Новости бизнеса Самары
|
|
Что делать, если обанкротилась авиакомпанияОт банкротств не застрахованы даже крупные российские авиакомпании, особенно страдают от последствий не столько обычные пассажиры, cколько туристы, оказавшиеся в момент краха на курорте или за рубежом без обратного билета, однако не стоит паниковать — в любом случае ответственность несет туроператор. По данным Международной организации гражданской авиации (IKAO), каждые девять-десять дней в мире происходит авиакатастрофа. И это без учета форс-мажорных обстоятельств, таких как, например, террористические акты в США 11 сентября 2001 г. или российский самолет, сбитый украинской учебной ракетой 4 октября 2001 г., столкновение ТУ-154 «Башкирских авиалиний» и почтового «Боинга» над Боденским озером в Германии 2 июля 2002 г. При урегулировании претензий по подобным страховым случаям у экспертов возникают многочисленные проблемы, в том числе финансовые. Катастрофы часто приводят авиакомпании к банкротствам. Вместе с тем к банкротству могут привести и менее трагичные события. Воздушные суда, их техническое, аэронавигационное, аэропортовое и другие виды обслуживания, подготовка авиационного персонала существенно дорожают, растут расходы на обеспечение безопасности полетов. Снижается рентабельность воздушных перевозок, и в то же время растет конкуренция в авиационном секторе. Только за 2015 год ушли с рынка четыре российских авиакомпании – «ЮТэйр-Экспресс», «Томск Авиа», «Полет» и «Ак Барс Аэро». В 2014 ушел с рынка «Добролет», а также ряд других чартерных и региональных авиаперевозчиков. Напомним, что сегодня, 26 октября, ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» в 00:00 часов прекратила свою операционную деятельность. Работа авиакомпании остановлена в связи с решением Росавиации минтранса России об аннулировании сертификата эксплуатанта ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» с 26.10.2015. Как сообщает пресс-служба «Аэрофлота», перевозка пассажиров авиакомпании «Трансаэро» будет осуществляться силами авиакомпаний Группы «Аэрофлот» и при необходимости другими авиакомпаниями. Для бесперебойной перевозки пассажиров из 1,925 млн реализованных «Трансаэро» авиабилетов до 15 декабря 2015 г., под операционным управлением Аэрофлота уже перевезено 1,825 млн человек, что составляет 94,8% от общего числа билетов. До 15 декабря осталось перевезти 100 241 пассажира с забронированными билетами на рейсы авиакомпании «Трансаэро». Для обеспечения перевозки пассажиров авиакомпании «Трансаэро» Аэрофлот создал оперативный штаб. Пассажирам прямых рейсов в/из Москвы обеспечивается перевозка, в первую очередь, от/до первоначально забронированного аэропорта Московского авиационного узла. При отсутствии в этих аэропортах рейсов Группы «Аэрофлот», выполняемых под кодом SU, или в случае окончания свободных мест на рейсах, перевозка выполняется от/до Шереметьево. Возврат осуществляется по месту приобретения билетов. Отметим, что на сегодня долги крупнейшей российской авиакомпании «Трансаэро» оцениваются примерно в 260 миллиардов рублей, как сообщают эксперты, крах перевозок произошел из-за снижения спроса и сложностей в экономике, кроме того, сама авиакомпания в последние годы неадекватно наращивала авиапарк и пассажиропоток. «Самарские турфирмы также пострадали от ситуации, связанной с «Трансаэро», - сообщает менеджер «Магазина горящих туров «Магик-Тур» Римма Гаршина. - У нас самолеты этой авиакомпании летали в Крым, в Сочи — хорошо хоть, что основные летние потоки туристов вернулись домой без проблем. Поэтому для нас риски свелись к минимуму. К тому же «Трансаэро» осуществлял полеты из Москвы. На зиму планировались чартеры этой авиакомпании из Самары в Кипр, но теперь их не будет. Что делать туристам в подобных случаях? Если они приобрели билеты самостоятельно, то придется выяснять отношения с обанкротившейся авиакомпанией самим. А вот в случае, если билеты входили в стоимость тура и на руки их получали через туроператора, то отвечать будет он. У нас каждый год удары, то оператор, то авиакомпания обанкротятся! Это уже - штатная ситуация. Конечно, хочется уже стабильности и уверенности в том, что если у нас туристы купили туры, то они точно полетят, нормально отдохнут и вернутся. Что им все понравится. Если все же произошла неприятность и авиакомпания обанкротилась, а турист в этот момент оказался за границей, то выхода другого у него нет — придется покупать билет обратно за свой счет, если оператор ничем поспособствовать не может. Впрочем, в большинстве своем в случае банкротства как туроператоров, так и авиакомпаний правительство помогает туристам вернутся домой, тем более, что, например, самарские турфирмы пользуются самолетами российскими — все чартеры у нас от отечественных авиалиний. Либо «Норд Винд», либо «Уральские авиалинии». Так что если обанкротилась зарубежная авиакомпания, или там забастовка, самарских туристов это не коснется». «На протяжении нескольких лет предлагалось немало инструментов решения возможных проблем, связанных с банкротством авиакомпаний, - отмечает Илья Трифонов, директор ООО «Скорая юридическая помощь», председатель общественного объединения «Комитет народного контроля». - Например, создание страхового фонда самими авиакомпаниями, страхование рисков с использованием традиционных инструментов страхования. Тем не менее, главным источником оставались средства федерального бюджета, которые резервировались и направлялись на компенсации пассажирам. Однако очередные банкротства показали, что предусмотренных из федерального бюджета денег давно уже не хватает на перевозку пассажиров авиакомпаний, прекративших свою деятельность. Министерство транспорта предложило создать страховой фонд для перевозки пассажиров обанкротившихся авиакомпаний, в который авиакомпании будут отчислять часть своей выручки (умеренную долю). Подготовленное Минтрансом предложение было разослано российским авиаперевозчикам, однако инициатива Министерства была воспринята неоднозначно». Но все-таки в настоящее время для самих пассажиров авиакомпаний-банкротов остается один и, пожалуй, самый важный вопрос – куда обращаться и что делать, если обанкротилась авиакомпания, на рейс которой куплены билеты? «В первую очередь, не паниковать, - советует Трифонов. - Вне зависимости от того, на какой рейс были приобретены билеты авиакомпании, регулярный или чартерный, порядок действий один. Если происшествие случилось за границей, то самое простое, что можно сделать – приобрести билеты у другого перевозчика и вернуться на Родину. Либо дожидаться решений и действий консульства. Конечно, в случае банкротства возникают вопросы с питанием и размещением в гостинице, однако, как правило, банкротство авиакомпании – дело резонансное и сотрудники консульств не остаются в стороне, помогая соотечественникам. Если такое случилось в нашей стране, то, как отмечалось выше, государство берет ситуацию под свой контроль, выделяя средства из бюджета и привлекая другие авиакомпании для перевозки пассажиров. Что касается возмещений, то проще всего в ситуации, когда билеты приобретены через туроператора. Именно он несет ответственность за перелет, в том числе несостоявшийся, и именно к нему необходимо предъявлять претензии (в том числе за потраченные на питание и размещение дополнительные денежные средства). В случае же самостоятельной покупки билетов компенсаций добиться будет непросто, однако все же возможно – процедура та же – предъявляем претензию перевозчику и ждем компенсаций, в случае отказа или молчания идем в суд. Это касается тех компаний, которые официально банкротами не признаны, однако перевозки и деятельность уже приостановили. В случае, если авиакомпания страховала свои риски, либо делала отчисления в специальные фонды на случай остановки своей деятельности, то обращаться необходимо именно в такие фонды и компании. Узнать сведения о них и контактную информацию можно на сайте авиакомпании или Росавиации. Вышеприведенные рекомендации касаются тех компаний, которые официально банкротами не признаны, однако перевозки и деятельность уже приостановили». Однако в случае банкротства авиакомпании, признанного судом, процедура получения денежных средств и прочих компенсаций может затянуться на неопределенное время, указывает юрист. «Все дело в том, что банкротство – это процедура длительная, состоящая из нескольких стадий, и не заканчивающаяся за один день, - сетует Трифонов. - В первую очередь необходимо узнать, введена ли процедура банкротства в отношении конкретной авиакомпании. Сделать это можно через официальный ресурс – Картотека арбитражных дел - необходимо лишь ввести наименование компании в соответствующей строке. Узнав о наличии такого дела, необходимо обратиться в соответствующий арбитражный суд с заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов, приложив к такому заявлению все документы, подтверждающие ваши расходы, в том числе и те, которые были понесены в связи с отменой рейса, т.е. фактические убытки (билеты, оплата питания и проживания в гостинице, прочие расходы, связанные с отменой). Такое заявление может быть направлено в суд как посредством почтового отправления (обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении), так и передано лично или через представителя, госпошлиной оно не облагается. Отметим, что для участия в делах о банкротстве может потребоваться квалифицированная юридическая помощь, что подразумевает дополнительные расходы, которые порой существенно превышают стоимость самих билетов. Требование о включении в реестр требований кредиторов включается в реестр определением арбитражного суда, в котором прописывается сумма требований и очередность получения денежных средств. Ваши требования к авиакомпании будут удовлетворены в порядке очередности вместе с требованиями других пассажиров, а также кредиторов авиакомпании – аэропортов, топливозаправщиков и других компаний. Что касается компенсации морального вреда – такой компенсации вряд ли удастся добиться в раках банкротного дела. Арбитражный суд принимает в дело только официальные документы, подтверждающие имеющиеся долги и основания для возмещений. То есть требование о компенсации морального вреда, хотя и может и даже должно быть заявлено, обязательно подкрепляется доказательствами – медицинскими заключениями, справками и т.д. Либо, если иск в суд был подан на компанию еще до ее официального банкротства и решением суда с авиакомпании взыскана компенсация морального вреда, решением соответствующего суда». Таким образом, подводя итог, можно отметить, что не бывает ситуаций, из которых нельзя найти выход. В любом случае можно вернуть свои деньги назад и получить компенсации, связанные с нарушением ваших законных прав и интересов. Конечно, всего предугадать невозможно, банкротство крупнейших авиаперевозчиков всегда становится неожиданным и неприятным сюрпризом. Однако всегда есть предвестники наступающего кризиса – сообщения в СМИ, рейтинги компаний, и другие моменты, на которые просто стоит обращать внимание, особенно покупая авиабилеты задолго до вылета. 26.10.2015 |
23 ноября 4:17
© 2006 - 2024 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |