Новости недвижимости
|
|
Дмитрий ЛАКОЦЕНИН: «Мы обращаемся в прокуратуру, чтобы сохранить памятники культуры»Проблема сохранения культурного наследия давно и прочно заняла свое место в средствах массовой информации Самарской области. Недавно эта тема получила новое развитие: Репортеру стало известно, что Самарское управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникации, связи и охраны культурного наследия обратилось с письмом в областную прокуратуру. За разъяснением Репортер обратился к руководителю управления Федеральной службы Дмитрию Лакоценину.
- Дмитрий Васильевич, что это за письмо в прокуратуру? С чем оно связано? Почему - вдруг?
- Мы готовим целый ряд обращений в прокуратуру по фактам нарушения законодательства в сфере охраны культурного наследия. Что вас конкретно интересует?
- Конкретно я как раз хотел узнать у вас. Все-таки по какому поводу оно написано? Вы уже отправили его?
- Нет еще, сейчас добавляются последние штрихи. Пока же мы направили в прокуратуру запрос по поводу приказов областного министерства культуры и молодежной политики. Нам для определения нашей стратегии нужно выяснить, кто же у нас союзник в этом вопросе, нужно знать позицию прокуратуры, как они рассматривают эти законодательные акты.
- Какие приказы и акты Вы имеете в виду?
- Прежде всего - об утверждении государственных списков памятников регионального значения.
- Вы оспариваете эти списки?
- Мы их не оспариваем. Мы хотим знать, что подаем материалы не просто ради буквы закона, мы хотим, чтобы от этого была польза нашему общему делу - сохранению культурного наследия. Начиная с 2006 года вышло уже несколько приказов министерства культуры и молодежной политики о памятниках, и нас интересует, почему до сих пор давно подготовленный проект постановления губернатора не дошел до адресата и, следовательно, губернатором не подписан. А время-то идет, памятники стареют, иногда исчезают в результате насильственных действий. Тот же дом №44 на Вилоновской. Почему он попал в частные руки без обременения и уничтожен?
- Не первый год идет разговор о том, что у нас не подписан губернатором список памятников федерального значения, а раз так, то он и не имеет законной силы. Между тем, идет приватизация исторических памятников, которые по существу не являются субъектами права. Как такое возможно?
- Речь, видимо, идет о разных позициях. Государственный реестр - это одно, асписок федеральных памятников - это другое. И к тому, и к другому правительство Самарской области отношения совершенно не имеет. Третье - это списки памятников регионального и местного значения, которые должны быть утверждены постановлением правительства и распоряжением губернатора. Именно эти списки отсутствуют. В наличии мы имеем. Только приказы по министерству культуры и молодежной политики Самарской области об утверждении государственного списка объектов культурного наследия регионального значения на территории Самарской области. На наш взгляд, работа, которая проводится министерством культуры, конечно, важна, но юридической силы данные приказы не имеют. И если недобросовестный пользователь и застройщик снесет "списочный" памятник, который он приватизировал, то никаких последствий для него не будет. По крайней мере, так утверждают сотрудники прокуратуры Самарской области.
- В России исторические памятники находятся под зашитой 73-го Федерального закона до недавнего времени отсутствовал механизм его исполнения. Существует ли он теперь?
- Ксожалению, 73-й Закон, один из важных законов, с юридической точки зрения мало проработан. Есть закон - должны быть подзаконные акты, которых на сегодняшний день нет. Но буквально на днях я созванивался с центральным аппаратом нашей федеральной службы, где мне сказали, что в Правительство РФ поданы три подзаконных акта из общего числа, которые находятся на согласовании, к концу месяца их обещают утвердить. Эти акты касаются как раз "открытых" мест, проведения строительных работ на объектах, охранных зон и ряда других вопросов.
- Для того, чтобы памятник стал объектом права, он должен иметь соответствующий пакет документов. Такие пакеты есть?
- Пакеты документов должны быть обязательно. Но их пока нет. Даже те здания, которые уже находятся в собственности (Дом Курлиной, Театр драмы, бывший Волго-Камский банк и некоторые другие), не имеют полных, нормальных пакетов документов. Хотя требования к этим пакетам были достаточно полно сформулированы 203-м Постановлением еще в конце прошлого века.
- Какие основные документы входят в этот пакет?
-Паспорт, охранное обязательство, обмерная фиксация и т.д. Сейчас такая документация отсутствует даже на памятники федерального значения, которые утверждены указами президента.
- Сейчас идет процесс приватизации памятников, объявлен, во всяком случае. И некоторые объекты уже стали жертвами этого процесса. Свежие примеры: дом Аржанова по ул. Фрунзе, 128, дом 44 на Вилоновской... Как можно защитить памятники от разрушения, или такого способа нет?
- Памятники, которые приобретаются в собственность, по закону должны иметь обременение, должно быть охранное обязательство.
- На каком же основании эти дома снесли?
- Каждый дом имеет свою историю. Здание 128 на ул. Фрунзе-памятник регионального значения, предусматривалась его реконструкция после сноса. Наша позиция: этот чудовищный монстр, который пугает старушек пустыми глазницами окон, надо просто снести и восстановить в первоначальном виде. Это реально - сохранились даже кирпичи. Это будет соответствовать действующему законодательству. Сейчас же это место просто "застолбили" этим двух с половиной этажным сооружением, которое все равно в дальнейшем снесут и построят какую-нибудь 30-этажную высотку. Дом 44 по Вилоновской тоже надо восстановить.
- Вы считаете, это возможно?
- Обязательно. За произвол следует наказывать рублем. Надо создавать прецедент.
- Много лет говорилось и о том, что строительство в центре города велось хаотично, без генерального плана застройки...
- Оно и сейчас ведется хаотично.
- В связи с этим высказывались мнения о том, чтобы объявить временный мораторий на строительство в центральной части Самары. Вы считаете, это реально?
- Вообще, мысль замечательная. По этому вопросу на первых городских слушаниях выступила депутат Гордумы Алла Сергеевна Демина- в защиту набережной Волга. Она очень четко и лаконично изложила наше общее понимание этой проблемы. Да, строить вдоль набережной и в центре можно, нельзя препятствовать развитию города, но нужно сначала принять единую концепцию застройки. Если же этого не сделать, появятся не объединенные общим планом постройки, и мы будем иметь полную картину бардака на набережной, то есть потеряем лицо - фасад города с Волги.
- Мы уже его потеряли...
- Частично - да. Эти чудовищные высотки, которые еще неизвестно как будут выглядеть через несколько лет при нашем ползучем грунте, заслонили город со стороны Волги. Сейчас нужны срочные меры, чтобы предотвратить дальнейшую анархию в застройке. Но главное, разумеется, защитить то, что еще осталось. Поэтому для утверждения списков нужно силовое, волевое решение, и оно должно быть принято в максимально короткий срок. У нас сейчас числятся 483 "недвижимых памятника культуры", из них 57 - федерального и 426 регионального значения.
- Какие из них, по-вашему, подвергаются наибольшей угрозе в ближайшее время?
- Нас особенно тревожит судьба полусгоревшего дома Мясникова по улице Куйбышева, 104. В ближайшее время выйдем с проверкой на данный объект. Беспокоит и состояние дома по ул. Алексея Толстого, 3. Это великолепное здание с замечательной лепниной
находится сейчас в собственности Самарской области, обнесено забором и вот уже десять лет тихо умирает. Примерно в таком же положении находятся здания на ул. Алексея Толстого, 30 и на Пионерской, 22, где предполагается в непосредственной близости строительство нового здания УФСБ. Там уже уничтожены внутридворовые постройки из хорошего красного кирпича, и как усадьба этот объект уже перестал существовать.
Должен подчеркнуть, что федеральные памятники не подлежат продаже, они могут быть только сданы в аренду с обязательным обременением. А мы имеем факты государственной регистрации права на собственность, когда некие ООО приобретают эти здания с незарегистрированным обременением и производят переоборудование внутренних помещений. Причем эти свидетельства о государственной регистрации датированы маем 2007 года. Такие примеры мы видим везде. Вот, пожалуйста, село Алексеевка - два здания: опять же государственная регистрация 2007 года, и опять обременение не зарегистрировано. То же самое со зданием синагоги, где раньше был хлебозавод. Это тоже федеральная собственность, переданная в пользование одной из еврейских общин, и в течение десяти лет, что подтверждается актами проверок, находится в плачевном состоянии, а вложенные в реставрацию немалые средства исчезли бесследно. Согласно актам, там было сделано освещение, отопление и проведены другие работы, а мы видим незастекленные окна, разрушенные полы... Были возбуждены уголовные дела Самарским РОВД, но концов, видимо, не нашли. Мы в январе этого года отреагировали на заявления граждан и вынесли предписание о приостановлении работ, которые проводили там без разрешения, без всякого обоснования. Эти "специалисты" спилили там опорные балки, швеллеры, и тем самым поставили здание под угрозу обрушения. Обычная, кстати, тактика - разрушить до основания, а затем построить что-нибудь новое по своему вкусу и потребностям.
Все эти и многие другие факты вызывают у нас опасения, этим и обусловлены те письма, которые мы сейчас готовим в прокуратуру Самарской области, чтобы она приняла меры.
Юрий ХМЕЛЬНИЦКИЙ, «Репортер» 22.02.2008 |
26 ноября 2:29
© 2006 - 2024 г. Самара |
Раздел Дом - информация для владельцев недвижимости, дольщиков, инвесторов, риэлторов, строителей и архитекторов, словом для тех, кто тем или иным образом связан с недвижимостью в Самаре.
Раздел Дом: новости, советы по строительству, ремонту и дизайну. Объявления: по аренде и продаже квартир (комнат) в Самаре; продажа домов, коттеджей и земельных участков. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |