Сегодня, когда три четверти населения нашей планеты живет в городах, огромные государственные ресурсы тратятся на обеспечение удобства и эффективности городской жизнедеятельности и комфорта горожан. И одним из главных элементов этого процесса является освещение. Искусственный свет в цивилизованном городе играет все большую эстетическую роль, становится таким же обязательным элементом городского дизайна и архитектуры, как озеленение и благоустройство.
|
Стремление использовать свет как материал для украшения городской среды наряду с архитектурой и скульптурой имеет давнюю историю. Доказательство - история фейерверков, изобретенных китайцами более тысячи лет назад. Европейцы, выкравшие секрет фейерверка в XIV веке, строили настоящие фейерверочные театры, где живописные полотна подсвечивали огнем, а специальные помосты для статуй извергали языки пламени.
В России «огненные потехи» приобрели особенно большую популярность при Петре I. В Петербурге, у стрелки Васильевского острова, в 1730 году соорудили открытый «театрум» для показа фейерверков. Среди авторов фейерверков упоминаются и сам Петр I, и Ломоносов, и Державин, и архитектор Казаков, и механик Кулибин. Невиданные огненные представления, длившиеся часами, демонстрировали всему миру роскошь петербургского двора. В дни праздников Кунсткамера и Петропавловская крепость освещались тысячами огней-лампионов, и здания превращались в огромные декорации сказочного спектакля, который возникал в центре темного города. В любимой загородной резиденции Петра I, Петергофе, на фоне прекраснейших фонтанов, архитектурных красот и статуй разворачивались прославившиеся на всю Европу празднества, ассамблеи и дипломатические приемы.
|
|
С изобретением электричества фейерверки не ушли в прошлое, однако потеснились перед натиском стремительно ворвавшегося в городскую культуру искусственного света. Прожектора, гирлянды, неоновые огни, световые короба стали сегодня обыденным явлением. Новое значение свет приобрел в художественной подсветке зданий, памятников и других объектов городской архитектуры. В Европе с ее историко-культурным наследием давно это поняли, и многие муниципалитеты рассматривают свет как инструмент городского развития и увеличения международного влияния, призванного показать все архитектурные богатства. Так, ассоциация LUCI (Международное Сообщество Городского Освещения) ежегодно проводит Фестиваль Света во французском Лионе, организовывая при этом международные конференции и привлекая все новые технологии. Совсем недавно, в апреле 2006 года во Франкфурте-на-Майне прошла одна из крупнейших в мире выставок архитектуры и строительных технологий «Light+Building-2006», но которой были продемонстрированы новые возможности светового дизайна.
Если говорить о России, то наиболее масштабно работа по городскому освещению поставлена в Москве и Санкт-Петербурге. По красоте подсветки зданий эти города претендуют на европейский статус. Все большие праздники сопровождаются иллюминацией, причем не спонтанной, а эстетически и художественно продуманной, от которой люди получают огромное удовольствие. В Москве работы по освещению начались еще десять лет назад при участии Siemens и затем выросли до уровня правительственной программы. Причем при составлении программы руководствовались не только эстетическими соображениями, но и такими задачами, как улучшение социальной атмосферы города, повышение безопасности и комфорта. Грамотно выстроенная подсветка зданий, улиц, набережных и мостов вызывает у горожан гордость за свой город, подчеркивает архитектуру и несет гармонию. Подсвеченные памятники и скульптуры производят неизгладимое впечатление на гостей города и надолго запоминаются.
Многие частные организации сами занимаются подсветкой. Ведь подсветить в темное время суток здание - это значит придать ему определенный статус, имидж. Оно станет более привлекательным, и вместе с этим внесет свой неповторимый вклад в облик города. И неверно было бы думать, что это под силу только крупным компаниям. Современные электротехнические технологии позволяют подобрать варианты не только эффективного и красивого, но и достаточно экономичного освещения. Каждый владелец офиса, организации, здания может на свой вкус выбрать персональную, подчеркивающую особенности его фирмы подсветку.
|
|
Самаре, конечно, еще далеко до уровня столиц. До недавнего времени даже простое освещение улиц было одной из самых острых проблем. В 90-х годах прошлого века уличному освещению Самары расхитителями был нанесен огромный ущерб. Это стало результатом отсутствия правовых норм, регулирующих прием цветного и черного металлолома. Тогда из 43 тысяч светоточек более половины была выведена из строя.
Сегодня можно уже со вздохом облегчения сказать, что акценты этой работы у Администрации Самары сместились. Работа городских служб, занимающихся освещением города, направлена не только на ремонт светоточек, но и на создание светогого дизайна города. В Самаре становится все больше примеров красивой и оригинальной подсветки зданий - Самарская Филармония, новый железнодорожный вокзал, здание управления Куйбышевской железной дороги, отель «Ренессанс», оперный театр, костел и многие другие примеры позволяют надеяться, что в самом ближайшем будущем ночной город засияет новыми неповторимыми огнями, от которых захватывает дух.
Подтверждением серьезных намерений как городских властей, так и самарского бизнеса, превратить ночную Самару в сказочный город стал проходящий на этой неделе в Струковском саду первый в России арт-фестиваль «Праздник света», посвященный 420-летию города и 120-летию появления в Самаре электричества.
Символично, что именно в Струковском саду в далеком 1886 году впервые в Поволжье был продемонстрирован электрический фейерверк. И сегодня это любимое место отдыха горожан, территория которого благодаря недавно прошедшему Фестивалю цветов была превращена в живописную композицию, обрел новый, ночной облик.
«Праздник света», проходящий с 12 по 17 сентября - стал еще одной яркой страницей в истории «Струкачей», и что немаловажно - дал толчок к воплощению новых идей в световом оформлении зданий, улиц и площадей большого города. Бурно развивающееся строительство, разработка нового Генерального плана города настоятельно требуют новых решений в его светом оформлении.
И фестиваль побудил многих авторов дать волю творческой фантазии. В течение недели в Струковском саду можно будет увидеть световые композиции, созданные разными художниками, крупнейшими предприятиями областного центра, уже отобранные конкурсной комиссией.
|
|
Конкурс проводился в трех номинациях. Это «СВЕТоПРЕДСТАВЛЕНИЕ» - для свободных художников, «СВЕТоЭФФЕКТ» - где участниками были рекламные фирмы, и номинация «СВЕТлый Дом», в которой участвовали крупные промышленные организации - поставщики светового оборудования.
Самый строгий отбор шел в номинации «СВЕТоПРЕДСТАВЛЕНИЕ». Ведь проекты художников поддержали ведущие предприятия города. И здесь фантазии победителей не оставили равнодушными членов жюри.
Участники самарской студии «Угол зрения» представили проект «Волшебный фонарь» - это макет одного из старейших городских светильников «доэлектрической» эпохи, увеличенный в 10 раз. Макет изготовлен на базе фонаря, обнаруженного в фондах музея им. П.Алабина. Так называемые "стекла" фонаря - художественные панно, рассказывающие историю развития электросетей Поволжья. Движущиеся «волшебные картинки» хорошо видны лишь ночью, когда фонарь зажигается.
Проект «Полет с фон Вакано» автора Ольги Ревенко посвящен энергии человеческой мечты, способной изменить мир. Одним из носителей такой энергии в Самаре конца XIX века был Альфред фон Вакано. Этот человек стал для города поистине «послом прогресса». Он не только построил легендарный пивзавод, но и участвовал в создании водопровода, канализации, первой ведомственной электростанции. Крыльями фон Вакано стал дирижабль - символ прогрессивной Европы конца XIX века. Пассажирский отсек дирижабля имитируют качели, которые дают возможность каждому посетителю усесться рядом со знаменитым самарцем и ощутить романтику полета.
Автор Оксана Стогова представила проект «Осеняющие Вас деревья», основанный на работе светового реле, которое срабатывает при приближении человека и включает световые источники, расположенные на ветвях деревьев. Идея проекта состоит в преодолении детского страха перед ночным лесом. Архаический ужас первобытного человека перед обступающими его в темноте деревьями побежден при помощи современной технологии.
Проект «Холодная газета», авторами которого стали Андрей Хорь и Алексей Воробьев, напоминает о том, что в прошлом и позапрошлом веках у горожан была возможность читать газеты, вывешенные на уличных стендах. Люди назвали их «холодными газетами», намекая на не слишком комфортные условия для чтения на улице. В центре экспозиции располагается трансформаторная будка городских электрических сетей, выполненная в виде афишной тумбы с газетами XX века.
В основе проекта «Начало мира» Виктора Зотова и Евгения Стрижова лежит такое фундаментальное понятие, как «электрон», без которого не было бы электричества. Арт-объект представляет собой трехмерную модель атома углерода - главного элемента всего живого. При этом он олицетворяет также и человеческую цивилизацию: вокруг центрального большого шара - источника энергии - вращаются, подобно планетам, светящиеся шары, символизирующие науку, технику, культуру и религию - главные элементы цивилизации.
Авторы Светлана Федотова и Майя Образцова представили наполненный иронией проект «Вечный светоч», посвященный В.И.Ульянову-Ленину. Проект реконструирует в развитии этапы отношения вождя мирового пролетариата к проблеме электрификации России. Интересно обыгрывается знаменитая фраза Ильича об электрификации: «Праздник света - это 120 лет самарского электричества плюс творчество масс!»
Пожалуй, наибольшее скопление молодых и активных посетителей наблюдалось на экспозиции «Вело-синема» Вячеслава Белова. Проект объединяет три самых ярких достижения XIX века - электричество, лампочку и кинематограф. Гости праздника могут, покрутив педали велосипеда, соединенного с динамо-машиной, выработать электричество для демонстрации фильма о световых метаморфозах Самары.
На центральной площадке вне конкурса представлена эффектная композиция «Праздник света», представляющая собой комплексный электронный фейерверк из четырех фигур. Центральная - шар диаметром 6 метров, вокруг которого размещены три световых фонтана высотой 3 м и диаметром 2 м каждый. Целью создателей проекта было остановить мгновение красоты салютов и красочных фейерверков, которые вызывают восхищение у всех людей.
На верхней площадке парка знаменитый фонтан с детьми получил новый облик благодаря разноцветным подводным огням. Рядом в синем сиянии расположилось большое световое панно «Светлый город», демонстрирующее световые проекты, реализованные в Самаре за последние 8 лет. Любой посетитель может оценить, насколько каждый из проектов делает наш город светлее, подчеркивает красоту его архитектурных достопримечательностей.
На вечер 14 сентября намечена презентация очередного монументального светового проекта - подсветки здания Самарского областного художественного музея, имитирующей погружение здания под воду. Впервые такой эффект был продемонстрирован на международной выставке во Франкфурте-на-Майне в 2006 году.
Вечером 15 сентября в Струковском саду состоится награждение конкурсантов. Обладатель гран-при фестиваля будет удостоен поездки на Фестиваль Света в Лион. Закончится праздник грандиозным рок-концертом и, конечно, фейерверком.
Алексей Сергушкин, SAMRU.RU