ПОДРОБНЫЙ ОТЧЕТ о круглом столе, прошедшем 23 мая в Самарском Доме журналистов.
Ведет круглый стол Оксана Олеговна Шум - руководитель тематических направлений портала SamRu.ru.
О.О.Шум: Интернет-портал SamRu.ru собрал сегодня всех в этом уютном зале Дома журналистов на круглый стол, посвященный реализации закона о «дачной амнистии» в Самарской области.
Участники круглого стола:
- Мария Викторовна Алейникова, начальник отделения Управления Федеральной Регистрационной Службы по Самарской области,
- Петр Алексеевич Васильев, начальник отдела государственного земельного контроля «Роснедвижимости» по Самарской области,
- Александр Николаевич Андрианов, руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Кинель,
- Ринат Рашидович Файзуллин, заместитель директора по загородной недвижимости Риэлторской компании «Дисса»,
- Олег Евгеньевич Егоров, член правления Поволжской Гильдии Риэлторов,
- Максим Валерьевич Куприн, исполнительный директор Некоммерческого Партнерства «Кадастровые инженеры Поволжья»,
- Сергей Викторович Осипов, руководитель Муниципального унитарного предприятия «Кинельский центр недвижимости»,
- Михаил Леонидович Мосеев, генеральный директор ЗАО «Геоинформ» (г. Самара).
С момента вступления в силу закона о «дачной амнистии прошло более 8 месяцев - срок, по которому, наверное, уже можно судить о ходе его проведения, о первых результатах и о каких-то недоработках.
Все участники нашего круглого стола так или иначе связаны с реализацией закона. За прошедший период представители государственных служб, государственных и коммерческих предприятий, общественных организаций столкнулись с рядом проблемных вопросов, которые сегодня и будут обсуждаться на нашем круглом столе.
Одна из причин «пробуксовки» закона - это слабая информированность населения. Поэтому круглый стол преследует целью еще раз поднять в СМИ эту тему и проинформировать граждан об условиях и нюансах реализации закона о «дачной амнистии».
Вторая цель круглого стола - определить и документально зафиксировать круг проблем, которые были выявлены за прошедший период, и адресовать этот документ на имя вице-губернатора Александра Нефедова для рассмотрения рабочей группой и принятия соответствующих мер.
Около 40 млн. россиян нуждаются в регистрации права собственности на свои участки. Однако данные по стране говорят, что массового обращения граждан не наблюдается. На состоянию на апрель текущего года в Ленинградской области подано около 4 тыс. заявлений, в Томской - 1,1 тыс., Нижегородской - 4,3 тыс., Свердловской - 13 тыс., Иркутской - 1,5 тыс. В Самарской области по данным регистрационной службы было зарегистрировано более 14 тысяч заявлений. А всего в нашем регионе 2 млн. участков, нуждающихся в регистрации - это около 5% от общего числа по России.
Первый мой вопрос я адресую Марии Викторовне. Как вы оцениваете эти цифры, и вообще ситуацию с реализацией закона? С какими проблемами сталкивается ваша служба?
М.В.Алейникова: Если говорить о реализации 93-го закона, то надо сказать, что закон нужен, прежде всего, гражданам, поскольку не у всех имеются правоустанавливающие документы на те или иные объекты, которые были возведены достаточно давно, и на земельные участки, которые были предоставлены еще в советское время. Этот закон нужен, безусловно, и государству, поскольку мы говорим о том, что доходы муниципальных бюджетов у нас складываются из налога на имущество физических лиц и налога на земельные участки.
Поэтому не случайно законодательство предусмотрело в том же 93-м законе консолидированные усилия всех органов власти, как федеральных, так и органов местного самоуправления, для реализации этого закона.
Одна из основных проблем сегодня - это недостаток информации, и может быть, не всегда достоверная информация, которая преподносится с экранов телевизоров или со страниц газет. В сознании общественности этот закон окрещен «законом о дачной амнистии», наверное, чересчур поспешно, поскольку говорить о том, что можно будет легализовать все строения, которые так или иначе возводили граждане на своих земельных участках, нельзя. Существует определенный ряд объектов, которые подпадают под действие 93-го федерального закона, существуют четкие требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию. Поэтому очень важно до каждого донести информацию о том, какие документы и в каких случаях представляются.
Из более 14 тысяч граждан, обратившихся на сегодня за государственной регистрацией в Самарской области, для более 13,5 тыс. вопрос о регистрации решен положительно. Однако у нас есть и дела, которые в настоящее время приостановлены, и имеются 52 отказа в государственной регистрации.
Эти отказы обусловлены как раз тем, что зачастую граждане не понимают, права на какие объекты они могут оформить по упрощенной процедуре. И часто подают декларацию на те объекты, которые под действие 93-го закона не подпадают.
Другая проблема, которая мешает сегодня гражданам активно воспользоваться законом о «дачной амнистии», - это недостаток информации о том, какие налоги граждане будут платить после того, как они легализуют права на свое недвижимое имущество. Это очень важный вопрос, который интересует многих. Каждый из владельцев сегодня решает, или он будет жить так и дальше, пользуясь имуществом и не платя государству налоги, либо зарегистрирует собственность, а для этого он четко должен представлять, какой размер налога ему ежегодно придется выплачивать. С этим вопросом граждане часто обращаются и к нам. И этот вопрос, как правило, предшествует вопросу о том, какие нужно сдавать документы.
Следующей проблемой, которая на сегодняшний день является одной из наиболее существенных - это, безусловно, проведение межевания. Мы знаем, что в начале 90-х годов земельные участки предоставлялись фактически без межевания. И сегодня граждане общаются к нам за регистрацией таких участков. Основным принципом 93-го закона является следующий: первично всегда право на землю. И если оно есть, то можно легализовать и те строения, которые на ней находятся. Для того чтобы определиться с правами на земельный участок, надо, безусловно, представить правоустанавливающий документ - благо перечень таких документов в законе является открытым. Одной из немаловажных составляющих является кадастровый план участка, который готовится по результатам межевания. И здесь 93-й закон также предоставляет органам местного самоуправления право вводить предельные максимальные тарифы для землеустроительных работ. В Самарской области исполнительные органы власти воспользовались этим правом, и на сегодняшний день у нас есть соответствующее Постановление Правительства. Другое дело, что оно не у всех участников процесса вызывает адекватную реакцию.
И четвертый важный вопрос - организация работы по легализации прав на строения и земельные участки, подпадающие под 93-й закон, на территории органов местного самоуправления. Статья 12-я закона о «дачной амнистии» говорит о том, что органы местного самоуправления должны оказывать содействие гражданам в оформлении их прав, в том числе создавать консультационные центры, представлять их интересы при проведении землеустроительных работ и при государственной регистрации прав (при наличии доверенности).
Но надо сказать, что при всей активности глав органов местного самоуправления, планомерная работа осуществляется, наверное, на территории лишь пяти районов Самарской области.
О.О.Шум : Хочу заострить внимание на следующем моменте. Для регистрации прав по 93-му закону не обязательно представлять кадастровый план участка. Государственный кадастровый учет позволяет получить сведения, которые включаются в «Единый государственный реестр земель» (ЕГРЗ). И в идеале собственник получает кадастровый номер своего участка, по которому он уже может оценить кадастровую стоимость своей земли и, соответственно, земельный налог, который составляет 0,3% от кадастровой стоимости и выше. Так ли это? Работает ли данный механизм? Открыта ли данная информация для собственников? С этими вопросами я общаюсь к Петру Алексеевичу Васильеву.
П.А.Васильев: Должен сказать, что работа в этом направлении нами проведена. Все дачные участки - а это, как правило, нежилые участки - находятся в кадастре, им присвоены кадастровые номера. Была проведена кадастровая оценка участков, и по ее результатам органы местного самоуправления принимают претензии по величине налога. Это от 0,3 до 1,5%. Проблем с заявителями, которые обращаются по вопросу определения кадастровой стоимости и величины налога, у нас нет. Граждане получают всю необходимую информацию.
Что касается работы по межеванию земельных участков, уточнения границ участков, то она необходима. И именно поэтому Правительство Самарской области своим постановлением установило предельные максимальные тарифы на проведение землеустроительных работ для участков, подпадающих под «дачную амнистию». Но некоторые геодезические организации просто отказываются работать по установленным ценам и принимать заявки от владельцев участков. И у нас есть звонки от граждан с вопросом «Куда нам обращаться?» На это мы отвечаем, что в Самарской области таких организаций зарегистрировано более 300, и в любую из них можно обращаться.
Что касается Управления «Роснедвижимости» по Самарской области, то у нас на сегодня проведена большая работа. Регион в числе 40 других субъектов попал в пилотный проект по созданию кадастра объектов недвижимости, созданы «фронт-офисы». В перспективе будет создана комплексная централизованная система кадастра объектов недвижимости, куда будут входить земельные участки с расположенными на них строениями.
О.О.Шум: В законопроекте о кадастре объектов недвижимости предусмотрена упрощенная процедура описания участка и здания, а также возможность проводить работы самостоятельно садоводческим товариществам, что должно значительно удешевить стоимость работ. Что вы можете сказать об этом?
П.А.Васильев: В любом вопросе, если подходить к делу комплексно, если вести работу не индивидуально, а в массовом порядке, то стоимость работ, естественно, будет ниже.
Но представьте себе дачный массив. В этом массиве сегодня далеко не все граждане, которым были предоставлены участки, владеют этими участками фактически. Кто-то их просто не использует, кто-то выехал, кто-то умер, а наследники не вступили в наследство, и так далее. Поэтому одно из основных требований при оформлении плана границ этого земельного участка - согласование границ со смежными землепользователями. То есть, все соседи должны присутствовать. В противном случае после оформления участка может возникнуть вероятность возникновения претензий со стороны владельцев соседних участков.
То есть, если есть возможность оформления массива с выполнением вышеназванного условия, то, пожалуйста, это возможно, и будет стоить значительно дешевле.
О.О.Шум: Основная идея закона о «дачной амнистии» - упростить и облегчить гражданам вступление во владение принадлежащими им участками. Сроки оформления пакетов документов, предусмотренные в законе, составляют 10 дней. На практике же сроки составляют 3-4 месяца. Риэлторы отмечают, что в Самарской области в этом плане лучше всего дела обстоят в Волжском, Красноярском и Кинельском районах. Так ли это? С этим вопросом мы обращаемся к Сергею Викторовичу Осипову.
С.В.Осипов: Кинель нельзя назвать беспроблемным муниципальным образованием. Во-первых, мы попали в пилотный проект, с которым на сегодняшний день у нас имеются определенные сложности.
Но мне здесь хотелось бы рассказать о следующей проблеме. В последнее время в средствах массовой информации одной из основных причин «пробуксовки» закона о «дачной амнистии» называют стоимость землеустроительных работ. Я бы сказал, что это совсем не так.
В прошлом году мы провели инвентаризацию садовых, дачных участков и участков под гаражами на территории города Кинеля. Инвентаризировали около 13 тысяч объектов, и по итогам инвентаризации у нас получилось, что на 43% из общего числа объектов граждане не имеют никаких документов, подтверждающих их право собственности. То есть, эти участки переходили из рук в руки несколько раз. В лучшем случае у владельцев есть расписка о передаче денег за эти объекты.
На сегодняшний день оформить такие объекты не представляется возможным. То есть государство сказало «А», приняв закон о «дачной амнистии», но не проработало детально его реализацию. Я думаю, что государство должно регистрировать такие объекты по той простой причине, что среди них, по результатам нашей инвентаризации в Кинеле, практически нет случаев самовольного захвата. Но на сегодня владельцы данных участков имеют реальные проблемы с их оформлением.
Что касается стоимости землеустроительных работ, то я не могу сказать, что она завышена. Себестоимость работ конкретно по нашему муниципальному предприятию составляет в среднем 3400 рублей за участок. А фактически мы уже длительное время работали по цене 3000 рублей за участок. Приняв постановление о предельных тарифах, Правительство Самарской области ограничило нам эту цифру размером 1500 рублей. То есть, фактически нам предлагают работать менее чем за половину себестоимости. И соответственно, я должен покрыть убытки предприятия за счет каких-то других услуг.
Тут уже сказали, что многие коммерческие организации отказываются принимать заявки по таким ценам. И это естественно - ни одна коммерческая организация себе в убыток работать не будет. По этому кто-то из тех, кто работает с физическими лицами, заведомо уйдет с рынка.
Хочу отметить, что, приняв это постановление, областное правительство не учло достаточно много наших затрат. Во-первых, нормальные геодезические организации имеют дорогостоящие приборы, стоимость которых измеряется порой сотнями тысяч рублей. И амортизация этого оборудования - серьезная статья расходов. Во-вторых, организация должна иметь офис - принимать клиентов на улице нельзя. Соответственно офис - это затраты на аренду и коммунальные платежи. В-третьих, чтобы подготовить хорошего геодезиста, нужен не месяц и не год. Геодезист - это профессионал, которому нужно достойно платить, а за 3-4 тысячи рублей никто из них работать не будет. Далее - наша деятельность лицензируемая, и получение лицензии тоже стоит немалых денег.
Почему-то эти и некоторые другие затраты землеустроительных компаний не были учтены при разработке постановления о предельных максимальных тарифах. Я понимаю, что для граждан это, наверное, действительно значимое решение, уменьшающее их расходы на регистрацию. Но не учитывать интересы организаций, которые будут проводить эти работы, на мой взгляд, неправильно.
И еще я бы хотел отметить один момент. В данном постановлении при перечислении видов объектов почему-то упущена фраза «предоставленные органами местного самоуправления», хотя в законе о «дачной амнистии» этот нюанс учтен. Таким образом, постановление значительно расширяет перечень объектов, которые должны оформляться по сниженным тарифам.
И, наконец, сроки, которые были определены Правительством Самарской области, на сегодняшний день невыполнимы. Даже работая по регламенту, мы в эти сроки уложиться не можем.
Мария Викторовна в своем выступлении сказала, что органы местного самоуправления могут и должны помогать гражданам в оформлении их прав на недвижимость. Но также было сказано, что органы местного самоуправления, исходя из возможностей бюджета, могут субсидировать часть расходов по оформлению. Но в законе не предусмотрено то, что в бюджетах данных расходы не закладывались.
О.О.Шум : По пути субсидирование из бюджета расходов на оформление участков пошел Татарстан и некоторые другие регионы. Пока органы местного самоуправления этим не занимаются, у них и доходов не будет, так как не будет налоговой базы в виде земельного налога и налога на недвижимость. Предусмотрена ли какая-то схема компенсации землеустроительных работ?
М.В.Алейникова: 93-м законом такая возможность органам местного самоуправления дана…
Я бы сейчас хотела вернуться к выступлению Сергея Викторовича, когда он говорил про 43% граждан Кинеля, не имеющих правоустанавливающих документов на свое недвижимое имущество. Если мы откроем 93-й закон, то увидим, что он не содержит исчерпывающий перечень правоустанавливающих документов. И в принципе, если мы говорим об участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, то выходом из ситуации может стать выдача выписки из похозяйственной книги. Это, кстати, тоже, наверное, впервые в истории современного российского государства - документ, который не относится к правоустанавливающим, отнесен к таковым.
Никто не говорит о том, что расписка не может быть правоустанавливающим документом, если она оформлена в соответствии с теми нормами, которые действовали на момент заключения сделки. Если говорить о строениях, то здесь, наверное, вообще нет никаких вопросов, потому что закон говорит, что те строения, на возведение которых не требуется специального разрешения, гражданин может оформить, подав составленную им же самим декларацию. Если мы говорим о жилых домах, то здесь правоустанавливающим документом может быть технический паспорт.
Поэтому, я думаю, что мы вами сможем снизить то количество людей, которые не могут легализовать свои права на недвижимое имущество, если грамотно выстроим свою работу. Мы, как орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, готовы содействовать всем органам местного самоуправления.
М.В.Куприн: Сергей Викторович здесь, наверное, уже все сказал по поводу чаяний геодезистов. Я лишь немного обобщу. Более 8 месяцев прошло с начала действия 93-го закона и два с половиной года осталось до окончания его реализации. У нас на сегодня существуют две проблемы. Первая - это отсутствие интереса у фактических обладателей участков к их оформлению до того момента, когда они захотят ими распоряжаться. Ведь на самом деле, наверное, 90% таких участков попадают в государственный кадастровый реестр лишь для того, чтобы быть проданными, подаренными и так далее. Люди еще не поняли или не информированы, что закон будет действовать лишь до 1 января 2010 года. Это приведет к тому, что к концу 2009 года будет бум, подобный которому мы наблюдали при приватизации жилья. Приватизация каждый год у нас заканчивается и каждый год продляется, в связи с тем, что остается еще большое число людей, которые хотят это сделать.
Вторая проблема, которая всеми здесь называлась, это стоимость межевых работ. Постановление Правительства Самарской области о предельных максимальных расценках действует меньше месяца, и пока еще ситуация не стала критической. Но я думаю, уже к концу года мы получим какие-то негативные результаты.
Собирая мнения руководителей геодезических компаний по всей области, я увидел несколько основных позиций. Первая - отказ от соответствующих работ при наличии каких-то других видов работ. А у нас многие работы с дачниками осуществляют специализированные мелкие компании, которые только такими объектами и занимаются. Второе - предоставление межевых услуг в совокупности с другими видами услуг, за счет которых они могут компенсировать свои убытки при межевании. Но здесь правообладатель не далеко не всегда готов платить за весь комплекс услуг, предпочитая все, кроме межевания, делать самостоятельно. Третья позиция - игнорирование геодезистами постановления и осуществление работ по прежним ценам. Это тоже к добру не приведет, поскольку есть административная ответственность и штраф до 50 МРОТ.
В результате всего этого, мы к 2008 году можем получить ситуацию, когда число людей, желающих воспользоваться 93-м законом, возрастет, а число компаний, производящих межевание, резко сократится. Возникнет ажиотаж.
Чтобы этого ажиотажа избежать, нужно уже сегодня привлекать к деятельности рабочей группы по «дачной амнистии» органы местного самоуправления, так как именно они по 93-му закону имеют право определить порядок и выступить заказчиками межевых работ по территориальному зонированию дачных и других массивов.
О.Е.Егоров: Я здесь представляю Поволжскую Гильдию Риэлторов, у которой есть информация от коммерческих риэлторских организаций, которые работают непосредственно с гражданами, имеющими собственность или пользующимися теми или иными земельными участками и загородными домами.
Хотелось бы отметить, что стоимость землеустроительных работ для граждан на самом деле не Рубикон. И реально нежелание воспользоваться той уникальной возможностью, которую предоставляет закон о «дачной амнистии», связано совсем с другими причинами.
Правильно здесь было отмечено участниками, что, прежде всего, у нас очень низкая правовая культура населения, которая совершенно не предполагает рассуждений на тему легализации имущества. Человек думает, что защитить свою собственность он всегда сможет с лопатой в руках или с охотничьим ружьем.
Нет какой-либо доступной информации о последующем налогообложении. К хождению по кабинетам или к звонкам в налоговую инспекцию наши граждане не привыкли, и никто этого не собирается делать, предполагая, что до 2010 года времени еще много.
Соответственно, вырисовывается то, что у нас нет подталкивающего механизма. Должен быть разработан какой-то механизм поэтапного ужесточения требований к оформлению земли. И тогда вся та масса людей, которая откладывает все на потом, как минимум рассеется по этим этапам. Обязательно законодательная власть и органы местного самоуправления должны продумать какие-то подзаконные акты на этот счет.
Естественно, вводя в действие 93-й закон, законодатели хотели решить как минимум две проблемы: ввести в оборот землю и недвижимость, которая в случае оформления может выступать в качестве залога, предмета цивилизованной купли-продажи, дарения и так далее. И второе - разгрузить суды, которые сегодня занимаются несвойственной им функцией, участвуя в процессе оформления земли.
Без поэтапности ужесточения последующих правил игры, мы сами создадим проблему, которую будем героически решать в 2009 году.
Кстати, на мой взгляд, закон о «дачной амнистии» совершенно неправильно назван. И это, в числе прочего, повлияло на то, что закон не настолько популярен, как хотелось бы.
О.О.Шум: Я хочу задать вопрос Александру Николаевичу. Все-таки законодатели предоставили возможность органам местного самоуправления влиять на ход реализации закона. Каково положение в городском округе Кинель? Действуют ли какие-то механизмы для активизации «дачной амнистии»?
А.Н.Андрианов: В настоящее время у нас не предусмотрена дополнительная компенсация по проведению межевания. Вопрос о дополнительной компенсации рассматривается, рассчитываются все затраты. В этом году компенсации не будет, но в 2008 году мы обязательно включим данную статью расходов в бюджет городского округа.
П.А.Васильев: Вот мы тут говорили об отсутствии правоустанавливающих документов у 43% владельцев участков в Кинеле. Если мы хотим, чтобы эти участки стали объектами налогообложения, неужели составляет проблему по городу Кинель все эти объекты узаконить специальным постановлением главы городского округа. Передать в собственность, закрепить за гражданами, за плату или бесплатно. Узаконьте эти участки, примите постановление, и вся проблема будет решена. К тому же, имея такой документ, представители регистрационной службы, я думаю, не будут отказывать в регистрации права собственности на такие объекты.
Мы сейчас сидим и друг друга уговариваем, а народ уже возмущен. Люди по году не могут решить проблемы с участками. Хотят того или не хотят органы местного самоуправления, но они первые заинтересованы в скорейшем решении всех проблем, потому что здесь - их будущая налогооблагаемая база. В бюджетах поселений будет нормальная доходная часть.
М.В.Алейникова: Позвольте одну небольшую ремарку. Максим Олегович совершенно справедливо привел пример закона о приватизации жилищного фонда. В качестве альтернативы могу также назвать закон об обороте земель сельхозназначения. В обоих случаях в очередной раз были перенесены сроки. Но как показывает практика, у нас сроки переносят только дважды.
То, что мы собрались, уже хорошо, но, наверное, каждому из нас надо еще раз подумать, какие усилия предпринять для того, чтобы в итоге был результат. Ведь на самом деле формирование муниципального бюджета касается каждого из нас. Это дороги, благоустройство, школы, спортивные площадки и так далее. Каждый из людей, выплачивая налоги, устаивает и свою жизнь, и жизнь своих близких.
Если говорить о ходе реализации 93-го закона, то гораздо динамичнее он реализуется в Самаре, в Ставропольском районе, несколько хуже - в Тольятти, а о других районах говорить не приходится.
С.В.Осипов: Перечень правоустанавливающих документов, которые гражданин должен представить для регистрации участка в рамках закона о «дачной амнистии», является открытым. С одной стороны, это хорошо. С другой стороны - это не хорошо, в том плане, что если бы он был четко и полностью прописан, было бы проще. Тогда не возникало бы разногласий в различных ведомствах: например, регистрационная служба пропускает эти документы, а служба «Роснедвижимости» не пропускает, требуя подтверждающих документов. Это проблема 93-го закона, которая становится проблемой граждан.
С сентября 2006 года мы на основании пункта закона «и иные документы» собрали большое количество заявок от граждан на регистрацию. Причем мы это согласовывали и с органами Росрегистрации, и с органами Роснедвижимости. Один пример: было решение профкома предприятия о выделении участков под гаражи или дачи своим сотрудникам. Но после этого у нас было решение верховного суда о том, что профкомы не правомочны распоряжаться земельными участками. И люди, сделавшие землеустроительные работы, столкнулись с тем, что они не могут зарегистрировать свои участки. И таких документов у нас много.
П.А.Васильев: Правильно, профсоюзному комитету не дано право распоряжаться. Я уже сказал, что если вы выявили эти объекты, сформировали земельные участки, то надо принять постановление органа местного самоуправления…
А.Н.Андрианов: Петр Алексеевич, предоставление муниципального земельного участка, если он застроен, осуществляется по 36-й статье Земельного Кодекса. Но для этого опять же нужно поставить участки на государственный кадастровый учет. Но это сделать невозможно, поскольку на них нет никаких документов. И соответственно, в судебном порядке признать право собственно также невозможно. Суд отказывает.
С.В.Осипов: В этом отношении у нас получается правовой вакуум. Эти наши 43% остались в подвешенном состоянии. И это проблема не муниципалитета, не городского округа Кинель. Это проблема общая, и делить ее между муниципалитетом, Роснедвижимостью и Росрегистрацией нельзя.
О.О.Шум: Давайте предоставим слово Михаилу Леонидовичу Мосееву.
М.Л.Мосеев: С Кинелем мы ситуацию разобрали. Между тем, ситуация в Самаре - не проще. 93-й федеральный закон вносит много сумятицы, особенно после выхода Постановления Правительства Самарской области о максимальных тарифах на землеустройство. И правильно Петр Алексеевич говорит - граждане жалуются, потому что некоторые отказываются выполнять это постановление и принимать заявки у населения в части выполнения землеустроительных работ для регистрации права собственности.
Для Самары установлен тариф 2000 рублей за участок. Много это или мало. Я думаю, что здесь совершенно не были учтены те накладные расходы, которые мы, как землеустроительная организация, выплачиваем для согласования в городском комитете архитектуры. Нанесение «красных линий» - 700 рублей, пользование «планшетом» - 360 рублей. Итого - уже больше тысячи. Если в районах области тарифы 1500 или 1100 рублей за участок, то получается, что по сравнению с Самарой коммерческие землеустроительные организации там находятся даже в более выгодном положении.
Второе. Сроки выполнения работ, рекомендованные в постановлении, ограничены одним месяцем. Теоретически мы можем в течение одного месяца предоставить пакет документов, однако для этого, наверное, надо каким-то образом «Роснедвижимости» пересмотреть свой регламент работы. Потому что, заключив договор с собственником, мы подаем заявку в «Роснедвижимость» и месяц ждем исходных материалов для проведения межевания. Потом выполняем свою работу и сдаем ее для согласования в «Роснедвижимость». Это еще месяц ожидания, причем установленный регламентом. Итого получается в среднем 3-4 месяца. Как же нам выполнить постановление правительства в таких условиях? Сроки нереальные.
Поэтому у меня есть такое предложение. Во многих районах области сам собственник, общаясь в землеустроительную организацию, предоставляет пакет документов, в том числе выписку из кадастра, сведения о смежных участках и так далее. В Самаре выдают скудную информацию, не позволяющую землеустроительным организациям выполнить необходимые работы. И поэтому организации самостоятельно, на основании договора с заказчиком, обращаются в органы кадастра с просьбой предоставить им эти материалы.
Я предлагаю пересмотреть этот порядок, эту процедуру, так чтобы мы принимали собственников уже с пакетом документов, необходимых для проведения работ по межеванию.
О.О.Шум: По поводу сроков, я думаю, есть что сказать Ринату Рашидовичу Файзуллину, представителю риэлторской компании, который непосредственно занимается загородной недвижимостью.
Р.Р.Файзуллин: Рассматривая детальную раскладку по срокам, можно сказать, что, действительно, сроки, указанные в постановлении, выполнить невозможно. Мы, риэлторы, работаем в рамках действующих законов, плохие они или хорошие.
Сегодня получается, что в результате действия этих законов значительную часть работы по легализации права на землю на основании возведенного строения сделать просто невозможно.
Любой риэлтор скажет, что невозможно оформить участок за месяц. Вернее это возможно, но с включением определенного ресурса, и при условии, что собственник возьмет на себя адский труд и значительные дополнительные расходы за услуги риэлторов - от 15 до 40 тысяч рублей. А реальным сроком я бы назвал 3 месяца.
В итоге: 3-4 месяца - межевое дело, и 3 месяца - постановка на кадастровый учет. С учетом других небольших сроков и непредвиденных факторов получаем срок - до года. То есть, на сегодня это реальный срок по легализации.
П.А.Васильев: Что касается выдачи сведений из ЕГРЗ непосредственно собственнику, то здесь проблем нет. И Максим Валерьевич это может подтвердить.
М.В.Куприн: Да, это так. Но здесь я вижу другую проблему. Вместо нескольких десятков геодезических фирм за сведениями будут ходить сотни и тысячи людей, физических лиц, а это опять же вызовет очереди. Если геодезисты всю работу, кроме той, которая требует лицензирования и специальных знаний, взвалят на плечи собственников, то мы получим другую крайность.
М.Л.Мосеев: Во всяком случае, получить сведения из кадастра для межевания и согласовать в «Роснедвижимости» землеустроительное дело было бы логичнее самому собственнику. Потому что только сам собственник может ответить, почему у него именно такие правоустанавливающие документы, или почему у него, например, просроченный техпаспорт на строение. А у нас принято это делать через землеустроительную организацию, которая даже не имеет доверенности от собственника, но отстаивает его интересы в «Роснедвижимости». Спрашивается, на каком основании?
И в конечном итоге мы же еще и оказываемся виноваты в том, что сроки затягиваются, или в том, что стоимость работ оказалась не такая, какую предполагал заказчик.
П.А.Васильев: Как я уже отметил, закон позволяет собственнику самому запросить и получить сведения из ЕГРЗ по земельным участкам.
Журналист: Понятно, что каждый из здесь присутствующих представляет интересы той или иной организации, того или иного ведомства. А мы здесь представляем интересы населения. Потому что люди к нам обращаются и задают вопросы, как по 93-му закону, так и по постановлению, которому они очень обрадовались.
И не правда, что люди не хотят оформлять свои участки. Очень даже хотят. И теперь они звонят и возмущаются, что их обманули, так как геодезические конторы не хотят работать по новым расценкам. Посылают их к тем, кто принял постановление. Но люди-то в этом не виноваты, им трудно пробиться во властные структуры.
Что же человеку делать, если ему отказали в землеустроительной организации?
М.Л.Мосеев: Во-первых, как правильно заметил Петр Алексеевич, существует 300 с лишним организаций и можно обратиться в любую из них. Во-вторых, лично мы никому не отказывали. Почему? Мы изначально честно пытаемся объяснить человеку ситуацию, в связи с которой мы его отправляем в службу кадастра. Чтобы человек принес сведения, на основании которых мы начнем межевание. И мы объясняем, что не сможем выполнить постановление без этих стартовых сведений.
Хотя мы знаем массу примеров, когда другие организации начинают разделять услуги. Они предлагают клиентам: пожалуйста, за 2000 рублей мы вам подготовим межевание, а вопросы согласования - отдельным договором как «консалтинговые услуги».
Журналист: Но это незаконно, и с людей просто пытаются содрать дополнительные деньги. Что им делать?
О.О.Шум: Предусмотрены ли какие-то муниципальные организации, которые могут проводить геодезические работы?
М.В.Алейникова: Все муниципальные организации создаются по решению органов местного самоуправления. В Самарской области на территории многих сельских районов и городских округов есть муниципальные организации, которые занимаются землеустроительными работами.
Но на сегодняшний день проблема в том и состоит, что гражданам идти в принципе некуда. Потому что здесь имеются две стороны одной медали. Органы власти воспользовались возможностью, предоставленной 93-м законом, и ввели предельные максимальные тарифы. С этой точки зрения у нас все замечательно. А если посмотреть на эту ситуацию со стороны обывателя, то мы получаем нормативные акт, который не работает, который не позволяет сегодня надлежащим образом реализовать пожелания граждан, не дает нормально работать геодезическим организациям. Ни одна коммерческая организация не будет работать себе в убыток.
Возможны несколько вариантов выхода из этой ситуации. Первый вариант - внести изменение в постановление и установить другие максимальные тарифы, а второй вариант - оставить постановление в существующем варианте, но осуществлять компенсацию тех затрат, которые понесут геодезические организации. Также как это делается в рамках закона об обороте земель сельхоз назначения.
М.В.Куприн: Здесь надо уточнить. В случае механизма компенсации расходов заказчику постановление придется вообще отменять, потому что тогда максимальной цены на землеустроительные работы вообще не будет. Тогда уже надо говорить не о компенсации, а о финансировании из областного бюджета.
М.Л.Мосеев: Сложность еще в том, что люди хотят узнать о стоимости услуг по телефону. Но, не видя документов, мы даже не можем определить, подпадает ли он под «дачную амнистию»…
Я вчера в одном из районов области увидел реальный список, где расписана очередь до 2010 года. Я их спрашиваю, почему у них не было этого списка два месяца назад. А они отвечают, что вышло постановление, согласно которому они должны делать межевание по 1100 рублей за участок. И люди записались именно по этой цене, и последняя запись - на декабрь 2009 года.
И они не нарушают постановление, а просто физически не могут всех обслужить.
Журналист: Тут много говорилось о геодезии, о дорогостоящих приборах и других затратах. Мы следили за ходом приватизации своего участка одним человеком. Так вот, к нему приезжали в поселок Гранный и мерили участок саженью. Возникает вопрос, зачем нам все эти геодезисты с их высокоточными приборами?
С.В.Осипов: Это, скорее, не правило, а исключение из правил. Надо задать себе вопрос, а как это будет выглядеть потом, когда приедут нормальные геодезисты, с нормальными приборами, снимут соседний участок, и он наложится на участок этого гражданина. И как они потом эту ситуацию будут разруливать в суде.
То, что этот человек получил свидетельство, не гарантирует ему того, что через месяц, через год или через три года сосед не предъявит ему претензии.
Журналист: Но разве человек виноват в этом?
О.Е.Егоров: Надо просто отказываться от услуг тех людей, которые приезжают к вам с саженью. Обратитесь в нормальную организацию с точными приборами.
Лицензия еще не является гарантией качества услуг. Именно поэтому во многих сферах деятельность есть общественные организации, сертификация и многие другие вещи. Лицензия - это билет. Купил - и поехал.
С.В.Осипов: В Самарской области, к сожалению, есть организации, которые пришли в землеустроительство что называется «от балды», просто чтобы заработать денег.
Поэтому сейчас у нас все идет к тому, чтобы объединить действительно профессиональные, квалифицированные фирмы в Некоммерческое Партнерство «Кадастровые инженеры Поволжья», которое будет нести ответственность за ту работу, которую мы проводим. Члены организации будут платить взносы в специальный фонд, из которого в случае каких-либо претензий, будут удовлетворяться иски.
Журналист: И все-таки, один из наиболее острых вопросов, который волнует людей и который здесь упоминался, это вопрос налогов. Человека подталкивают оформлять собственность, а какие налоги он после этого будет платить, неизвестно.
О.О.Шум: К сожалению, на круглый стол не пришел представитель налоговой службы, хотя мы их приглашали.
М.В.Куприн: Мы опять начинам рассуждать о том, а насколько человеку выгодно себя оформить. Если я владею какой-то собственностью, я должен нести свое бремя собственника. А если я не готов содержать свое имущество, то я просто буду вынужден его продать. Давайте становиться нормальными, легальными, цивилизованными собственниками участков и всего остального.
О.О.Шум: Подводя итог нашей встречи, отметим, что для успешной реализации закона о «дачной амнистии в Самарской области, необходимо провести следующие мероприятия:
- Освещение хода реализации закона «о дачной амнистии» в СМИ;
- Создание консультационных центров на базе муниципальных предприятий;
- Более четкое описание категории правоустанавливающих документов, подпадающие под пункт «и другие»;
- Рассмотрение возможности увеличения числа ответственных лиц за подпись на кадастровых документах;
- Вовлечение органов местного самоуправления в процесс реализации закона о «дачной амнистии»;
- Упорядочение организации процесса межевания и постановки на кадастровый учет;
- Формирование механизма компенсации из местного бюджета работ по территориальному землеустройству и техническому учету объектов недвижимости;
- Инициирование отчетного мероприятия по текущим результатам работы по реализации закона о «дачной амнистии» с участием других регионов, с привлечением всех уровней органов власти, общественных и коммерческих организаций, действующих на рынке;
- Расширение состава рабочей группы посредством привлечения общественных и некоммерческих организаций;
- Решение проблемы отсутствия правоустанавливающих документов в случаях, когда на земельных участках, предоставленных гражданам без правоустанавливающих документов, возведены строения;
- Поручить организаторам круглого стола составить итоговый документ по результатам проведения круглого стола и передать его рабочей группе.
Алексей Сергушкин, SamRu.ru