Новости бизнеса Самары
|
|
Молочная диета. Из-за роста цен спрос на молоко упал почти вдвоеРост цен на молочную продукцию вызвал довольно резкое падение покупательского спроса. Что серьезно затормозило развитие всей молочной отрасли. С лета прошлого года цены поднялись на 30%, и продолжают расти. А уже с 20 декабря производители начнут писать на этикетках к продукции, изготовленной с использованием сухого молока, "молочный напиток", что еще больше стимулирует рост цен на продукты из молока цельного. В итоге "молочники" оказались в непростой ситуации и сейчас усиленно ищут пути выхода из нее.
Дестабилизация на молочном рынке губернии началась еще в прошлом году. Тогда многие думали, что имеют дело с сезонными колебаниями. Однако за год стоимость цельного молока поднялась на 30%. Потребитель отреагировал вполне естественно. Люди просто стали меньше покупать молока и молочных продуктов. На фоне растущего спроса прежних лет в 2007 году произошло его снижение на 34%. А с начала 2008 года он упал еще на 10%. Причем падение произошло по всем видам молочной продукции. Сейчас в среднем по стране на одного человека приходится 240 кг молочной продукции в год. В развитых странах - 400 кг.
Основными игроками на молочном рынке Самарской области сегодня являются: "Юнимилк" - 50% (торговые марки "Простоквашино", "Летний день", "Доктор Брандт"); ОАО "Вимм-Билль-Данн" - 20% (торговые марки "Веселый молочник", "Домик в деревне", "Лада", "Наш доктор Бифи"); ЗАО "АЛЕВ" -10% (торговая марка "Кошкинское"); другие-20%.
По мнению и. о. директора ЗАО "Карат" (владеет заводом "Сызраньмолоко") Романа Чеботникова, спрос на молочную продукцию в Самарской области достаточно стабильный, а конкуренция среди молочных производителей только усиливается с каждым годом. "Повышение цен на молоко вызвало возмущение у покупателей. Но рост цен произошел не по вине производителей, и даже не по вине молочных фермеров.
По большей части накручивают цены дистрибьюторы", - добавляет Роман Чеботников.
Управляющий ОАО "Кинельский молочный завод" Дмитрий Чостковскийтакже отмечает, что в нашем регионе особых изменений покупательской активности в молочном секторе не произошло. "Конечно, рост цен на сырье вызвал повышение цен на молочную продукцию. Но это было постепенное повышение, без резких скачков, и оно никак не сказалось на спросе. Кроме того, мы предприняли ряд мер, в частности, сократили накладные расходы, чтобы урегулировать ситуацию", - заявляет Дмитрий Чостковский.
Несмотря на резкое повышение цен в сентябре - октябре 2007 года, категория молочных продуктов демонстрирует стабильный рост, подтверждает Татьяна Антонова, брэнд-менеджер ЗАО "АЛЕВ" (владеет ОАО "Кошкинский маслосырзавод"). "В целом меняется отношение потребителей к молоку как к дешевому продукту, - комментирует Татьяна Антонова. - Сократив ассортимент пленочного молока, мы сделали ставку на молоко в упаковке "Тетра Пак". Это помогло стабилизировать продажи. Современная технология обработки молока позволяет увеличить сроки годности продукта до 180 суток. "Длительные сроки хранения, высокое качество молока и удобная упаковка позволяют осваивать и удаленные рынки", -добавляет Татьяна Антонова. По ее словам, происходит перераспределение внутри категории в сторону более маржинальных продуктов, продуктов с добавленной ценностью: удобный формат упаковки, обогащенность витаминами и минералами, расширение вкусовых линеек.
А вот заместитель директора ТД "САМ-ПО" по маркетингу Надежда Трусановапридерживается иного мнения на сей счет. "ООО "САМ-ПО" не является производителем молока и линейки продуктов из него. Но так как мы производим мороженое из натурального молока, мы знакомы с ситуацией на молочном рынке, - уточняет Надежда Трусанова. - Спад потребления молочной продукции произошел на 12%. В связи с этим крупные брэндодержатели бьют тревогу. Молоко - продукт первой необходимости, но при этом его потребление оказывается тоже нестабильным, полки магазинов переполнены, предложение превышает спрос!" Однако мороженое под торговой маркой "САМ-ПО" не потеряло в объемах продаж. "При этом мы пережили дважды (осенью и зимой 2007 года) повышение цен, что совершенно несвойственно нашему бизнесу, - добавляет Надежда Трусанова. -Помогло то, что в прошлом году мы взяли в управление два фермерских хозяйства, где сами контролируем получение свежего молока и его доставку на фабрику мороженого".
Несмотря на устоявшееся мнение о растущих доходах россиян, факт остается фактом -молоко могут позволить себе не все. "Мы понимаем, что основной тенденцией потребления является смещение акцентов в сторону дешевого сегмента (более простой упаковки, более классических вкусов) вследствие снижения реальной покупательской способности населения", - отмечает Надежда Трусанова.По ее словам, покупатели снизили потребление дорогих сыров, йогуртов, сместив долю покупок на социальные товары (в экономичной упаковке). Андрей Бесхмельницкий считает, что на это оказали влияние мировые тенденции: сначала резко взлетели цены на сыры и продукцию, изготовленную с добавлением сухого молока, а затем резко упали. Соответственно, их производство снизилось.
Татьяна Антонова высказывает противоположное мнение и говорит, что в настоящее время снижается потребление питьевых йогуртов в дешевых форматах (пленка и картонная упаковка). Рынок перераспределяется в сторону функциональных, обогащенных йогуртов. Рост рынка составляет порядка 25%.
Среди базовых условий развития отрасли производители называют установление справедливой закупочной цены на молоко. Сейчас оно имеет среднеевропейскую цену. Однако половина молочных ферм давно отстали в техническом отношении и требуют модернизации, поскольку не соответствуют европейским стандартам, и их молоко стоит дешевле. "Гарантировать, что цены на молоко останутся на прежнем уровне, мы не можем, так как сырье дорожает постоянно", - отмечает Роман Чеботников. Но Татьяна Антонова считает, что цены на молочную продукцию относительно стабильны. "Прогнозируемый рост в рамках сезонного повышения цен составит не более 10-15%", - заявляет брэнд-менеджер ЗАО "АЛЕВ". Надежда Трусанова также подтверждает, что в этом году продукция будет дорожать несущественно. "Поставщики сырого молока находятся на грани выживания, цены их до сих пор остаются на крайне низком уровне. А все остальное - это крупные переработчики и сети, у которых и нужно спрашивать", - объясняет Надежда Трусанова.
По мнению Романа Чеботникова, в Самарской области молочное производство развито хорошо, но проблемы возникают с покупкой сырья. "Поголовье дойного скота в Самарской области меньше, чем, например, в Ульяновской или Пензенской областях. В связи с этим приходится расширять географию закупок", - отмечает Роман Чеботников.
По мнению Надежды Труса-новой, молочные стада в целом сокращаются у традиционных хозяйств, ведущих дела по старому формату. При этом строятся новые современные фермы, позволяющие благодаря западным технологиям получать более высокие показатели надоев, а также качество конечного продукта. "Существенного увеличения или планов таковых по поголовью молочного дойного скота в Самарской области мы не наблюдаем, - заявляет Надежда Трусанова. - Для этого нужны серьезные инвестиции, что могут себе позволить только крупные переработчики. Они этого не делают, почему - мы не знаем". Объем переработки в целом по молоку снизился из-за сокращения потребительского спроса. В связи с этим на рынке переизбыток предложения, особенно по сырому молоку.
По словам заместителя директора ТД "САМ-ПО", самарский молочный рынок ожидает дальнейшая монополизация крупными игроками ("Юнимилк", "Вимм-Билль-Данн" и др.). А низовые перерабатывающие (районные) молочные заводы окажутся на стадии продажи бизнеса в связи с убыточностью производства. Как стало известно Репортеру, 8 февраля "САМ-ПО" закрыла ранее выкупленный Большеглушицкий маслодельный завод из-за экономической нерентабельности производства. "Сейчас мы получаем свежее коровье и сухое молоко, сливочное масло отличного качества по более низким ценам, чем обходится их самостоятельное производство на устаревшем оборудовании, - рассказывает Надежда Трусанова. - В наших перспективных планах - научиться выращивать качественные и дешевые корма для своих коров, отстроить современные высокопроизводительные фермы и затем уже запустить завод, полностью модернизированный и работающий с применением энергосберегающих технологий".
Не обошли молочный рынок и законодательные изменения. С 20 декабря производители начнут писать на этикетках к продукции, изготовленной с использованием сухого молока, "молочный напиток". По мнению Романа Чеботникова, это приведет к более четкому делению на продукты эконом-класса, произведенные из сухого молока, и премиум-класса, изготовленные из цельного молока. "При этом продукты премиум-класса вырастут в цене сразу же после вступления закона в силу", - отмечает Роман Чеботников.
Надежда Трусанова также считает, что натуральные продукты станут дороже, а доля их продаж несколько снизится. Часть потребителей перейдет на покупку суррогатов. Производители будут получать маржу за счет высокорентабельных (натуральных) видов продукции, которые в состоянии будут покупать уже не все. "Все это будет способствовать строительству новых современных молочных ферм, где высокие технологии будут давать возможность с низкими затратами производить вкусное молоко, да и сама производительность будет выше в 5-6 раз! - добавляет Надежда Трусанова. - Крупные брэндодержатели будут вынуждены самостоятельно содержать какие-то стада, иначе контролировать стабильность качества входящего сырья невозможно". А поставщики сырого молока, если не будут в тесной цепочке с переработчиками, вынуждены будут покинуть рынок. ’Такая схема уже давно работает на Западе, где не существует просто фермы, или просто стада. Каждая корова работает на определенный брэнд", - заключает Надежда Трусанова.
Ирина ШИПИЛОВА, «Репортер» 05.09.2008 |
24 ноября 10:51
© 2006 - 2024 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |