Новости бизнеса Самары
|
|
Запутались в сетях. Государство пытается принять новый закон о торговлеРазрабатываемый в настоящее время закон "О торговле" уже вызвал серьезный конфликт интересов присутствующих на торговом рынке игроков. И породил много споров между чиновниками, ритейлерами и поставщиками продукции. Наиболее острым оказался вопрос регулирования государством отношений между торговыми сетями и производителями. В частности, была поднята проблема взимания платы с поставщиков за вхождение в розничную сеть. Репортер решил выяснить, что думают о готовящемся документе представители самарского розничного рынка и как складываются отношения между ритейлерами и производителями в нашем регионе. Генпрокуратура и налоговое законодательство могут перестать быть главными инструментами государственного давления на бизнес, уступив эту роль федеральной антимонопольной службе. Если поправки, разработанные ФАС по поручению премьера, обретут силу закона, то наложить штраф до 15% от оборота можно будет практически на любую компанию, нарушением будет считаться заключение невыгодных для контрагента договоров. Критерием выгодности для ФАС станут «разумно понимаемые интересы» сторон. Ключевое новшество законопроекта - запрет на злоупотребление влиянием не только для монополистов, но и для компаний, не занимающих доминирующего положения на рынке. В отдельной статье перечисляются прямо запрещенные примеры влияния: "невыгодные для контрагента" условия договоров, "экономически или технологически не обоснованный отказ" от заключения договора. Запрещается "создавать дискриминационные условия", а также "обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных". Основой второго антимонопольного пакета стали предложения ФАС, которые предполагалось включить в проект закона "О торговле". Но правительство РФ отклонило его и пообещало создать полностью новый документ. В частности, отклоненный проект предусматривал снижение планки доминирования торговых сетей с 35% до 15% в регионах, а в Москве и Санкт-Петербурге - до 5%. Если бы проект утвердили, то в случае получения большей доли регионального рынка сеть попадала бы под контроль ФАС. Это ведомство могло запретить ритейлерам ограничивать поставщиков в продаже товара другим сетям или взимании платы за вхождение в сеть. Кроме того, была предпринята попытка зафиксировать в законе список запрещенных закупочных практик. Убедившись, что любые писаные нормы легко обходятся, ФАС решила руководствоваться более общим подходом. Последние предложения ФАС фактически предоставляют службе право самостоятельно решать, что является злоупотреблением влиянием, без каких-либо четких критериев, отмечают эксперты. Плату за вхождение в сеть ритейлеры практикуют по-разному: кто-то требует заплатить входной бонус, кто-то берет процент с продаж или ретро-бонус (денежная скидка на общую стоимость продукции без НДС, отгруженной дистрибьютору за определенный период). По словам Светланы Верещагиной,руководителя отдела маркетинга и рекламы кондитерской фирмы "Лиронас", размер бонусных выплат варьируется в разных сетях в зависимости от их известности и масштабов деятельности - федеральная, региональная, местная, от формата и уровня сервиса, предлагаемого покупателям, а также от количества торговых точек, входящих в состав сети. Чем крупнее сеть, тем жестче условия, предъявляемые к поставщикам. "Степень диктата наиболее ярко проявляется со стороны федеральных торговых сетей, которые пытаются получить самые выгодные условия на рынке", - заявляет г-жа Верещагина. Цена полки зависит и от субъективного представления ритейлера о ее ценности. При этом цена может меняться в десятки раз в зависимости от расположения в торговом зале. Например, самым дорогим местом в магазине считаются прикассовая зона и полки, находящиеся на уровне глаз посетителя. Из неофициальных источников известно, что стоимость вхождения в самарский "Перекресток" зависит от типа магазина. Если это гипермаркет, то входной билет будет стоить порядка 60 тыс. рублей. Чтобы попасть на полки супермаркета, необходимо будет заплатить 30 тыс. рублей. Входной бонус в мини-маркет равен 15 тыс. рублей. Кроме того, производители вынуждены платить "Перекрестку" около 15% от реализованной продукции, а поставщики питьевой воды и минералки, по некоторым данным, платят до 30% от оборота. В METRO Cash & Carry практикуют входной бонус - 20 тыс. рублей, причем платить его придется не только при вхождении в сеть, но и при каждом открытии нового магазина в других регионах. Стоимость места зависит и от востребованности товара на рынке. Продукция, пользующаяся большим спросом, может быть "вписана" в сеть за меньшие деньги. "Известность брэнда значительно влияет на размер бонусных выплат, поскольку сети выгодно представить уже известный покупателям и востребованный на рынке товар, -отмечает Светлана Верещагина. -То есть появляется взаимная заинтересованность, которая позволяет заметно снизить стоимость вхождения в сеть". Если поставщик вводит новый вкус в уже представленную ассортиментную линейку, то ему также придется "раскошелиться". Иногда ритейлеры позволяют сделать это на основе замены другой позиции, но по большей части поставщики вынуждены дополнительно оплачивать расширение ассортимента. Например, "Перекресток" берет плату в размере 15 тыс. рублей за каждую вновь введенную ассортиментную позицию. Многие поставщики вынуждены сокращать количество представленных в магазине позиций, покупая места на полках только для самых раскрученных марок. В проигрыше же остается покупатель, который лишается самостоятельного выбора. Кроме того, многие поставщики не рискуют выставлять на полках новинки, не зная заранее, каков будет на них спрос. "Конфликт между розничными сетями и производителями существовал всегда, и сейчас он только накаляется, - отмечает Гузель Махмадова, начальник отдела продаж компании "У Палыча". -Торговые сети выдвигают порой невыполнимые требования к поставщикам. Ретро-бонусы достигают 26%, входные бонусы теперь необходимо платить при каждом открытии нового магазина сети, даже если твоя продукция там не будет представлена, и он находится в другом городе. Также растут платежи за ввод новой продукции и размер штрафных санкций. За недопоставку продукции накладывается штраф от 60% до 80% от суммы всей заявки. За опоздание при доставке продукции на 15 минут вас также оштрафуют". Но обвинять только ритейлеров в существовании такой системы было бы не совсем верно. Поставщики используют систему контрактования в качестве метода борьбы с конкурентами за превалирование, а иногда и просто за присутствие на полках. "Компания "Весна" уже несколько лет работает как с национальными ритейлерами ("Ашан", "Пятерочка", "Дикси"), так и с локальными розничными сетями на территории России. "Касаясь вопроса о так называемых "входных бонусах", "маркетинговых бюджетах", которые зачастую являются одним из условий присутствия нашей продукции в сети, должен отметить неоднозначность этого явления в условиях современного рынка, - отмечает Сергей Ларионов,генеральный директор ОАО "Парфюмерно-косметическая компания "Весна". - С одной стороны, необходимость крупных единоразовых выплат так или иначе "отсекает" от торговых полок ритейлеров мелких и малоизвестных производителей, предлагающих рынку свой товар, и это, что скрывать, благо для нас как для крупных производителей". По мнению Сергея Ларионова, это приводит к разорению небольших производителей, обедняет конкурентную среду, тормозит инновации, то есть, в конечном счете, негативно влияет на экономическое развитие страны и развитие малого и среднего бизнеса. С другой стороны, считает Сергей Ларионов, необоснованность и непрозрачность условий работы с розничными сетями, высокие ставки бонусов, обилие различных "поборов" и штрафов, которые выставляют производителям сети, приводят к тому, что такие компании как "Весна" порой не имеют возможности поставлять туда свою продукцию, т.к. не могут работать себе в убыток. По словам Сергея Ларионова, требования крупных розничных сетей формулируются следующим образом: дополнительный доход, получаемый сетью от работы с поставщиком, должен быть сопоставим с доходом от продажи продукции в розницу. То есть, если сеть делает розничную на-ценку20%, то и с поставщика тем или иным путем необходимо получить еще процентов 15-20. "На мой взгляд, абсолютно неправильно требовать так называемый "бонус за вход". Позвольте, господа ритейлеры, я еще даже не начал продавать свою продукцию в вашей сети -за что же платить?! - возмущается Сергей Ларионов. - Если вы считаете, что моя продукция нужна вашему покупателю, если вас устраивают моя доля рынка, дизайн, цена - так предложите мой товар вашему покупателю, ведь он хочет его купить! А то зачастую на полках магазинов представлен не тот товар, который хочет купить покупатель, а тот, производители которого изыскали несколько лишних миллионов рублей, чтобы его туда поставить". А вот Светлана Верещагина считает, что система входных билетов - это жесткий механизм конкурентной борьбы и возможность для сети в корректной форме отказаться от работы с конкретным поставщиком. "Хотя этот механизм не всегда является справедливым", - добавляет Светлана Верещагина. По мнению Оксаны Токаревой, руководителя отдела правительственных и внешних связей METRO Cash & Carry, понятие "продажи полок" не совсем корректно применять к принципам, которыми руководствуются в своей деятельности как ведущие зарубежные, так и российские торговые операторы. "Зачастую под "продажей полок" подразумеваются выплаты, предусмотренные договором поставки, заключаемым между торговыми сетями и поставщиками. Однако не следует считать, что эти деньги поставщик платит за то, чтобы иметь возможность продавать свои товары через ту или иную торговую сеть", - возражает Оксана Токарева. По ее словам, прежде всего эти средства являются оплатой поставщиком услуг маркетинга, оказываемых ему торговыми операторами для повышения уровня продаж товаров поставщика, в чем, безусловно, заинтересованы обе стороны. Так, в METRO Cash & Carry поставщики, которые в этом заинтересованы, несут затраты на проведение различных акций, с помощью которых продвигается тот или иной товар, дегустаций, издание регулярных каталогов продукции, представленной в торговых центрах компании. А иногда, в случае, когда у поставщика отсутствует возможность самостоятельно доставлять товары в нашу сеть, речь идет об оплате услуг логистики, которые оказываются компанией. "Покупатель хорошо откликается на эту работу компании, и, как следствие, доходы поставщиков и торговой сети растут. Эта система отношений поставщиков сложилась в мире уже достаточно давно и общепризнанно является инструментом для повышения эффективности торговли, -добавляет Оксана Токарева. -Но, к сожалению, недостаточное понимание этой механики сформировало стереотипы, которые существуют на современном российском рынке". Благодаря этой системе магазин зарабатывает вне зависимости от уровня продаж и получает средства на дальнейшее развитие. Общеизвестно, что из 100 тыс. наименований хороший сбыт имеет только треть, поэтому сбор платы за полки позволяет снизить риски, связанные с продажей товара. Поставщики, в свою очередь, соглашаются на подобные условия сотрудничества с розничными сетями, несмотря на то, что рентабельность почти равна нулю. Главная причина этого в том, что крупные сети дают дополнительную раскрутку товару и повышают на него спрос. "Несомненно, для нас, как для производителей, без работы с розничными сетями (которые во многих крупных городах России контролируют более 50% розничных продаж) невозможно строить современный производственно-сбытовой бизнес", - заявляет Сергей Ларионов. Петр Торкановский,руководитель управления ФАС по Самарской области, подтвердил, что их орган давно ставит вопрос о том, что сети затрудняют выход местных товаропроизводителей на рынок. "Опыт показывает, сетевики не заключают договоры со всеми производителями, а отдают предпочтение только самым известным. Крометого, с разными производителями сети заключают договоры на разных условиях. Таким образом они создают неравные условия конкуренции между производителями и лишают права выбора покупателей", - отмечает Петр Торкановский. Борис Храпатый, владелец "Samara Product", соглашается с тем, что заключает договоры только с теми производителями, продукция которых имеет большой спрос у покупателей. "На полках "Samara Product" мы размещаем только те товары, которые хорошо продаются", - заявляет Борис Храпатый. Петр Торкановский отметил еще одну тенденцию: многие сетевые магазины появляются на месте бывших рынков. "А ведь на рынках, в отличие от сетевого магазина, товар на продажу выставляли все без исключения производители, и у покупателей был широкий выбор, - считает руководитель управления ФАС по Самарской области. - Позиция нашего органа заключается в том, чтобы на полках супермаркетов были представлены все местные производители". Торговые сети в ближайший месяц должны представить кодекс справедливого поведения, регламентирующий работу с поставщиками. Но большинство самарских ритейлеров не принимают участия в обсуждении этого кодекса. По их мнению, кодекс - это декларативный документ, и вряд ли сможет как-то сразу изменить существующую систему. ’Только введение жестких мер позволит отечественным производителям, не обладающим огромными бюджетами по сравнению с мультинациональными компаниями, выжить на рынке розничных сетей, инвестировать прибыль в развитие инновационного производства, создавать новые рабочие места, платить налоги, увеличивать ВВП и развивать российскую экономику", - заключает Сергей Ларионов. По мнению Светланы Верещагиной, законодательный запрет розничным сетям брать "плату за выход на полку" на практике не изменит сложившейся ситуации, а лишь обострит конкурентную борьбу и усложнит взаимоотношения между сетями, поставщиками и производителями. Ирина ШИПИЛОВА, «Репортер» 22.08.2008
|
![]() |
![]() |
21 апреля 15:27
© 2006 - 2025 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |