Прокомментировать введение новой ставки налога согласилась кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления тольяттинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Любовь Букатина.
- Что вы думаете по поводу нового налога на имущество?
- Процесс принятия нового закона о налоге на имущество оказался сложным и запутанным. В первом чтении Госдума утвердила налог на недвижимость, взимаемый по ставке 0,1% от стоимости жилого объекта до 300 млн. рублей, свыше 300 млн. рублей ставка 0,5%. В Тольятти и не только объектов стоимостью более 300 млн. рублей мы не нашли. А это значит, что вместо прогрессивной шкалы ставок налогообложения, действующей сегодня, в первом чтении была принята, по сути, твердофиксированная ставка. Всем поровну, как и по налогу на доходы физических лиц. Бу Андерсон с зарплаты 22 млн. рублей и уборщица с зарплаты 7 тысяч рублей платят по 13%.
Во втором и третьем чтении проект закона был кардинально изменен. Вернулись к налогу на землю. Налог на недвижимость снова назвали налогом на имущество. Федеральные ставки утвердили 0,1% для жилых домов и квартир, 2% – для дорогой недвижимости стоимостью свыше 300 млн. рублей. При этом муниципалитетам предоставили право самим «уменьшать налоговые ставки до нуля или увеличивать, но не более чем в три раза», то есть до 0,3%.
Законодатели допускают также «установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта» (пункт 5 статьи 406 закона). То есть, будет у нас прогрессивная система налогообложения или будет циничная уравниловка - всем по 0,3%, - решать местным органам власти.
Пресса сообщает, что минфин Самарской области рекомендует муниципалитетам ввести налоговую ставку в размере 0,3%, независимо от размера кадастровой стоимости для всех владельцев недвижимости, то есть установить плоскую, твердофиксированную ставку.
Принятие такого решения затрагивает не только интересы физических лиц, но и чревато отрицательными последствиями для бюджетной системы России. Дело в том, что более половины местных бюджетов в РФ дотируемые. В частности, бюджет Тольятти получает из вышестоящих бюджетов более 5 млрд. рублей. Установление плоской максимальной ставки 0,3% по налогу на имущество (как советует минфин области), безусловно, повысит поступление местных налогов в бюджет Тольятти и соответственно (на следующий год) снизит дотацию из вышестоящих бюджетов. То есть рост местных налогов не увеличивает объем местного бюджета, но сокращает расходы региональных бюджетов.
Местным органам власти от этой налоговой реформы достанется только «навар от яиц», одни проблемы: рост недоимки, а это значит - рост кредитов и процентов за кредит, увеличение расходов на администрирование налогов и т.д. Но главное – муниципалитетам надо будет: с одной стороны понять и простить минфин области, с другой - объяснить населению, как оценщики ухитрилась за 22 миллиарда наших бюджетных рублей оценить имущество многих россиян в разы дороже рыночной стоимости? Не верите? Это пока не знаете….
- А почему кадастровая стоимость не совпадает с рыночной?
- Кадастровая стоимость – это та же рыночная стоимость, но определенная методами массовой оценки. Для того, чтобы кадастровая цена могла называться справедливой, ее результаты должны быть близки по значениям к рыночной стоимости объекта. Но никаких правовых требований о тождестве этих оценок не существует. Поэтому на практике часто результаты кадастровой и рыночной оценок сильно не совпадают.
Тольятти пока еще не Детройт, но рынок недвижимости последние годы стагнирует. Для иностранцев и олигархов здесь строят новые благоустроенные, современные дома и поселки, поэтому продать старый жилой дом или не очень старую «трешку» сложно. Рыночная цена такой недвижимости не высокая, а кадастровая соответствует цене элитных квартир. Например, кадастровая цена четырехквартирной «сталинки» в 5 раз выше рыночной цены. Одна квартира в этом старом доме оценена в 4 млн. 370 тыс. 244 руб. 09 коп. (Как точно посчитали, всё до копеечки!). Соответственно, налог по ставке 0,3%, с учетом льготных 50 кв. м. общей площади, составит 10 тыс. руб. (Без учета земельного налога).
На рынке эту квартиру владельцы продают уже 6 лет за 1 миллион рублей, продали бы и дешевле, но покупателей нет. Налог, рассчитанный исходя из рыночной стоимости, составил бы около 2 тысяч рублей.
Нет! Справедливости ради необходимо заметить, что законодатели, предчувствуя наши возмущения, предусмотрели в законе порядок оспаривания кадастровой стоимости в суде или в комиссии Росреестра. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости надо приложить документы, в том числе положительное экспертное заключение, стоимость подготовки которого в несколько раз превышает необоснованно завышенный налог на имущество.
- И все же — что вы порекомендуете делать обычным налогоплательщикам-самарцам?
- Учитывая неподъемную стоимость наших прав, я - налоговик с 30-летним стажем, советую ориентироваться на старые, жизнью проверенные методы ухода от налогов. В науке они называются методами оптимизации налогообложения. Заблаговременно советую переоформить недвижимость на пенсионеров. Мы не москвичи, перечень наших объектов недвижимости как раз соответствует новой льготе, которая «предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида», то есть – одной квартиры, одного жилого дома, одной дачи, одного гаража.
Местным органам власти желаю терпения. Не промахнитесь, господа! Уравниловка по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) уже загнала бюджетную обеспеченность населения России на 67 место в мире (после Гондураса). В отличие от НДФЛ и страховых взносов, которые без нашего согласия, от имени работодателей, удерживаются из нашей зарплаты, налог на имущество мы будем платить из кошелька, а значит, будем считать…..