Вчера на заседании согласительной комиссии по разработке проекта бюджета Самарской области на 2007 год было объявлено о том, что Самара не получит субвенции на образование в размере 1 млрд 317 млн рублей. Это заявление представителей облправительства стало неприятным сюрпризом для властей города. Фактически оно означает серьезное ограничение административного и финансового ресурсов мэра города Виктора Тархова.
Вчера в Самаре прошло очередное заседание согласительной комиссии по доработке проекта бюджета региона на 2007 год (он принят в первом чтении). Представители губернской думы и облправительства обсуждали распределение расходов по статье «образование». На заседании представители администрации Самары с удивлением узнали, что не получат субвенции на образование в размере 1 млрд 317 млн рублей, которые перечислялись муниципалитету в прежние годы, а он в свою очередь переводил их на лицевые счета школ главным образом на выплаты зарплат педагогам. Ранее избранный в конце октября мэр города Виктор Тархов и его первый заместитель Сергей Арсентьев неоднократно говорили о том, что рассчитывают на эти средства, поскольку прежнее руководство города оставило им долги, да и в целом ситуация в Самаре такова, что никакие деньги лишними не будут. Присутствовавший на заседании согласительной комиссии министр образования области Валерий Путько пояснил, что отсутствие субвенций связано с созданием на территории Самары образовательного округа, что предусматривает финансирование школ города из регионального бюджета через казначейство, минуя муниципальный бюджет.
По оценке Сергея Арсентьева, отсутствие субвенций - «достаточно серьезная ошибка». По его словам, прежний глава города Георгий Лиманский не успел подписать документы о создании в городе образовательного округа, поскольку из облправительства они поступили лишь 22 сентября и до сих пор находятся в работе. «У нас просто отсутствуют какие-либо документы, которые будут основанием для исключения субвенций в местный бюджет», - сказал он. Чиновник полагает, что прежде чем решать следует ли в Самаре вступать в образовательный эксперимент, следует провести общественные слушания по этому вопросу, а их не было. Городские власти намерены разобраться в ситуации, чтобы понять насколько перспективными могут быть их попытки добиться пересмотра распределения средств областной казны.
Валерий Путько в свою очередь был удивлен тем, что новая администрация Самары не знает о подписанном ранее соглашении. По его словам, создание образовательного округа в Самаре - благо для педагогов города хотя бы потому, что их зарплаты в итоге вырастут, а деньги пойдут «непосредственно на организацию учебного процесса». «Применение подобной схемы позволит усилить контроль за расходованием бюджетных средств, предназначенных на оплату труда учителей и в особой степени за надтарифным фондом, который должен быть направлен только на зарплату, а не на выплату текущих расходов» - пояснил министр. Он отметил, что в настоящее время в школах, расположенных на территории городов и районов, где округа уже созданы «наблюдается существенный рост средней заработной платы учителей - до 60%». «Например, в школах Шенталинского района, входящих в Северный образовательный округ, заработная плата учителей достигает 12 тысяч рублей в месяц, - отметил он. - А вот в Самаре и Тольятти (их мэры лишь этим летом согласились на проведение на своей территории эксперимента - «Ъ») уровень средней зарплаты не превысил 8 тысячи рублей».
Необходимо отметить, что спор областных и городских властей о том, должна ли Самара получать субвенции на образование возникает третий год подряд. И каждый раз мэрии удавалось отстоять деньги именно на том основании, что областная столица не является образовательным округом. На этот раз, по оценке председателя комитета по образованию губернской думы Николая Мусаткина, «для Самары делать исключение никто не будет». По его мнению, вопрос имеет принципиальное значение: «Для администрации Самары эти деньги, конечно, не были бы лишними, они хотели бы поиметь такой куш». Деньги для Самары, чей бюджет в целом составляет порядка 5 млрд рублей, действительно окажутся не лишними. Тем более, что с 1 июля местная власть лишилась еще одного серьезно источника дохода: право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешло от муниципалитета к облправительству. Это, а сейчас еще и лишение субвенций на образование, можно рассматривать как серьезное ограничение административного и финансового ресурсов мэра города.Ъ
Алиса Александрова