Новости бизнеса Самары
|
|
В банки придут суперкураторыРазговоры о том, что необходимо ввести жесткий контроль за использованием государственных средств, выделяемых на поддержание стабильности банковской системы и реального сектора экономики, ведутся давно. В такой ситуации правительство решило не изобретать велосипед, а применить опробованный годами механизм кураторства ЦБ и увеличить полномочия "комиссаров".
Институт банковского кураторства в России существует достаточно давно. Правда, до кризиса 1998 года "персональный" надзор ЦБ вел только за крупнейшими банками через специально созданное подразделение - ОПЕРУ-2. В 2002 году Банк России вернулся к идее закрепления за кредитными организациями собственных кураторов, но в качестве эксперимента они назначались только в отдельные банки и с согласия банкиров (из крупных принять кураторов согласились Промстройбанк и банк «ГЛОБЭКС»). В обязанности кураторов входила проверка своевременного предоставления банками регулярной отчетности, а также формирование запросов.
В начале 2008 года институт кураторства укрепился. Уже с 1 января куратор, назначаемый ЦБ, получил доступ практически ко всем тайнам закрепленного за ним банка и имел право присутствовать на всех его совещаниях, заседаниях и собраниях, вплоть до совета директоров и акционеров. На тот, еще докризисный момент, кураторство вводилось под благовидным предлогом "совершенствования банковского надзора и лучшего понимания финансовой устойчивости банков, прозрачности структуры их собственности, а также структуры группы, в которой банк является материнской компанией или ее участником". В положении о кураторстве четко указывалось, что "кураторы будут иметь доступ практически ко всем вопросам, связанным с деятельностью закрепленного за ними банка, смогут присутствовать на всех совещаниях, заседаниях и собраниях. Кураторы будут обязаны не реже одного раза в полгода готовить развернутую аналитическую записку, из которой должны быть понятны краткосрочные и среднесрочные перспективы развития банка, структура его собственности" и т.п. Тогда такое "закручивание гаек" вызвало неоднозначную реакцию у участников рынка Банкиры отмечали, что готовы отчитываться перед ЦБ в любом виде, но возможность участия кураторов в рабочих совещаниях они рассматривают как вмешательство в коммерческую тайну. Высказывались и такие мнения, которые обвиняли ЦБ в неэффективности организации инспекторских проверок. Были и те, кто в этом шаге видел конец всей банковской системы в ее нынешнем "коммерческом" виде и нарекал ее государственной.
Сегодняшние намерения ЦБ еще более ужесточить надзор за деятельностью коммерческих банков уже ни у кого не вызывает отторжение и воспринимается более лояльно. Практически все банкиры единогласно одобряют введение контроля за использованием госсредств и разнятся только во мнениях по поводу его формы.
Виктор ДАНИЛИН,
начальник ГУ Банка России по Самарской области
- Если говорить о текущей надзорной практике, то институт кураторов существует уже давно, и функционирует, по нашей оценке, вполне успешно. ’Технология" кураторства достаточно проста: за каждым банком, головной офис которого находится на нашей территории, закреплен специалист Главного управления, за наиболее крупными - два Они прошли специальную подготовку в ведущих российских экономических вузах - академии народного хозяйства при правительстве РФ и высшей школе экономики, детально владеют ситуацией в закрепленных за ними банках, соотносят ее с общеэкономическими процессами, видят банковский бизнес буквально "насквозь". Это очень нам помогает при принятии надзорных решений, позволяет работать быстро и качественно, опережая возможное появление проблем.
Другое дело, что сейчас институт кураторства подвергается дальнейшему развитию и совершенствованию. Новые задачи, которые ставятся перед кураторами, - контроль за использованием средств, которые правительство и Банк России направляют на поддержку банковского сектора, анализ работы банков с реальным сектором.
В частности, в настоящий момент Госдумой рассматриваются поправки в закон "О Центральном банке Российской Федерации".
Их принятие позволит кураторам уже на четко зафиксированной в законе основе получать доступ к информации обо всех сделках банка, размер которых превышает 1% от стоимости его активов. Подчеркну, что кураторы по-прежнему не будут вмешиваться в оперативную деятельность банков, но надзор с их стороны станет еще более тщательным.
Предполагается, что особое внимание будет уделяться сделкам, связанным с переводом средств в иностранные банки. Также кураторы будут внимательно отслеживать ситуацию с процентными ставками по кредитам, которые выдают банки, в том числе за счет полученных от государства ресурсов. Наши представители получат право не только запрашивать документы, но и посещать заседания кредитных комитетов и правлений банков. За явное или скрытое противодействие работе кураторов банк может быть оштрафован в размере 0,1% минимального уставного капитала (сейчас это 5 миллионов евро). Кроме того, банк может быть ограничен в ряде операций сроком на полгода. И самое, пожалуй, болезненное - банк может лишиться возможности получать государственную поддержку. Таким образом, под "плотный" присмотр попадут банки, получившие кредиты у ЦБ, Внешэкономбанка и правительства России. Если говорить о Самарской области, то это около десяти ведущих кредитных организаций региона.
Ярослав КАБАКОВ,
ректор учебного центра "ФИНАМ"
- Введение института суперкураторства призвано ужесточить контроль над расходованием банками бюджетных средств, выделенных на поддержку финансовой системы и реального сектора Выделенные многомиллиардные транши зачастую не доходили до конечных потребителей кредитных средств, поскольку конвертировались банками в доллар и выводились за границу. Таким образом, эффективность мер государства по поддержке экономики оказывалась невысокой. По всей видимости, государство не смогло найти рыночных способов контроля расходования бюджетных средств, и острота проблемы заставила власть пойти на создание дополнительного института суперкураторов. Их добавят к уже существующим кураторам из ЦБ, которые появились в российских коммерческих банках с 1 января 2008 года Суперкураторы станут информировать ЦБ обо всех действиях поднадзорных банков, которые распоряжаются средствами господдержки. Однако в целях недопущения возможного сговора за суперкураторами не будет закреплена возможность принятия решений по банкам. Мы полагаем, что расходы государства на введение дополнительных кураторов окажутся существенно ниже возможных убытков от неэффективного использования средств. Тем не менее, обязанности контроля за использованием госсредств можно было закрепить за уже существующими кураторами, что сэкономило бы средства бюджета и не распыляло бы ответственность и полномочия контролеров.
Татьяна СТАРОДУМОВА, «Репортер» 19.12.2008 |
24 ноября 6:45
© 2006 - 2024 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |