Новости компаний Самары
|
|
ВАЗ едет к кризису. Группа «АвтоВАЗ» начинает пожинать плоды роста цен на свою продукциюУровень спроса на вазовскую продукцию в июне-июле резко снизился, что привело к появлению нераспроданного остатка в 70 тысяч автомобилей. Этому способствовало также значительное повышение цен на автомобили, которое в этом "оду проходило уже трижды. Но на ВАЗе говорить о начале кризиса затоваривания не хотят. В минувшую пятницу состоялась встреча представителей ОАО "АвтоВАЗ" и сбытовой сети, на которой обсуждалась проблема кризиса продаж. По информации СО, в работе совещания приняли участие компании-дистрибьюторы и представители дилеров. Вопросов, рассмотренных в ходе работы форума, было несколько, но их суть сводилась к нарождающемуся очередному сбытовому кризису. Как рассказал СО генеральный директор Международной ассоциации дилеров ВАЗа Юрий Целиков, в настоящее время наблюдается затоваривание площадок сбытовых подразделений автозавода, уже накопивших порядка 70 тысяч нереализованных автомобилей. По мнению Целикова, это объясняется сезонным спадом продаж, который происходит каждый год. Однако менеджер не исключает, что положение осложнено ростом производства на автозаводе и увеличением отпускных цен, которые ВАЗ в этом году индексировал уже трижды. В данной ситуации сбытовая сеть может не справиться с сезонным падением спроса, потому что вернуть интерес к автомобилям осенью, когда продажи оживляются, будет сложно. Отпускные цены по всему модельному ряду автозавод в среднем поднял в январе на 1,87%, в мае на 1,6% и в июне на 1,5%. В итоге цены на автомобили с начала года выросли на 10-15 тысяч рублей в зависимости от модели. Затем цены индексировали дилеры, что позволяла благоприятная конъюнктура рынка. Появление признаков затоваривания в тот момент, когда автозавод налаживает отношение с концерном Renault и берет на себя дополнительные социальные обязательства по повышению зарплат работникам, для него совершенно несвоевременно. Если масштабы кризиса начнут расти, выходом из положения могут стать крайние меры -вплоть до сокращения штата сотрудников и резкого сокращения выпуска. Руководитель отдела маркетинга ОАО "Самара-Лада" Ольга Толстинева отмечает тенденцию снижения объемов реализации. По мнению Толстиневой, на ситуацию повлияли не только цены, но и общая насыщенность рынка. Руководитель одной из самарских дилерских компаний более категоричен в высказываниях и утверждает, что в июле продажи автомобилей остановились практически у всех компаний. По его словам, если сравнить нынешний уровень продаж с прошлогодним, разница будет очень значительная. "Тогда каждый автовоз, еще не доехав из Тольятти до салона, считался наполовину распроданным. При этом июль действительно считается "мертвым" месяцем для реализации машин, но чтобы торговля встала, такого не было никогда. Мы пошли на снижение цен, доведя свою маржу почти до нуля. Сейчас в наличии автомобили любых марок, любых расцветок, любых комплектаций, чего раньше не было. Выходом из положения пока остается работа с корпоративными клиентами. Надеемся, что ситуацию исправят осенью сельхозпроизводители, которые после уборки урожая приедут покупать машины. Но до сентября еще надо дожить", - комментирует источник. По словам главного менеджера ОАО "Уфа-АвтоВАЗ" Рената Галлямова, по его предприятию объемы реализации автомобилей снизились примерно на 25%. По данным Галлямова, в июне прошлого года "Уфа-АвтоВАЗ" реализовал 600 автомобилей, а в июне этого года - 440. Показатели июля уже говорят об отставании от графика продаж на 80 автомобилей, что для компании Галлямова является существенным. "Будем искать пути выхода из положения в привлечении внимания покупателей про-мо-акциями, предложениями по кредитам, страхованию и т.д.", - говорит Ренат Галлямов. В екатеринбургском филиале компании "Элекс-полюс" СО также подтвердили факт снижения продаж. Начальник отдела реализации Евгений Щипачев оценивает его в 10% и отмечает, что практически пропал интерес покупателей к классическим моделям "Лада". По словам представителей дилерских компаний, совещание, которое прошло в минувшую пятницу на ВАЗе, конкретных решений не принесло. Юрий Целиков сообщил СО, что, как обычно, автозавод "пожурил сбытовиков, напомнив им о необходимости обеспечения высоких объемов продаж". Генеральный директор ООО "Гэмбл" Игорь Нагорнов отметил, что стороны обсудили методы борьбы с "серыми" дилерами, которые также влияют на показатель продаж. Официальных комментариев относительно складывающейся ситуации на самом ВАЗе СО получить на момент сдачи номера не удалось. По словам источника, знакомого с ситуацией, на заводе пока особых проблем со сбытом машин не видят. Представитель ВАЗа оценил скопившийся запас автомобилей в 60-62 тысячи, что "не является критичной отметкой, а говорит о стабильном летнем графике". "Сбыт автомобилей, который демонстрировала сеть во втором полугодии 2007 года, был рекордным за всю новейшую историю автозавода, поэтому сравнивать нынешние показатели с прошлогодними не совсем правильно", - считает источник. Вернулись к затовариванию
Проблемы сбыта своих автомобилей ВАЗ испытывал уже неоднократно.
Впервые с этой проблемой автозавод столкнулся в 1998 году. Тогда проблему решил августовский кризис. Резкий скачок доллара сделал иномарки недоступными для большинства россиян. В 2002 году, когда на торговых площадках дилеров скопилось 80 тысяч автомобилей, руководство автозавода остановило конвейер с 26 октября по 9 ноября. В конце 2002 года конвейер опять был остановлен на новогодние каникулы. В результате этих мер ВАЗ выпустил на 30 тысяч автомобилей меньше плана, что решило проблему затоваривания. Но она вновь возникла в 2003 году. Главной причиной в тот момент называлось рекордное количество ввезенных в страну иномарок. Прежнее руководство ВАЗа решило проблему за счет имевшихся связей с тольяттинскими банкирами, которые в срочном порядке выделили автозаводу кредиты. Самая сложная ситуация со сбытом машин сложилась на рубеже 2006-2007 годов, когда непроданными простаивали 110-120 тысяч автомобилей.
Обрежут дилеров
Если дилеры не смогут продавать все автомобили, поставляемые им §§ по выделенным квотам, ВАЗ пойдет на их сокращение. Высвободившиеся при этом машины будут реализованы в других регионах.
Как комментирует Юрий Целиков, ВАЗу необходимо сделать распределение автомобилей "более честным". Сегодня основной поток идет в сторону Москвы, откуда продукция ВАЗа распределяется по регионам. Ранее эту роль играл Тольятти. "Если московские компании не выбирают свои квоты, то им за это практически ничего не бывает. Если же взять любого регионального дилера, то ему фазу урежут квоты", - отмечает гендиректор МАД. Такую же точку зрения высказали СО и в ряде компаний. По словам главного менеджера ОАО "УФА-АвтоВАЗ" Рената Галля-мова, урезания квот могут быть очень серьезными, к примеру, с 700 до 500 автомобилей в месяц. При этом автозавод мало волнуют проблемы сбытовиков, главное требование - продажа автомобилей. Источник на ВАЗе говорит, что в случае урезания квот эти машины будут реализованы в другом регионе, исходя из складывающейся сбытовой обстановки. К примеру, если машины не продаются в Уральском регионе, то они могут найти своего покупателя в Краснодарском крае и т.д.
Не спешат маневрировать
ОАО "АвтоВАЗ" заключило контракты на поставку стали до конца года и планирует в августе выпустить дополнительно 3 348 автомобилей и автокомплектов.
Автомобили будут изготовлены в субботние дни, 2,9,16,23 и 30 августа, которые на заводе объявлены рабочими. Заключение автозаводом контрактов на поставку стали по фиксированным ценам должно позитивно сказаться на цене готовой продукции. Старший вице-президент по производству ОАО "АвтоВАЗ" Виталий Вильчик 29 июля заявил в интервью корпоративной газете "Волжский автостроитель" о намерении договориться с крупнейшими российскими металлургическими компаниями о заключении контрактов по фиксированным ценам на срок до конца 2009 года. Крупнейшими поставщиками стали на ВАЗ являются ОАО "Северсталь" (около 60%), а также ОАО НЛМК и ОАО ММК.
Юрий ЦЕЛИКОВ,
генеральный директор Международной ассоциации дилеров ОАО "АвтоВАЗ "
- Я не присутствовал на совещании в прошлую пятницу, но знаю, что оно было посвящено работе отдела региональных продаж (ОРП) ВАЗа. Это очередное подведение итогов, или, если можно так сказать, "оперативка". Ситуация со сбытом автомобилей в настоящее время непростая. Наряду с сезонностью спроса, который в данный момент упал, и это происходит каждый год, на продажах сказались рост отпускных цен и рост производства. По нашим данным, на площадках дилеров скопилось порядка 70 тысяч нереализованных автомобилей. В прошлом году в это время ситуация была лучше. На мой взгляд, автозаводу необходимо пересмотреть политику распределения машин и сделать ее более честной. Сейчас основная ставка делается на Москву, через которую идет реализация автомобилей по регионам. Ранее эта работа строилась через Тольятти. Однако если московские компании не справляются со сбытом, то в их отношении мер не принимается, и, наоборот, если региональные дилеры не укладываются в квоты, автозавод им их урезает.
Ренат ГАЛЛЯМОВ,
главный менеджер ОАО "УФА-АвтоВАЗ"
- ОАО "АвтоВАЗ" с начала года повышало цены три раза. Это сказалось на сбыте автомобилей. В настоящее время наблюдается снижение реализации машин в целом на четверть . по сравнению с летом прошлого года. Позиция ВАЗа по вопросу сбыта достаточно жесткая. Если компания не справляется со сбытом, автозавод может урезать дилеру квоты.
Алексей ПОЛЕВ,
старший менеджер ГК "Элекс-Полюс" (Москва)
- Мы не ощутили на себе проблем со сбытом. За последние три года серьезной разницы между продажами весной, летом и осенью мы не отмечаем, хотя раньше такое наблюдалось. "Элекс-Полюс" работает на рекомендуемых ВАЗом ценах, а с проблемами сбыта сталкиваются компании, которые значительно накручивают стоимость. Таких немало. Что касается совещания, которое прошло на ВАЗе, то его мне комментировать сложно.
Игорь СУВОРОВ,
менеджер по продажам ОАО "Симбирск-Лада"
- За последние два месяца у нас снижение продаж составило порядка 30% по сравнению с прошлым годом. Снижение продолжается по всему модельному ряду. Мы анализируем ситуацию и пытаемся найти выход. Однозначных объяснений такого падения спроса у нас нет. Это и сезонность, и роет цен на автомобили. Будем, наверное, пытаться снижать цены.
Севастьян КОЗИЦЫН,
аналитик ИК "Брокеркредитсервис"
- Проблемы со сбытом характерны не только для ОАО "АвтоВАЗ", но и для производителей автомобилей во всем мире. Это сезонность и рост цен на продукцию. Названное количество нереализованных автомобилей для ВАЗа не критично, у него были ситуации и посерьезнее. Думаю, что по итогам этого года предприятие сможет распродать появившиеся сегодня запасы. Тем не менее автозаводу необходимо скорее внедрять новую платформу.
Игорь КРАЕВСКИЙ,
старший аналитик ИГ "Антанта Пиоглобал "
- Осложнение ситуации со сбытом автомобилей "Лада" наблюдается после роста продаж, который был в январе-мае. На ситуацию, безусловно, повлияла сезонность, но также и рост цен. Автозаводу пришлось это сделать из-за роста стоимости металла. Кроме того, можно сказать, что ВАЗ наконец-то ощутил на себе конкурентное давление со стороны производителей иномарок, которые наладили сборку в России. К примеру, продукция ВАЗа укладывается в ценовую категорию до $13 тысяч, но сегодня на рынке существует масса предложений по бюджетным иномаркам до $15-17 тысяч. Рост доходов населения играет против ВАЗа и его продукции. Потребитель рублем голосует за иностранного производителя, а Тольяттинский автозавод сталкивается с проблемой сбыта. На мой взгляд, ВАЗу необходимо ускорить внедрение новых автомобилей, кардинально улучшить качество и потребительские свойства своей продукции. На это уйдет пара лет, но Другого выхода из положения не существует. С нынешней своей продукцией ОАО "АвтоВАЗ" неконкурентоспособен.
Василий Лямин, «СО» 31.07.2008 |
24 ноября 11:24
© 2006 - 2024 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |