Федеральная служба по финансовым рынкам впервые подала иск об аннулировании лицензий 22 негосударственных пенсионных фондов: эти фонды не предоставляли отчетности более двух лет. Однако список ими не ограничивается: ФСФР готовит для рынка еще несколько крупных зачисток.
Как заявил вчера замруководителя ФСФР Владимир Гусаков, служба приняла решение о подачи иска об аннулировании лицензий 22 НПФ. Месяц назад были приостановлены лицензии у 23 НПФ в связи с тем, что фонды на выполняли требования по предоставлению регулярной отчетности с конца 2004 года (см. Ъ от 15 ноября). "Эти фонды были ’мертвыми’, однако один из них проснулся и предоставил отчетность. Поэтому мы отзываем лицензии у 22 фондов",- отметил Владимир Гусаков. По словам замруководителя управления контроля над коллективными инвестициями ФСФР Александра Бескровного, "после того как фонды проигнорировали требование о приведении своей деятельности в соответствие с лицензионными требованиями в 20-дневный срок, мы были обязаны обратиться в суд"
По данным ФСФР, иски об отзыве лицензий поданы в отношении НПФ "Микомс+", Городской фонд пенсионного обеспечения, "Весна", Столичный фонд пенсионного обеспечения, "Полярный", "Достоинство", "Покровитель", "Гарантия будущего", "Защита", "Окский", "Регион-пенфо", "Связист", Первый республиканский НПФ, "Союзный", "Крона", Инвестиционно-сберегательный ПФ, "Партнер", "Профессиональный пенсионный альянс", "Пенсионные сбережения", Мордовский НПФ, "Урал", Первый пенсионный фонд Ингушетии
Это первый случай обращения ФСФР в судебные инстанции с требованием отзыва лицензий участников пенсионного рынка. Неудачные попытки отзыва лицензий НПФ через суд предпринимались в конце 90-х предыдущим регулятором этого рынка - Инспекцией НПФ при Минтруда. "Тогда иски не были приняты к рассмотрению судами из-за процессуальных неточностей",- заявил президент НПФ НАПФ Игорь Коржов. Тем не менее строгих мер к "мертвым душам" от ФСФР участники рынка пенсионных накоплений ожидали давно. "ФСФР начала выполнять свои обязанности по регулированию рынка,- отметила президент НПФ Сбербанка Галина Морозова.- Это мертвые фонды, которые не выполняют своих функций, так что такого шага следовало ожидать давно". А президент НПФ "Норильский никель" Сергей Кабалкин убежден, что фонды-нарушители "давно не работают, просто их учредители предпочли не проходить сложную процедуру закрытия НПФ как юридического лица"
При этом Александр Бескровный сообщил Ъ, что ФСФР не намерена останавливаться на достигнутом: "В ближайшее время можно ожидать еще несколько карательных мер к фондам, которые нарушают то или иное лицензионное требование". "Отработав процедуру лишения лицензии на мертвых фондах, впоследствии ФСФР сможет применять ее в отношении неблагополучных НПФ",- считает Сергей Кабалкин. Так, в России зарегистрировано 337 НПФ, однако отчитываются перед регулятором только 260 из них. Так что, по словам участников рынка, только за непредоставление отчетности ФСФР может лишить лицензии еще 55 фондов. Еще одним поводом к отзыву лицензий может послужить невыполнение НПФ лицензионных требований по размеру имущества для обеспечения уставной деятельности (минимум 3 млн руб.). НПФ, не удовлетворяющих этому требованию, порядка 25. Таким образом, еще 70 НПФ могут остаться без лицензии. "До сотни фондов сейчас либо вообще не работают, либо изображают видимость работы,- отмечает вице-президент НПФ ’ЛУКОЙЛ-Гарант’ Сергей Эрлиг.- И лишение их лицензий позволит очистить рынок, сделав его более прозрачным для потребителей".
АЛЕКСЕЙ Ъ-ЛАМПСИ