Самые частые причины поломок культиваторов - неправильная эксплуатация механизма или залив некачественного бензина или масла.
Как правило, чаще всего культиваторы ломаются из-за неумения хозяев эксплуатировать такую технику и элементарного нежелания читать инструкции.
«Наиболее частые поломки происходят из-за некачественного бензина, - рассказал директор ООО «Самара Техсервис» Сергей Калмыков. - Как результат - засоряется карбюратор и перестает заводиться двигатель. Своими силами человек не починит такую поломку, поэтому лучше везти культиватор в сервисный центр. Я сейчас даже не могу посоветовать заправку, в которой стоило бы точно покупать качественное топливо для культиватора - повсеместно в бензине много парафина и октана, поэтому-то так часты поломки». «Действительно, основная проблема, с которой к нам приходят владельцы садовых культиваторов всех типов - в поломках двигателя из-за низкого качества топлива», - согласен с коллегой директор центра по ремонту и продаже садовой техники в Самаре «БензоЦентр» Алексей Савинов.
Вдобавок, по мнению опрошенных экспертов, беда потребителей в том, что они не читают инструкции по эксплуатации. Из-за чего, как они считают, проистекает большинство неприятностей с купленной техникой. «Покупатели не открывают инструкцию перед запуском техники, если бы читали, может быть, все было бы хорошо, - считает Калмыков. - И, как результат невежества - например, заливают масло не той марки, что указана, или держат его на низком уровне».
«Неприспособленный по мощности к целине культиватор используют на жестком грунте, - добавляет Савинов. - Например, пласт, в который культиватором надо заходить на половину ножей, его сразу пускают на полную мощность и нагрузка редуктора идет незапланированная, из-за чего он выходит из строя (если это редукторная модель) или «летят» ремни (если это модель с ременной цепной передачей)».
Отметим, что для самарской почвы лучше всего брать модели с дисковым сцеплением и шестеренчатым редуктором. Если же участок вообще ни разу не паханный, то с цепным редуктором.
Что касается выбора конкретного производителя, то здесь можно брать и импортную и отечественную модель. Однако лучше всего остановиться на той компании, которая работает на этом рынке не менее 10 лет - тогда гарантия того, что культиватор проработает дольше, больше. Очень рекомендуют российскую продукцию «Мобил К», китайский CHAMPION, корейский HYUNDAI, немецко-китайский Huter.
При этом эксперты единогласно сознались, что техника, купленная в больших супермаркетах и торговых центрах, не слишком надежна.
«Многое зависит от того, где человек купил эту технику, - отметил Калмыков. - В ТЦ или в профессиональном центре. В последних продается только спецтехника, в них есть консультанты с сертификатами - и это не просто менеджер, а специалист, который может хорошо объяснить покупателю, исходя из его финансовых возможностей, величины участка и качества почвы на нем, какую технику ему нужно купить — четырехтактную или менее мощную, с какой передачей, какого класса. Разница, как вы понимаете, большая - и в цене и в проблемах с ремонтом».
«Модели, которые люди покупают в больших ТЦ, то есть не в специализированных магазинах - как правило, самые дешевые культиваторы, которые в принципе починке не подлежат, - добавляет Савинов. - Не нужно покупать одноразовую технику, к тому же не слишком дешевую. Лучше брать проверенные временем модели. Они даже при не очень опытном пользователе достаточно надежны, к тому же у них хороший допуск запчастей по ГОСТу, вдобавок всегда запчасти или уже есть в Самаре, либо в течение недели они приходят по запросу. И третье - стоимость запчастей таких марок по сравнению с общей стоимостью культиватора довольно-таки небольшая».
Вообще запчасти для садовых культиваторов за последние полтора года подорожали намного. «То, что раньше стоило 700 рублей, сейчас стоит 2-2,5 тысячи, - признался Калмыков. - И запчасти, и, конечно, культиваторы подорожали. Однако дешевле починить, чем купить новый. Мы, конечно, стараемся цены не поднимать стремительно - понятно, что немногие наши клиенты уж очень состоятельные люди». «Сейчас запчасти дорожают ежемесячно, как только курс валют меняется, - отметил Савинов. - Если же говорить о средней стоимости ремонта, то при минимальной поломке она составляет примерно 2-2,5 тысячи рублей. Практика показывает, что если стоимость ремонта меньше 50 процентов стоимости культиватора, то его стоит чинить. Опять же все зависит от марки и модели культиватора - чем сложнее техника, тем она надежнее (лучше защищена)». Вообще эксперты отметили, что ежегодно количество ремонтируемых садовых культиваторов в Самаре растет на 25-30%.
Лучше, конечно, принести на профилактику и ремонт садовую технику заранее. Например, сейчас самое подходящее для этого время - и запчасти еще есть «старого» относительно недорогого запаса, и скидки действуют, и до посевной еще пару месяцев. Кроме того, именно сейчас в сервис-центрах есть возможность «повозиться» с каждым клиентом - объяснить ему, что он делает неправильно, выписать на листочек инструкции по обращению с этой конкретной моделью, проинструктировать перед выездом «в поле».
Рекомендации. Новый мотокультиватор нужно обкатать - мотор должен выработать на холостых оборотах не менее бака бензина. Перед посевной нужно проверить уровень масла и отрегулировать по-новому, сделав несколько пробных заходов на почве. После работы нужно оставить немного бензина в баке - чтобы не заржавел. Не перегревать мотор, а после работы стряхнуть почву и протереть технику. В случае поломки - тут же обратиться в сервис-центр и не заниматься «самолечением», в этом случае культиватор прослужит долго и без поломок.