Обзоры по недвижимости
Портал города Самара samru

Главные задачи города – увеличение доходов и системность в работе

В понедельник прошла расширенная пресс-конференция руководства городской администрации по итогам первого года работы. Виктор Тархов, Дмитрий Азаров и Сергей Арсентьев ответили на вопросы, большая часть которых касалась тем жилья, строительства, городского имущества.

Приводим отчет о пресс-конференции с небольшими сокращениями.

    В.Тархов. Много денег в бюджете не бывает. Недавно я заехал на строящийся участок дороги между Гагарина-Тухачевского и Московским шоссе. Участок не присоединен, но я убедился, что все готово - крышки колодцев закрыты, опоры освещения стоят, высохшие деревья спилены. Срок 15 ноября - вполне реальный, может быть, даже пустим чуть пораньше.
    Я это говорю к тому, что помимо общих задач при составлении бюджета, у нас существует еще масса локальных задач, которые мы тоже должны контролировать и исполнять. Тогда будут происходить видимые, ощутимые изменения в сторону улучшения комфортности жизни в нашем городе.

    Д.Азаров. Заявленная тема пресс-конференции была по прошедшему году нашей работы. И когда отчитываешься, возникает соблазн зачитать перечень реализуемых мероприятий, программ, постановлений и так далее. Простое их перечисление займет не один час, поэтому мне хотелось бы рассказать здесь про базисные изменения в экономике муниципалитета, в бюджете городского округа.
    Без экономической основы, без пополнения городского бюджета, привлечения инвестиций на территорию городского округа, в том числе и из вышестоящих бюджетов, рассуждения об улучшении жизни горожан отрываются от земли и стремятся в заоблачные дали. Программные решения превращаются в ничто без средств на их реализацию.
    Поэтому в первую очередь мы сконцентрировали свои усилия на финансово-экономическом направлении деятельности муниципалитета. Здесь я бы выделил четыре основных направления.
    Первое - инвентаризация имущества. Мы должны в деталях знать, каким имуществом мы располагаем, насколько эффективно оно используется, в каком состоянии оно находится. Второе - это увеличение доходной части городского бюджета. Третье - оптимизация расходов. И четвертое - привлечение инвестиций.
    Согласно постановлению Главы городского округа Самара была проведена инвентаризация муниципального имущества. В казне города находятся объекты движимого и недвижимого имущества балансовой стоимостью 77,5 млрд. рублей. При проведении инвентаризации имущества было выявлено большое количество нарушений по распоряжению имуществом, в том числе случаи незаконного отчуждения объектов муниципальной собственности. Главным образом - незаконная продажа. Здесь 137 объектов. На основании этой работы было подано 61 исковое заявление. И, несмотря на то, что по указанной выше категории дел судьи руководствуются одним и тем же законом, складывается неоднозначная судебная практика.
    В суде общей юрисдикции исковые требования удовлетворяются, что подтверждает правомерность позиции муниципалитета. В то же время вынесено 14 судебных решений не в пользу муниципалитета по линии арбитражного суда. В настоящее время Главой городского округа направлены в Высший арбитражный суд две надзорные жалобы. Этой работой мы будем продолжать заниматься.
    Вы знаете также, что была инициирована работа по возврату 22 объектов муниципальной собственности, незаконно внесенных в качестве вклада в уставной капитал ОАО «Сити» ОАО «Жемчужина Поволжья». Здесь все необходимые действия с нашей стороны были проведены. В настоящий момент департамент управления имуществом обратился в арбитражный суд с исками об истребовании объектов муниципальной собственности. Рассмотрение назначено на 20 ноября.
    Два знаковых момента - это два уже состоявшихся окончательных решения в пользу города по Набережной и по Загородному парку. Вообще, на то, чтобы вернуть в муниципальную собственность то, что было незаконно отчуждено, мы тратим много времени и сил.
    Теперь то, что касается увеличения доходной части. Доходы бюджета городского округа за 9 месяцев 2007 года превысили доходы за аналогичный период 2006 года на 43% по налоговым и неналоговым доходам.
    Большая работа проводится в рамках комиссии по легализации недекларированной заработной платы. Большая работа проводится по оптимизации налогового бремени. В том числе предоставлялись даже налоговые льготы, которые, тем не менее, способствовали увеличению доходной части городского бюджета. Здесь вы знаете пример по рекламной ассоциации, также администрация подготовила предложения по предприятиям аэрокосмической отрасли.
    Большая работа была проделана и по администрированию земельного налога. Рост доходов бюджета по земельному налогу - почти в 5 раз, при том, что ставка налога увеличена в 3 раза. По НДФЛ рост доходов составил 36%, по аренде имущества - 61%. По штрафным санкциям и возмещениям ущерба - свыше 200%.
    Что касается оптимизации расходов. Мы не можем говорить о сокращении расходов, потому что практически все направления расходования бюджетных средств - социальные. Но экономить, оптимизировать расходование средств мы обязаны.
    И здесь, конечно же, главное достижение - создание единой комиссии, создание управления торгов. Благодаря деятельности этого подразделения мы сэкономили порядка 240 миллионов рублей. Департамент финансов наладил финансовую дисциплину и контроль буквально за каждым рублем. Платежи проводятся в строгом соответствии с регламентом.
    В бюджет 2008 года мы закладываем ряд мероприятий, которые в последующем нам позволят также экономить и оптимизировать расходы на содержание аппарата и на решение вопросов местного значения.
    Что касается привлечения инвестиций. Можно сказать, что по данным за первое полугодие прирост по сравнению с первым полугодием 2006 года составил 74%. В том числе мы нашли возможность дополнительно привлечь инвестиции из бюджетов вышестоящих уровней. Так за счет средств областного бюджета отремонтированы две главные автомагистрали города. Непросто было решить эту проблему, но мы нашли механизм, который позволяет, тем не менее, привлечь средства областного бюджета на территории городского округа. Всего на территории городского округа Самара было отремонтировано порядка 880 тыс. кв. метров дорог. Это абсолютный рекорд за многие годы.
    Мы достаточно четко работаем с областным правительством в плане привлечения инвестиций. В апреле месяце, как и требуют регламенты, мы впервые за много лет вовремя подали заявку по 28 объектам, которые могут быть профинансированы из областного бюджета на сумму свыше 1 млрд. рублей. И работа эта продолжается.
    Также мы своевременно подали заявку по участию городского округа в выделении федеральных средств по 185 закону - это касается капитального ремонта жилищно-коммунального хозяйства.
    Основной задачей для финансово-экономического блока я бы определил разработку стратегического плана социального развития городского округа. С этой работой нам обязательно нужно справиться в течение 2008 года. Это позволит нам определить приоритеты и свою дальнейшую работу строить в соответствии со стратегическим планом.

    С.Арсентьев. Я остановлюсь на наиболее серьезных проблемах, с которыми мы столкнулись в социальном и общественном плане в первый период работы. Часть из них уже решена, а другая часть находится в процессе решения.
    Одной из основных проблем в предыдущие годы была проблема жителей общежитий, которые не могли оформлять договора и приватизировать свои квартиры. Сегодня можно с уверенностью сказать, что в целом эта проблема в городе Самаре решена. Жалобы если и возникают, то уже не по оформлению договоров и приватизации, а по капитальному ремонту и реконструкции общежитий. В данном направлении работа продолжается.
    Вторая достаточно серьезная проблема, с которой мы столкнулись, это проблема обманутых дольщиков. Можно сказать, что в процессе взаимодействия с областными властями эта проблема на данный момент принципиально решена. Причем решается она в двух направлениях. Первое - это принятие закона на уровне области и привлечение денег, и второе - поиск инвесторов и продолжение строительства для решения вопроса обманутых дольщиков через частные компании. Это сейчас уже происходит на территории города. Можно назвать пример компании «Авиакор», которая частично взяла на себя проблему дольщиков. На прошлой неделе возобновлены строительные работы по одному из самых проблемных домов компании «Волгоэнергоресурс» на Антонова-Овсеенко.
    Не до конца решена, но значительно продвинулась в разрешении проблема ввода в эксплуатацию и выдачи разрешений на строительство. До прихода новой команды в администрацию за 9 месяцев 2006 года в эксплуатацию было сдано всего 75 тыс. кв. метров жилья. За конец прошлого года было сдано уже более 200 тыс. кв. м. В этом году на сегодня мы имеем сданными 222 тыс. кв. метров, а до конца года мы надеемся увеличить эту цифру 455 тыс. кв. метров жилья, введенного в эксплуатацию.
    В этом плане идет очень конструктивное сотрудничество с министерством строительства и ЖКХ Самарской области. Завтра у нас по этому поводу серьезное совещание с новым министром. По вопросу ввода жилья в эксплуатацию еженедельно проходят встречи на уровне Нефедова, и соответственно этот вопрос решается.
    По теме выдачи разрешений можно также отметить, что этот процесс значительно продвинулся вперед. Если за 2006 год было выдано всего 64 разрешения, то в 2007 году по результатам 9 месяцев - уже 90 разрешений.
    Также необходимо отметить проблему, которая пока еще не решена, но которую мы надеемся решить через комплексную застройку, - это проблема точечной застройки. Как мы уже говорили, это тот груз, который нам приходится нести, - имеется в виду выдача разрешений по постановлениям, которые были подписаны предыдущей администрацией. Мы просто обязаны выдавать эти разрешения. По ряду объектов разрешения были выданы нами на основании решения суда.
    Многое делается для того, чтобы создать единую очередь в детские сады. Проводится большая работа по открытию новых детских групп в детсадах и открытию новых детских садов. На это в следующем году специально предусмотрены бюджетные средства.

    Вопрос: Очень большие планы и большие средства предусмотрены в сфере строительства и ЖКХ, капитального ремонта. А есть ли, кому их качественно осваивать? Достаточно ли в городе кадров и мощностей?

    В.Тархов. Вопрос хороший и очень серьезный. После принятия генплана мы должны переходить к комплексной застройке, к строительству на больших территориях, что не под силу небольшим строительным организациям. Крупных строительных организаций у нас немного - максимум три-четыре. А сегодня наступают времена, когда должны создаваться организации наподобие классических строительных трестов.
    С другой стороны мы ожидаем выделения средств на ремонт, на реновацию жилого фонда. Рынок ремонта ЖКХ - это большой рынок. А кто выйдет на этот рынок? У нас явно нет серьезных игроков. Поэтому мы считаем, что часть строительных организаций, которые сегодня занимаются точечной застройкой, нам надо будет переориентировать на рынок ремонта жилья. В принципе это работы того же вида - отделочные работы и инженерные сети.
    Конечно, можно, как некоторые советуют, ждать, когда рынок сам все выстроит, отрегулирует. Но выстраивать он это будет лет 10-15. А у нас просто нет этого времени. Поэтому координировать, содействовать созданию нового рынка мы просто обязаны. И сейчас мы готовим такой план действий, и будем ориентировать строительные компании на новый рынок, естественно, под определенные гарантии.
    Если говорить о том, что у нас люди не те, то это касается не только ЖКХ. Какую отрасль ни возьми - у нас сейчас везде нехватка квалифицированных кадров. И у нас очень плохо обстоит дело с их обучением и переквалификацией.

    Вопрос: Как обстоят дела с подключением к отоплению?
    
    В.Тархов. На сегодня, на 8 часов утра у нас подключено жилья к отоплению 99,6%. Согласитесь, что это как бы все. И сейчас мы переходит от контроля за подключением жилых домов к контролю за подключением подъездов и квартир. Слесари должны пройти по этажам, добраться до спускника-воздушника и стравить воздушную пробку из системы, иначе не будет циркуляции. Эту работу нужно выполнить для того, чтобы тепло пришло уже в каждую отдельную квартиру.
    Плюс к этому мы сейчас столкнулись еще с одной проблемой, хотя предвидели ее. Мы провели ремонт всех теплотрасс, магистральных и внутриквартальных сетей, но у нас сейчас началась эпопея с порывами вводов в дом. Кроме этого, есть порывы на лежаках в теплопунктах в подвалах, а также на стояках в квартирах. Это все переключается на плечи местных ПЖРТ, комитетов ЖКХ. Естественно, будем добивать эту проблему.
    Остались неподключенными всего две школы из двухсот и два спортивных сооружения из двадцати с лишним. Задача - на этой неделе подключить все.

    Вопрос: Хотелось бы услышать ваше мнение по проекту возрождения Безымянки.

    В.Тархов. Мне это напоминает создание коммунизма в отдельно взятой стране. Мы все это проходили. Вообще, как я могу наплевать на весь город и заниматься только Безымянкой, или только Куйбышевским районом? Мне это никто не позволит. Но главное, что я сам себе этого не позволю.
    Мы будем развивать весь город в целом, чтобы была вся палитра, вся картина перед глазами. И если есть проблемы в Куйбышевском районе, поверьте, они будут решаться. Для этого мы с вами создали и в ближайшее время утвердим генеральный план развития Самары. Города, а не отдельных его частей.

    Вопрос: В последнее время под тем или иным предлогом застройщики сносят памятники архитектуры. Может ли город законодательно это остановить, и вообще, возможно ли это?

    В.Тархов. По памятникам архитектуры история, действительно, достаточно запутанная, а документация запущена. Во всяком случае, с 1995 года бумаги лежат у губернатора или, скорее всего, в министерстве культуры, и никак их губернатор не может утвердить. Скорее всего, просто подзабыли, что существует такая проблема. Тем не менее, мы ориентируемся именно на этот перечень, даже несмотря на то, что он не утвержден. Но он создан, его создавали примерно год, и мы на него ориентируемся.
    Но возникает такой вопрос. Многие сферы деятельности муниципалитет не вправе контролировать, влиять на них. С точки зрения закона таких прав у нас нет. Это не только контроль за сохранением памятников истории и архитектуры, но и строительный процесс как таковой. Это права федеральные, и нам они не делегируются.
    Мы договорились, что Алла Демина и Светлана Жданова возьмут на себя такую обязанность - подготовить проекты муниципальных документов, чтобы мы все-таки смогли усилить хотя бы общественный контроль. Чтобы, извините, если не в лоб, так с фланга. Сейчас такие документы готовы и запущены в работу, проходят юридическую проверку и так далее.
    Мы будем создавать муниципальное предприятие, и поскольку это наша муниципальная собственность, то мы выделяем данную собственность - то есть памятники - для особого контроля.

    Вопрос: В чем причина недостаточно высокого процента освоения средств, заложенных в бюджете?

    В.Тархов. Вообще, освоение инвестиционных средств во все времена было, есть и, поверьте мне, будет проблемой. Город давно не строил более или менее нормальными темпами - просто поотвык. И поотвыкли департаменты. Поэтому следует, как я говорю, промывать мозги - проходить некое обучение. Правильно планировать эту работу очень важно. И одно дело говорить о необходимости инвестиций, и другое дело - их реализовывать. Надо уметь договариваться с подрядчиками, уметь их жестко контролировать и не давать никому повода «переводить стрелки» на заказчика. Это целое искусство, и надо опять оттачивать мастерство в этом искусстве.

    Вопрос: Почему все-таки у нас так мало жилья вводится в эксплуатацию? Как можно ускорить решение данной проблемы?

    С.Арсентьев. Буквально за последние два с половиной месяца по инициативе Сычева и Нефедова была проведена целая серия встреч по проблеме ввода жилья в эксплуатацию.
    На территории городского округа более 200 объектов, строящихся без разрешения. Соответственно, большое количество объектов, где люди заселились, но дома не вводят в эксплуатацию - не по причинам бездействия департамента строительства, а по причинам опять же того, что мы несем груз старых долгов. У нас есть целые микрорайоны, где люди проживают, но технические условия департаментом строительства прошлой администрации выполнены не были. Соответственно уже нам сегодня приходится изыскивать дополнительные финансовые средства для выполнения этих технических условий.
    И, несмотря на то, что у нас на эти цели достаточно серьезное увеличение по бюджету, мы также изыскиваем внебюджетные источники. На следующий год запланирована сумма по департаменту строительства и архитектуры около 300 млн. рублей, до конца текущего года будет получено 130 млн. рублей. Все эти средства, за исключением затрат на завершение реконструкции улицы Ленинградской, будут направлены, во-первых, на достройку дома по программе обеспечения жильем бюджетных работников и молодых семей на улице Дыбенко, и во-вторых, порядка 180 миллионов будет направлено на прокладку инженерных сетей для того, чтобы подходить к сдаче домов в эксплуатацию.
    Поэтому я думаю, что в этом вопросе мы движемся поступательно и главное - системно.

    Вопрос: Как вы относитесь к прогнозу, согласно которому к 2015 году Самара потеряет статус города-миллионника? Как связана демографическая ситуация с ценами на жилье?
   
    В.Тархов. Да, действительно, цены на жилье недоступны, по меньшей мере, 90% населения города. К сожалению, наш город в общем ряду городов не особенно выделяющийся. Это проблема всероссийская. Без кардинального решения вопроса обеспечения жильем молодой семьи на общегосударственном уровне самому городу эту проблему решить, конечно, не под силу. Я думаю, что депутаты губернской и городской думы должны вместе рассмотреть отдельную программу по снижению цен на жилье. Здесь способов и средств много, и нужно заниматься их изучением.

    С.Арсентьев. Нам необходимо четко понимать, что федеральное законодательство, действующее сейчас в сфере развития градостроительной политики, не позволяло в течение последних двух лет реально выпускать постановления по жилищному строительству. На данный момент основную массу выдаваемых разрешений на строительство составляют коммерческое, офисное строительство и так далее.
    Для того чтобы строить жилье в массовом масштабе, необходимо по законодательству иметь либо очищенную площадку, либо площадку, подготовленную под комплексную застройку. Компетенция области - очищенные площадки, они проводят аукционы. То, что касается комплексной застройки - на протяжении года шла активная работа, сейчас мы вышли на общественные слушания, а к концу года выйдем на аукционы. И тогда у нас должны в разы возрасти объемы жилищного строительства. И это произойдет, если не в следующем году, то в 2009 - обязательно.
    Сейчас подготовлено большое количество площадок, в том числе, которые находятся в собственности, где будет проходить массовое жилищное строительство. Это и те соглашения, которые Виктор Александрович подписал с инвесторами (кстати, на следующей неделе мы подпишем еще одно соглашение по площадке порядка 47 га на 18-м километре), это и участие в национальных проектах.
    То есть, для того, чтобы снизить стоимость жилья, необходимо увеличить в разы, и даже в десятки раз масштабы строительства. Но здесь мы должны учитывать и увеличивать возможности строительной отрасли, для того, чтобы как только у нас возникнут условия для строительства, чтобы у нас не возникло недостатка в плане строительных материалов и мощностей.
    Сейчас в Самару уже выстроилась очередь инвесторов. Город выставлялся в Мюнхене, и по результатам этой выставки сюда приехали иностранные инвесторы. Мы также будем выставляться и в других городах, и ждем достаточно большого количества инвесторов. В числе инвесторов, проявляющих активный интерес к Самаре, например, фирма «Интеко», которая является одной из наиболее мощных строительных фирм, и у которой есть опыт победы в аукционе по развитию территории в Ростове-на-Дону. К сожалению, опыт подобных аукционов в России еще не сложился.

    В.Тархов. На моей памяти с 1989 года - то есть уже почти два десятилетия - на губернском уровне не рассматривалась проблема отрасли строительных материалов. И мы все считали, что это не проблема - привезем из соседних регионов. Вот поэтому-то у нас квадратный метр и зашкаливает под потолок. Губерния сегодня должна всерьез рассмотреть свои мощности по производству строительных материалов. И они должны быть, во-первых, дешевы и, во-вторых, под боком. Затраты на доставку должны быть минимальны.
    Поэтому мы как раз и бережем участок промзоны от Заводского шоссе в сторону Самарки под возможное создание мощностей по производству стройматериалов. Нам это нужно. Тем более, здесь удобная и недорогая доставка речным транспортом. Мы уже ведем переговоры с двумя компаниями, желающими организовать производство современных строительных материалов в Самаре.

    Вопрос: Назовите главные задачи городской администрации на ближайший год.

    В.Тархов. Главная наша забота - это все-таки доходы и расходы города. Чтобы больше расходовать средств, город должен уметь их больше зарабатывать. Гораздо больше, чем сейчас. И это отдельная тема для обсуждения.
    Трудно выбрать направление работы городского руководства, которое не было бы социально ориентированным. И даже всеми критикуемое жилищно-коммунальное хозяйство работает, в конечном счете, на население. Социальную составляющую мы должны все время иметь в виду и держать под контролем. Это и детские сады, и капитальный ремонт школ, и многое другое. И мы при этом должны пользоваться разными источниками финансирования, не только своими городскими. Например, у нас недавно родился проект по реконструкции больницы Пирогова, которая работает не только на город, но и на область. И у нас есть предварительная договоренность, что федеральное правительство под национальный проект «Здоровье» может выделить на это достаточно большие средства - порядка 800 миллионов рублей. Но вторую часть средств - около 700 миллионов - должны найти город и губерния. Область в лице господина Нефедова поддержку обещала, но в каком объеме - пока не решено. Потому что если исходить из равных долей участия, то город 350 миллионов просто не сможет найти.
    Следующая важная задача - благоустройство, которым нужно заниматься более интенсивно. До первых морозов ездить по городу пока вроде возможно, но проделанной работой мы, конечно, не удовлетворены. Хотелось бы, чтобы дорожное покрытие было более качественным. Другой вопрос - бордюрный камень, им всерьез надо заниматься, чтобы на проезжей части не было пыли и грязи. Если 15 лет назад город ежегодно перекладывал около 100 км бордюрного камня, то в прошлом году - всего 1,5 километра. Это факт. На постоянную работающую схему нужно выстаивать работу по благоустройству скверов и парков, чтобы там был порядок.

   Подготовил Алексей Сергушкин, SamRu.ru

30.10.2007



все новости нашего города

на неделю, 14 дней


22 ноября 3:25


© 2006 - 2024 г. Самара
Раздел Дом - информация для владельцев недвижимости, дольщиков, инвесторов, риэлторов, строителей и архитекторов, словом для тех, кто тем или иным образом связан с недвижимостью в Самаре.

Раздел Дом: новости, советы по строительству, ремонту и дизайну. Объявления: по аренде и продаже квартир (комнат) в Самаре; продажа домов, коттеджей и земельных участков.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru