государство сняло с себя заботу по их содержанию.
После реорганизации киностудии выставлялись на торги. Разумеется, предварительно государство устанавливало стоимость, ниже которой продавать киностудию было нельзя. По такой же схеме развивались события и на Самарской студии кинохроники. По словам Реналя Мязитова, помощника руководителя по связям с общественностью и СМИ филиала Российского фонда федерального имущества в Самарской области, когда наша студия была выставлена на торги, приобрести ее было много желающих. Однако, когда стала известна ее высокая цена (государство оценило студию в 53 миллиона рублей), из всех претендентов остались только двое - Петр Берлянд и одна из самарских бизнес-леди. В результате победу на торгах одержал г-н Берлянд. Теперь студия принадлежит частному лицу, поэтому при желании она может быть им продана еще кому-нибудь, причем как целиком, так и по частям.
На территории студии может быть открыто другое учреждение, даже магазин или игорный дом.
- Есть и другая проблема, - считает г-н Кожин. - Если сейчас кто-нибудь захочет создать документальный фильм с использованием кадров, снятых сотрудниками Самарской студии кинохроники, придется платить очень дорого. Во время постперестроечной реорганизации каждая студия страны превращалась в ОАО, но при этом все, что было снято ею за время предыдущей работы, весь ее кинофонд по-прежнему принадлежал государству. К сожалению, самарский кинофонд не получил от государства ни копейки на хранение материалов. Затем на государственном уровне было принято следующее решение: организовать три кинофонда - в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. И теперь все свои пленки мы отдаем в Москву. Это огромное количество. Например, киножурнал "Современник" с 1981 года выпускался еженедельно, есть много разных других документальных фильмов, снятых в период с 1963 по 1990-е годы. Те фильмы, которые были созданы еще с 1927 по 1963 год, были переданы в государственные хранилища раньше. В советское время раз в 3-4 года создавалась специальная комиссия, которая приезжала на каждую студию страны и отбирала материал "для стратегического хранения". Он поступал в несколько кинофондов, находящихся в разных регионах России: в подмосковном Красногорске, во Владимире и в Тюменской области.
Эти кинофонды были специально разбросаны по всей стране именно для того, чтобы в случае возникновения "форс-мажорных" обстоятельств уникальный киноматериал не погиб. Пленки там хранились в особых условиях. Именно благодаря этому могли выйти такие картины, как "Великая Отечественная", "Летопись полувека" и другие значительные кинопроизведения, где использовались совершенно уникальные материалы. Когда началась перестройка, кинофонды во Владимире и Тюменской области прекратили свое существование, и все пленки были свезены в Красногорск. Он стал хранителем национального кинодостояния и теперь создателям новых документальных фильмов и телепрограмм продает этот материал по астрономической цене - от 14 до 20 долларов за секунду.
В то, что Самарская студия кинохроники сможет вновь встать на ноги, ее главный редактор не верит:
- Игровой кинематограф может существовать и иметь какие-то доходы, но у неигрового кино (это научно-популярные, документальные, мультипликационные фильмы) такой возможности нет. Телевидение за прокат таких фильмов денег не дает. Во всем мире неигровой кинематограф находится на содержании или у государства, или у крупной киностудии. Мы не можем существовать иначе, мы организация не для зарабатывания денег. Когда снималась кинохроника, например, Великой Отечественной войны или первых пятилеток, это делалось не для того, чтобы заработать деньги. Это делалось, чтобы сохранить историю страны для потомков.
В начале 90-х годов прежняя система государственного финансирования развалилась, но нас одно время поддерживал областной бюджет. Потоми эта помощь прекратилась. Сейчас материальная поддержка от правительства Самарской области, министерства финансов и министерства культуры есть, но она нерегулярна. Например, выделяют деньги для создания "Кинолетописи Самарской губернии". В прошлом году было снято несколько таких фильмов, в этом - пока ни одного. А ведь студия должна работать ритмично, постоянно что-то делать. Правда, обещали, что с 2008 года в областном бюджете будет предусмотрено постоянное финансирование студии. А ведь для ее содержания нужны не очень большие деньги - 3-3,5 миллиона рублей в год, чтобы мы продолжали полноценную работу.
Юрий ИВАНОВСКИЙ, «СО»
15.06.2007 |
22 ноября 7:37
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |