Новости бизнеса Самары
Портал города Самара samru

Первая ласточка. С проблемами, возникшими у AiRUnion, могут столкнуться и другие авиаперевозчики

Ситуация вокруг альянса AiRUnion, в который входит авиакомпания «Самара», накалена до предела. Огромные долги перед поставщиками топлива, задержки рейсов, забастовки работников, вмешательство правительства и декларации об урегулировании кризиса - вот основные события, которые приковывали к себе внимание в последние дни августа. Эксперты склоняются к тому, что ситуация с AiRUnion первая, но не последняя и в отрасли неминуем кризис.
 
Мнения о причинах проблем, с которыми столкнулся авиационный альянс, разошлись. Один из экспертов назвал это обычным заурядным воровством, которое привело к закономерному результату. Аналитик по машиностроению ИК «Капиталъ» Иван Завадский полагает, что корень проблем - это борьба за контроль между основными собственниками. «Пока этот вопрос открыт, не происходит объединения членов союза в одну компанию, они не предоставляют отчетность по МСФО, не давая возможности судить об эффективности компании, любые крупные сделки сложно структурируются. В такой подвешенной ситуации компания не только не может быстро развиваться, но даже просто стабильно работать. Самым быстрым разрешением ситуации может стать волевое решение российского премьер-министра», - считает Иван Завадский.
Топливную причину кризиса рассмотрела аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли. По ее мнению, основная проблема авиаотрасли - это дорогое авиатопливо. Доля топлива в структуре себестоимости составляет около 70%. Соответственно, больше всего страдают перевозчики со старым топливонеэффективным авиапарком. Стоит отметить, что российские самолеты менее экономичные, нежели их западные аналоги. Дорогое топливо приводит к снижению рентабельности, и в период спадов в отрасли, которые обычно длятся 3-5 лет, мелкие авиаперевозчики могут прийти к банкротству, что будет стимулировать рынок М&А (слияния и поглощения), отметила Марина Иркли.
 
Отсутствие необходимого количества современных экономически эффективных отечественных самолетов, высокие налоги, острый дефицит летного персонала, плачевное состояние учебных заведений - вот основные проблемы отрасли. При этом иностранные авиакомпании на внутренние перевозки в России выйти не могут - нет у них такого разрешения (например, на маршруте Франкфурт - Москва - Самара авиакомпания Lufthansa не имеет коммерческих прав на перевозку между Москвой и Самарой, это получился бы внутренний рейс). Отсутствие сильных (и обладающих доступом к большим и относительно дешевым финансовым ресурсам) иностранных авиакомпаний упрощает жизнь российским авиакомпаниям. Другое дело, что если довести авиакомпании до краха, то социальную потребность в авиаперевозках все равно как-то решать придется, отмечают эксперты. 
Ситуация с ожидающими своего вылета пассажирами, которые в течение нескольких суток живут в стенах аэропорта, может повториться не только в AiRUnion, считают эксперты. И опять за чередой пустых разговоров о высокой цене на керосин, в результате чего неизбежно некоторые авиакомпании претерпят банкротство, забудут о тех, кто сидит в залах ожидания аэропортов. Дело в том, что в России нельзя говорить о наличии рынка авиационного топлива, так как его просто нет. По словам эксперта, есть монополия, которая в формировании цены опирается на тенденции Запада, к нам никакого отношения не имеющим, и в России нет веских причин для роста цен на топливо. Существующая монополия уже имеет все признаки экономической диктатуры. Повышение тарифов происходит неожиданно, спонтанно, без предупреждения хотя бы за несколько месяцев, чтобы у авиаперевозчиков было время адаптироваться.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Марина ИРКЛИ,
аналитик ИК «Велес Капитал»
- Авиакомпании закупают топливо в аэропортах. Зачастую продавцы топлива имеют в аэропортах монопольное положение и ограничивают приход на этот рынок альтернативных поставщиков. Кроме того, они отказываются хранить топливо, купленное у сторонних компаний, таким образом заставляя перевозчиков закупать топливо у себя. В результате, авиакомпаниям приходится увеличивать топливную надбавку в авиабилете и, в конечном итоге, страдают пассажиры. В связи с этим ФАС некоторое время назад начало проводить проверку рынка.
Эта ситуация привела к беспрецедентному явлению, когда цены на авиатопливо в российских аэропортах превысили цены на него в аэропортах Европы. Для нефтедобывающей страны это нонсенс, отмечает эксперт. Ситуация требует серьезного участия в создании рыночной среды в этой сфере экономики со стороны государства.
 
 
 
Юлия ФЕОКТИСТОВА, «Самарский советник»

04.09.2008



Новости бизнеса
Новый оператор по обращению с отходами приступил к работе 1 ноября Новый оператор по обращению с отходами приступил к работе 1 ноября
01.11.24 16:53

21.10.24 Зумеры стали в три раза активнее копить на пенсию с работодателем
10.10.24 Завершается сбор овощных культур в Самарской области 2024
01.10.24 Выставка профессий с ярмаркой вакансий пройдет в Самаре с 9 по 12 октября
26.09.24 Две компании НПЦ «Самара» получат гранты на разработку двигателей для дронов
16.09.24 В ОЭЗ «Тольятти» откроют производство в сфере машиностроения на 200 рабочих мест
Новости Самары

  19.40 
На Волге в Самаре завершается навигация 2024
  13.09 
Фонтан на ул. Осипенко в Самаре обновят с установкой музыкального оборудования
  11.42 
На 7 улицах в центре Самары отремонтируют фасады и крыши старинных домов
  10.22 
Выплату в 50 тысяч рублей могут ввести в Самарской области для супругов-юбиляров
  09.43 
Расписание движения парома между Самарой и Рождествено изменится с 26 ноября

Новости Самары



24 ноября 10:40


© 2006 - 2024 г. Самара
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.

Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru