Федеральная налоговая служба (ФНС) намерена инициировать появление в Уголовном кодексе статей, преследующих руководителей "мертвых" юридических лиц, не сдающих налоговую отчетность и имеющих долги перед бюджетом. В ФНС не скрывают, что позиция службы прямо противоположна концепции Высшего арбитражного суда (ВАС). Пленум суда в декабре установил, что ФНС должна ликвидировать несуществующие компании в административном порядке, ФНС утверждает, что решение открывает путь новому поколению налоговых схем.
Уголовное наказание для руководителей фирм-должников ФНС предлагает ввести за нарушение сроков представления отчетности и за"неисполнение обязанности по добровольной ликвидации юрлица или по направлению в суд заявления о признании должника банкротом". Как сообщили в ФНС "Интерфаксу", на 1 октября 2006 года отчетность не сдало (задержка год и более) 1,175 млн организаций. Их общая задолженность перед бюджетом составляет 195 млрд руб.
Теоретически появление в УК статьи, преследующей несвоевременную и систематическую несдачу отчетности, должно было бы обеспокоить значительную часть бухгалтеров России, впрочем, в ФНС подчеркивают, что речь идет о "мертвых" компаниях, являющихся должниками бюджета. Таких, по оценке ФНС, в России 315 тыс. Остальные - компании, которые не ведут деятельность и бюджету ничего не должны.
Свою инициативу налоговики связывают с появлением постановления пленума ВАС от 20 декабря 2006 года о банкротстве отсутствующих должников. Суд установил, что налоговые органы должны ликвидировать недействующие компании в административном порядке (исключением из реестра юрлиц) даже при наличии налоговых долгов. В ФНС заявляют, что это разъяснение противоречит законодательству и что недействующие фирмы с долгами, превышающими пока не определенный уровень, следует ликвидировать через судебную процедуру банкротства. Поскольку повлиять на позицию ВАС налоговая служба не в силах, она и решила дополнить УК новыми статьями.
"Массовое исключение компаний-должников из госреестра при отсутствии уголовной ответственности за ’оставление’ юридического лица приведет к созданию и использованию недобросовестными налогоплательщиками схем по уклонению от уплаты обязательных платежей в бюджет",- заявил Ъ представитель ФНС.
В Высшем арбитражном суде с упреками в нарушении законодательства не согласны. Начальник управления законодательства ВАС Дмитрий Дедов напомнил Ъ, что именно налоговая служба с 2002 по 2005 год лоббировала принятие поправок в закон о госрегистрации юридических лиц про упрощенную ликвидацию "брошенных" компаний. Налоговики тогда утверждали, что судебная ликвидация 1 млн "мертвых" юрлиц заняла бы у них 15 лет и потребовала бы 30 млрд руб. бюджетных средств.
"В 2005 году эти поправки были приняты, однако ФНС изменила свою позицию и сейчас заваливает суды десятками тысяч заявлений о возбуждении дела о банкротстве отсутствующего должника",- говорит господин Дедов. (По информации ФНС, на 1 января 2007 года налоговые органы направили в суды 72,5 тыс. заявлений.-Ъ.)
"Мало того что налоговики перегружают суды - они еще и получают из бюджета финансирование на оплату услуг выбираемых ими же арбитражных управляющих (15-20 тыс. руб. по каждому делу). Имущество отсутствующего должника при этом находится лишь в 1% случаев",- отмечает представитель ВАС, называющий такую ситуацию "фарсом". По его словам, глава ВАС Антон Иванов недавно доложил о ситуации Владимиру Путину и получил в ходе этой встречи "политическую поддержку своей позиции".
Введение уголовного наказания за непредоставление отчетности Дмитрий Дедов называет "несправедливой и излишней" мерой. С ним, впрочем, согласно большинство юристов-экспертов. "Уголовное наказание наступает за неуплату налогов - зачем вводить его еще и за неподачу отчетности?" - недоумевает директор юридического департамента ЗАО "Правовые консультации" Наталья Рябова. По ее словам, на балансе неработающей организации, как правило, ничего нет, так что получить с нее хоть что-нибудь в процессе банкротства налоговикам не удастся. Начальник отдела регистрационных услуг юрфирмы "Частное право" Андрей Кревушин также считает новацию ФНС малоэффективной. "В случае ее введения пострадают в основном подставные физические лица, на которых мошенники регистрируют однодневки",- сказал Ъ юрист. В целом специалисты по налоговому планированию, опрошенные Ъ, говорят, что подавляющее большинство однодневок зарегистрированы на документы людей, не имеющих к этим юридическим лицам никакого отношения - таким образом, наказывать в уголовном порядке "за отчетность" ФНС будет почти некого.
ВАДИМ Ъ-ВИСЛОГУЗОВ
Как ФНС боролась с однодневками
Наступление на однодневки стало одним из главных направлений деятельности ФНС в ушедшем 2006 году. В начале года ФНС направила российским банкам черные списки адресов массовой регистрации фирм. ФНС предложила банкам отказывать в открытии счетов организациям, "прописанным" по указанным в списке адресам. Хотя официального статуса у перечня не было, некоторые банки взяли на вооружение рекомендации.
В марте 2006 года глава ФНС Анатолий Сердюков объявил о необходимости внести в законодательство поправки об увеличении срока регистрации юридических лиц (сейчас он равен пяти дням). Предложено повысить требования к минимальному уровню уставного капитала учреждаемых компаний. Также в марте 2006 года объявлено о подготовке ФНС законопроекта, предоставляющего налоговикам право приостанавливать правоспособность юридических лиц, которые не находятся по адресу, заявленному ими в регистрационных документах.
Ни одна из названных законодательных инициатив ФНС развития не получила, и ФНС вернулась к "точечным" ударам по однодневкам. В ноябре 2006 года управление ФНС по городу Москве опубликовало черный список десяти дисквалифицированных граждан и 3,5 тыс. созданных ими фирм. Согласно законодательству, участникам списка ФНС в течение трех лет запрещено руководить компаниями, а зарегистрированным ими фирмам налоговики обещают создать "максимальные трудности". "Ъ"