Обзоры по недвижимости
Портал города Самара samru

Генплан Самары. Внеси свое слово в историю города!

Состоявшаяся на прошлой неделе презентация проекта нового генерального плана Самары стала долгожданным событием не только для специалистов, но и, без преувеличения, для всех жителей города. Положено начало публичным слушаниям, в ходе которых каждый совершеннолетний гражданин Самары сможет внести в проект свои замечания и предложения. Для миллионного мегаполиса, задыхающегося от дорожных пробок и неразберихи в застройке, генплан становится делом жизненно необходимым.

С 21 февраля материалы генерального плана, предназначенные для всеобщего ознакомления, размещены на официальном сайте Администрации городского округа Самара в виде трех схем и пояснительной записки. Конечно, весь генплан содержит куда больше материалов, одних только схем там более сотни. Но для публикации и проведения публичных слушаний открыты наиболее важные из них - это опорный план (схема современного использования территории городского округа Самара), схема развития объектов транспортной инфраструктуры и основной чертеж (проектные решения генерального плана).

Опорный план Транспортная схема Основной чертеж

Как рассказал на пресс-конференции, посвященной презентации генплана, главный архитектор Самары Андрей Валентинович Смирнов, «с 21 числа начинается открытие экспозиций и сбор отзывов, предложений и замечаний по материалам проекта Генплана. А уже с 21 марта начнутся собственно публичные слушания по районам города, которые будут продолжаться по 23 апреля.
Официальные результаты публичных слушаний будут объявлены и опубликованы до 15 мая. После чего Генплан будет вынесен на утверждение городской Думой. В этот же промежуток времени он будет согласовываться с тремя пограничными муниципальными образованиями, с Правительством Самарской области, а также с Правительством РФ, поскольку на территории Самары имеются земельные участки, относящиеся к федеральному ведению».

Таким образом, к началу лета город должен получить новый генеральный план, и тогда уже администрации города можно будет приступить и к изменению правил застройки территории, и к работе по подготовке плана реализации конкретных проектов, касающихся таких важных тем, как жилье, дороги, парковки, озеленение, историческая часть города, спортивные сооружения, рекреационные зоны, инженерная инфраструктура.

Генплан новой эпохи

Генеральный план - основной вид градостроительной документации о планировании развития территории города, определяющий стратегические направления и условия формирования среды жизнедеятельности.
За свою историю Самара знала около полутора десятков всевозможных планов пространственно-градостроительного развития, начиная от «Геометрического плана» 1782 года и заканчивая последним советским (и ныне действующим) генеральным планом г. Куйбышева, утвержденным в 1987 году.

Особенностью нового генерального плана стало то, что он принимается в новых социально-экономических условиях и является уже не директивным документом, а, прежде всего, инструментом градорегулирования.
Острую необходимость разработки нового генплана диктовали следующие факторы:
- государство перестало быть единственным владельцем недвижимости и финансовых ресурсов и не является монополистом в управлении экономикой;
- возникло множество активных негосударственных субъектов градостроительной деятельности (частных фирм, предприятий, граждан), имеющих право и желание преобразовывать город в собственных интересах;
- укоренными темпами формируется рынок земли и недвижимости;
- происходит усиление правовых и законодательных аспектов градостроительной деятельности;
- совершаются труднопредсказуемые демографические процессы.

Большинство градостроительных событий уже не планируется во времени, а происходит спонтанно, - за исключением ресурсообеспеченных или, по, крайней мере, подготовленных государственных и местных программ. И в этих условиях суть градорегулирования заключается в создании условий, предоставляющих возможность согласованной реализации частных и общественных пространственных интересов - интересов граждан и их объединений, городского сообщества в целом, интересов государственных институтов.
Новый генплан провозгласил приоритет прав человека над правами общества и государства и тем самым поставил проблемы пространственного развития с «головы на ноги». Но в ситуации отсутствия достоверных демографических и социально-экономических прогнозов на долю генплана остается оценка, определение потенциала и рекомендации по пространственному развитию территорий.

Навести порядок в доме

Работа над новым генеральным планом началась еще в 1999-2000 годах - за пять лет до истечения срока действия старого генплана. Но в силу определенных сложностей - организационных и финансовых - вплотную к работе над генпланом приступили только в 2003 году, начав с разработки электронной карты, то есть единой цифровой картографической основы.
В 2004 году началась работа непосредственно над разделами Генплана. На всех этапах разработки документа над ним трудилось более ста человек - архитекторы, инженеры, экономисты, экологи и многие другие специалисты.

Как рассказал руководитель авторского коллектива по разработке генерального плана, заместитель главного архитектора Самары Юрий Михайлович Корякин, «генеральный план ставил перед собой несколько целей и задач. Первая - это исследование территориальных, социально-экономических и других ресурсов города. Исследование существующей ситуации и постановка проблем.
Вторая - разработка мероприятий по решению тех проблем, которые были выявлены - проблем территориального роста, проблем жилищного строительства, проблем благоустройства территории и так далее.
И последнее направление работы - это предложения по улучшению градостроительной деятельности в целом на территории городского округа.
На достижение этих целей была направлена вся работа нашего коллектива, и на основе рассмотренных вариантов территориального роста предложен окончательный вариант, который является рабочим вариантом на время публичных слушаний и может быть подвержен дополнениям и корректировке.
В настоящее время градостроительным кодексом конечный расчетный срок реализации генплана не устанавливается. Генеральный план - это лишь версия территориального развития живого организма, каким является город. Приняты два промежуточных срока - 5-летний и 10-летний. Предусматривается ежегодное подведение итогов реализации генплана и текущее планирование на каждые два года».

Концепция пространственного развития города по новому генплану не предусматривает широкой экспансии на сопредельные территории. Потребность в новых участках для застройки будет, в основном, удовлетворяться за счет внутренних резервов, за счет повышения урбанизированности участков срединной зоны и периферии города. Такие участки, как Железнодорожный район, берега реки Самары, Самарское Заречье, должны стать основной ареной градостроительной деятельности.

Направленность нового генплана «внутрь города» хорошо объяснил Игорь Борисович Галахов - директор ООО «Рекон», один из авторов генплана: «Если зрительно сравнить две картинки - схему современного использования территории и проектный документ, то найти резкое различие между ними в части освоения каких-то новых территорий нельзя. И этому есть вполне конкретное объяснение.
Основной задачей сегодняшней Самары и нового генерального плана является преодоление всего комплекса накопившихся проблем, которые мы имеем по результату предыдущего этапа развития города, и в социально-экономической сфере, и в пространственно-функциональной.
Поэтому идеология нового генерального плана, и особенно первой очереди его реализации, состоит в попытке, если так можно выразиться, навести порядок в доме. Для того чтобы снять накопившееся напряжение, вызванное недоразвитием в предыдущие годы транспортной, инженерной инфраструктуры и других систем жизнеобеспечения.
Жилищное строительство в городе за последние десять лет ушло далеко вперед относительно этих систем. Поэтому мы и имеем неблагоустроенный город, который необходимо по всем параметрам довести до современного уровня. Удастся это сделать - значит, мы сможем достаточно динамично развиваться и дальше.
У города очень большой внутренний территориальный резерв для того, чтобы на своих застроенных территориях за счет их модернизации разместить весь объем жилищного и общественного строительства, который намечен в генеральном плане на ближайшие десять лет. А территориальная экспансия города состоит, прежде всего, в развитии рекреационных зон».

Транспортные артерии города

Из намеченных генпланом задач, большое значение уделено развитию объектов транспортной инфраструктуры. И это не удивительно, ведь если в 1995 году на тысячу жителей Самары приходилось 95 единиц личного автотранспорта, то сегодня это число составляет 235 единиц, и при существующих тенденциях к 2015 году число автомобилей на тысячу жителей составит не менее 320-350. Положение усугубил и тот факт, что очень немногие мероприятия, намеченные прошлым генпланом, были выполнены.
Работе по транспортному разделу генплана предшествовало очень серьезное изучение ситуации. По словам одного из авторов раздела, заместителя директора ГУП «ТеррНИИгражданпроект» Ольги Геннадьевны Лукьянчиковой, "два года велись исследования транспортных потоков совместно с департаментом транспорта, ГАИ и другими организациями. Сделан глубокий анализ и необходимые расчеты. Эти наработки сегодня приняты на вооружение областными министерствами, на их основе подготовлены очередные мероприятия, которые уже начинают финансироваться".

Согласно рекомендациям генплана, для повышения пропускной способности транспортной системы города планируется создание магистралей непрерывного движения: Магистраль «Центральная» (пр. Карла Маркса, с выходом на обводную г.о. Самара), Московское шоссе (с выходом на М5 «Москва-Уфа»), пр. Кирова (с выходом на обводную г.о. Самара), ул. Авроры (с выходом на М32 «Самара-Чимкент»). Также планируется реконструкция существующих автомагистралей, строительство многоуровневых транспортных развязок, мостовых пешеходных переходов, паркингов. Немаловажным аспектом решения транспортной проблемы города является строительство новых мостов через реку Самара.

Андрей Смирнов подчеркнул, что реализация мероприятий, намеченных генпланов, началась уже сегодня: «Мы в настоящее время занимаемся отводами земельных участков под автомагистрали и в частности под 15 развязок магистралей непрерывного движения. В этом году будут начаты работы по перекладке сетей в районе улиц Ново-Садовой и Соколова. Это как раз связано с будущей транспортной развязкой.
Что касается парковок, то в настоящее время практически все проекты, которые приходят на согласование в комитет архитектуры и градостроительства городского департамента, мы рассматриваем только совместно с расчетом парковок по действующему городскому регламенту правил планировки и застройки».

Конечно, разработчики генплана не забыли и о других видах транспорта. Интересно, что в генплане предусмотрена возможность возведения канатной дороги через Волгу. Почему не автомобильного моста? Все очень просто - строительство моста через Волгу в непосредственной близости от Самары неминуемо привело бы к жесточайшей экспансии города на территорию Национального парка «Самарская Лука». Поэтому такой проект в генплане даже не рассматривался.
Как рассказал Юрий Корякин, «идея канатной дороги через Волгу - не новая. Но мы в своем генплане еще раз подтверждаем намерение соединить центр города с островом Поджабный и в перспективе - с селом Рождествено. У нас есть совместное российско-австрийское предприятие «СКАДО», которое этим занимается. Российская сторона делает всю механическую часть, а австрийская сторона предоставляет вагончики, рассчитанные на 20-30 человек. Это вполне надежный и экологически чистый вид транспорта. Идея есть. Нужны инвесторы. Насколько быстро они найдутся, настолько быстро у нас появится канатная дорога».

Жилая застройка - многоэтажная и малоэтажная

Развитие территорий жилой застройки Самары предусматривается преимущественно за счет реконструкции сложившихся жилых зон, в основном, существующей малоценной и ветхой застройки, и на свободных площадках, и отражает сложившиеся тенденции и принцип застройки городских территорий.
Территориальные ресурсы, заложенные в генеральном плане под комплексное жилищное строительство, составляют порядка 3500 га, в том числе порядка 1800 га на условно свободных территориях. Условно-свободные территории в пределах границ городского округа расположены в южном, северном, северо-восточном направлениях.

Очень важное место в генеральном плане уделено теме сноса ветхого жилья, однако при этом будет внимательно анализироваться и учитывается ценность исторической застройки в старой части города. По словам Андрея Смирнова, «в настоящее время департаментом строительства и архитектуры прорабатывается площадка по сносу в районе 65 и 66 кварталов. Она тоже предусмотрена генеральным планом города.
По исторической части города сейчас разрабатываются регламенты по ее застройке, касающиеся, в частности, этажности. Они основываются на тех проработках, которые выполнены ранее архитектурно-строительным институтом. Историческая часть города будет сохраняться максимально. И образ старой Самары исторической части города будет возвращаться». А Игорь Галахов отмечает, что «здесь важно не только сохранение отдельно стоящих памятников, но и исторической среды, самого духа старого города. Это очень сложная проблема, и к ее решению надо подходить очень бережно».

Очень большая работа планируется и уже идет по инженерному обеспечению новых площадок. «Вся эта работа, - по словам Андрея Смирнова, - позволит, в конечном итоге, сделать наш город более привлекательным в инвестиционном плане. И мы планируем в конце года начать систематически проводить аукционы по реализации площадок под жилищное и гражданское строительство. Уже в плановом порядке, в соответствии с разработанным генеральным планом и в соответствии с откорректированными правилами застройки, которые планируется принять осенью этого года».

Относительно малоэтажной и индивидуальной застройки Юрий Корякин пояснил: «в старых генпланах не предусматривалась индивидуальная застройка. Учитывалась только Зубчаниновка, а вся остальная застройка подлежала тотальному сносу.
Вообще, по международной классификации и по той, которая принята нашей академией наук, официального понятия "малоэтажная застройка" нет. В профессиональной среде архитекторов к малоэтажной застройке относится застройка от 1 до 4 этажей без лифта. Это могут быть дома усадебного типа, блокированные дома, когда каждая квартира имеет отдельный вход, это могут быть традиционные секционные дома с подъездами, но не выше четырех этажей. Поэтому зоны, отмеченные в генплане желтым цветом - это застройка преимущественно до четырех этажей любого типа».

Культура и отдых: сохранение, реконструкция, благоустройство

Подробно проработанные разделы, посвященные сохранению культурного наследия, развитию инфраструктуры отдыха и туризма - еще одно новшество нового генерального плана Самары. Разработчик этих разделов - директор Института архитектуры и дизайна СГАСУ, профессор Елена Александровна Ахмедова подробно рассказала о содержании данной части генплана:

«Развитие системы отдыха будет проходить по нескольким направлениям. На ближайшую перспективу - это строительство 5-й очереди набережной от улицы Осипенко до Оврага Подпольщиков, а на отдаленную перспективу - 6-й и 7-й очередей. Также в генплане мы обращаемся к набережной реки Самары - подразумевается ее благоустройство в пределах исторической части города. Сейчас ведется работа по подготовке технического задания по модернизации существующей волжской набережной.

Мы предполагаем, что в районе «Дубков» нужно формировать новый парк, поскольку очень большое количество людей живет уже в новых жилых районах, и им нужны не только набережные, но и зеленые пространства. Также сформировать систему бульваров из глубины города к берегу Волги, чтобы люди могли беспрепятственно и комфортно добираться до берега.
В настоящее время на территории города имеется 22 внутригородских озера. Имеет смысл рассмотреть возможность постепенного благоустройства участков с городскими озерами.

Самой интересной из новых зеленых зон города, безусловно, будет остров Коровий, где мы рассматриваем возможность устройства этнографического музея под открытым небом, наподобие музея Кижи. Там будут размещаться памятники деревянного зодчества, вывезенные из старой части города. Туда люди будут ездить отдыхать, гулять, валяться на травке, сидеть на лавочках, любоваться нашей старинной деревянной архитектурой.

Центральная историческая планировочная зона определена в границах улиц Агибалова и Полевой. Она является нашей исторической ценностью. В границах этой зоны красные линии улиц являются охраняемыми как историческая планировка. Также разработаны зоны строгой охраны, групповые охранные зоны и зоны охраны отдельного памятника.
Особо ценная зона, расположенная от улицы Ленинградской и до железнодорожного полотна, была освоена еще до начала XIX века. И для нее, конечно же, нужна очень подробная и хорошо регламентированная отдельная целевая программа. И после утверждения генерального плана такая программа, я уверена, появится.

Что касается сомнений некоторых людей по поводу целесообразности вывоза памятников на остров Коровий. Деревянная застройка в Самаре - это достаточно редкие памятники. И их необходимо либо продавать, и продавать очень дорого, либо поддерживать в надлежащем состоянии, что очень затратно. Во всем мире только миллионеры владеют в центре городов деревянными постройками, это большие раритеты. Поэтому и предлагается выносить их на остров Коровий и серьезно работать над формированием этнографического парка, состоящего из нескольких миникварталов, поскольку у большинства деревянных памятников ценность представляет только одна фасадная сторона, или реже - две стороны, если здание угловое».

По словам Андрея Смирнова, «в исторической части города в настоящее время идет проработка варианта устройства второй пешеходной зоны по улице Мологвардейской от Венцека до площади Куйбышева. Первая пешеходная зона - улица Ленинградская, вероятнее всего, будет достроена в этом году.
Рассматриваются 16 площадок под строительство физкультурно-оздоровительных комплексов по всей территории города. Эта программа тоже предусмотрена генеральным планом. В рамках программы будет происходить санация тех стадионов, которые в настоящее время заброшены.
В Самаре обязательно будет новый современный стадион. Предварительно для него отведено место в районе пересечения Ракитовского шоссе и Московского шоссе».

Куда уходит центр?

Те, кто интересовался историей планировки и застройки Самары, наверняка обратили внимание на постепенное перемещение со временем центра города, как административно-общественно-культурного пространства, в направлении от исторического центра: Хлебная площадь - Площадь Революции - Площадь Куйбышева - Самарская площадь - и, наконец, район автовокзала «Центральный».
По мнению автора научного обоснования концепции генплана, завкафедрой урбанистики СГАСУ, профессора Татьяны Яновны Ребайн, «сегодня все труднее становится выделить какой-то ярко выраженный центр города, сейчас центр состоит из общественных пространств, которые сидят на каркасе из основных магистралей. Свое начало он берет в историческом центре и идет, в основном, двумя ветвями - вдоль Московского шоссе и улиц Ново-Садовой. И это саморазвитие общественных центров является ближайшим будущим развития города. Сейчас никто не в состоянии искусственно создать большой центр, застроить значительную территорию. Сейчас другая социально-экономическая ситуация, и это влияет на градорегулирование. И сейчас становится явным и преобладающим процесс саморазвития городского центра. Он сам постепенно проявляется благодаря общественной застройке».

Значительную долю этой «общественной застройки нового типа» составляют возникшие в последние годы современные торгово-развлекательные, спортивно-развлекательные центры, гостиницы. И естественно, что они сильно тяготеют к площадям бывших крупных предприятий, особенно расположенных в непосредственной близости к центру город. Наиболее яркий пример - площадка Завода имени Масленникова. Поэтому новым генпланом рассмотрена возможность реорганизации этих становящихся общественно значимыми территорий, а также пересмотр промышленных зон по всему городу с позиций интересов города и его жителей.

Система жизнеобеспечения города

Так вполне справедливо называют систему инженерных сетей. И генеральный план в значительной степени посвящен вопросам развития, реконструкции всех инженерных сетей. Как рассказал автор раздела «Инженерные сети» генплана, доцент СГАСУ Михаил Владимирович Шувалов, «сегодня мы обладаем достаточно большими ресурсами для развития сетей, и в то же время имеем огромное количество проблем. В предыдущие годы финансирование было недостаточным, и многое было запущено. Степень износа, например, сетей водоснабжения в среднем составляет около 80%. Поэтому дальнейшее развитие города требует серьезного отношения к реконструкции и новому строительству и головных сооружений, и магистральных линий.

Реконструкция инженерной инфраструктуры имеет очень серьезные экономические и экологические аспекты. Так, например, старые муниципальные котельные совершенно не отвечают современным требованиям по вредным выбросам, а также они очень затратны. И мы их будем постепенно закрывать. В частности, в ближайшее время планируется закрытие 17 из 70 таких котельных.
В городе есть пять крупных теплоисточников, имеющих достаточно серьезные системы очистки отходящих газов. Поэтому сегодня в условиях города гораздо дешевле и безопаснее с экологической точки зрения строить новые теплотрассы, чем содержать систему автономных котельных.
Конечно, на территории малоэтажного и индивидуального строительства, локальные котельные будут иметь место».

Когда планы станут реальностью?

Рассмотреть все разделы генплана в рамках одного обзора, конечно же, невозможно. Стоит упомянуть такие интересные и важные разделы, как экология, демография, внешняя зона города, безопасность территории. Подробнее с ними можно ознакомиться в пояснительной записке к генплану, размещенной на сайте администрации Самары.
Стоит отметить лишь максимальную приближенность генплана к жизни, нацеленность на реализацию поставленных им задач. Как рассказал Юрий Корякин, «после того, как генеральный план будет утвержден, в течение трех месяцев будет разрабатываться план реализации. Где как раз прописывается ответственность бюджетов, очередность строительства, проводится более детальная разработка отдельных проектов, назначение ответственных за реализацию.
Создавая генплан, мы, прежде всего, думали о его реализации. Нарисовать картинку и сделать академические расчеты несложно, сложно сделать так, чтобы все это реально соответствовало сегодняшним задачам развития города и его социально-экономическим возможностям. И здесь мы будем осуществлять постоянный мониторинг ситуации, чтобы следить за тем, как развиваются события, как они соотносятся с генеральным планом.
И весь наш коллектив готов продолжать работу, принимая участие в разработке уже отдельных проектов и программ».

Алексей Сергушкин, SamRu.ru

28.02.2007



все новости нашего города

на неделю, 14 дней


22 ноября 3:59


© 2006 - 2024 г. Самара
Раздел Дом - информация для владельцев недвижимости, дольщиков, инвесторов, риэлторов, строителей и архитекторов, словом для тех, кто тем или иным образом связан с недвижимостью в Самаре.

Раздел Дом: новости, советы по строительству, ремонту и дизайну. Объявления: по аренде и продаже квартир (комнат) в Самаре; продажа домов, коттеджей и земельных участков.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru