Новости бизнеса Самары
|
|
Электронные билеты приходят на смену бумажнымБумажные билеты на самолеты уходят в прошлое. Статистика полетов показывает, что сегодня уже до 90% пассажиров на отдельных международных рейсах пользуются не бумажными билетами. Железнодорожники включились в эксперимент с электронными билетами практически одновременно с авиаперевозчиками, в 2007 году. Так, по данным компании "Российские железные дороги", за год через Интернет было оформлено более 165 тысяч онлайн-билетов.
В первый день лета по требованию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) все крупнейшие российские авиаперевозчики перешли на электронные авиабилеты, так называемые e-ticket, на все международные рейсы. Электронный билет наряду с обычным авиабилетом является документом, удостоверяющим договор воздушной перевозки, заключенный между пассажиром и авиакомпанией. Отказ от бумажных авиабилетов позволит ежегодно экономить не менее $3 млрд в год за счет упрощения процедур оформления авиабилетов, взаиморасчетов между авиакомпаниями и туристическими агентствами. Реализация всех пунктов программы IATA, среди которых посадочные талоны со штрих-кодом, совместные киоски регистрации на рейс от нескольких авиакомпаний, радиочастотная идентификация багажа, позволит мировой отрасли экономить до $6,5 млрд в год.
Для пассажиров автоматизация процессов выписки авиабилета и переход к его электронной форме несет также ряд дополнительных преимуществ, связанных с изменениями принципов работы в отрасли. Среди них - высокая степень защиты от подделки, невозможность потерять или забыть авиабилет, поскольку вся информация по билету хранится в глобальных базах данных авиакомпаний и аэропортов. К тому же использование технологий электронного билета позволяет существенно экономить время за счет самостоятельной регистрации на рейс, самостоятельной распечатки посадочных талонов через сайты авиакомпаний, приобретения авиабилета удаленным образом в любой точке мира на любое направление, и многого другого. Кроме того, некоторые авиакомпании при такой форме бронирования и оплаты предлагают скидки.
Самый удобный способ приобретения электронного билета - это покупка его на сайте авиакомпании. Электронный билет формируется сразу после завершения бронирования и оплаты. В качестве подтверждения пассажир получает на свой электронный адрес маршрутную квитанцию (itinerary receipt), которая содержит полную информацию о маршруте, форме и деталях оплаты перевозки, аналогично бумажному билету. Маршрутную квитанцию рекомендуется взять с собой в аэропорт, хотя это не является необходимым для прохождения регистрации. При полете за рубеж маршрутная квитанция понадобится пассажиру во время прохождения паспортного контроля, как доказательство того, что он приобрел обратный билет или следует далее по маршруту. Также в некоторых российских аэропортах маршрутная квитанция может понадобиться для предъявления службам авиационной безопасности перед тем, как зайти в аэропорт. Поэтому ее лучше распечатать и взять с собой. Для регистрации в аэропорту в любом случае необходим паспорт для взрослых и свидетельство о рождении для детей. При покупке электронного билета на сайте оплата пока возможна только платежной картой.
Также можно приобрести электронный билет в кассе или турагентстве. В этом случае е-ticket может быть оплачен любым способом - банковской картой, наличными или по безналичному расчету. В качестве подтверждения факта приобретения электронного билета также выдается маршрутная квитанция.
"Российские пассажиры уже привыкли к e-ticket и преимущественно покупают электронные билеты, - утверждает Ирина Колесникова,пресс-секретарь "S7 Airlines". - В настоящее время (в апреле 2008 года) через Интернет продано более 90% электронных билетов "S7 Airlines" от продаж через сайт, в кассах авиакомпании - более 75% от всех проданных билетов". По словам Ирины Колесниковой, сегодня электронные билеты действуют на 90% направлений полетов "S7 Airlines". "Авиакомпания активно заключает интерлайн-соглашения о взаимном признании электронного билета с российскими и зарубежными авиакомпаниями. На сегодняшний день заключено уже более 30 таких соглашений, - добавляет Ирина Колесникова. - В период зимнего расписания 2008-2009 года "S7 Airlines" планирует полностью перейти на e-ticket".
У авиакомпании "Самара" пока процент интернет-продаж невелик. "Но он растет весьма быстрыми темпами: как показывают наши наблюдения, пассажиры, однажды воспользовавшиеся новой системой, к традиционным покупкам в кассах, как правило, уже не возвращаются", - отмечает Александр Ирдуллин, пресс-секретарь авиакомпании "Самара".
Однако, по мнению Ирины Колесниковой, существует ряд факторов, которые сдержива-
ют внедрение электронных билетов. Прежде всего, к переходу на e-ticket готовы не все российские аэропорты.
В аэропорту должна быть установлена система регистрации пассажиров и багажа, которая дает возможность оформления e-ticket и интегрирована с системой регистрации авиакомпании. "Кроме того, слабо развиты продажи таких билетов в агентской сети, это связано с психологическим восприятием e-ticket агентами по продаже авиабилетов. Многие просто привыкли к бумажным бланкам и не предлагают пассажиру электронный билет", - отмечает Ирина Колесникова.
Александр Ирдуллин также отмечает, что сдерживающим фактором выступает неготовность некоторых аэропортов к работе по новой схеме, а также инертность бухгалтерии многих фирм, отказывающихся принимать у командировочных что-либо кроме бумажного билета. "Однако и здесь ситуация довольно быстро меняется к лучшему", - добавляет Александр Ирдуллин.
Возможно, именно из-за этих обстоятельств перевозчики обещают пока оставить в обращении бумажные билеты. Тем более что требования IATA перейти на безбумажный процесс носят, как уверяют авиакомпании, скорее рекомендательный, чем ультимативный характер.
"В результате использования электронных билетов, по оценке IATA, авиакомпания экономит порядка 9-12 долларов на билете (сокращаются расходы на изготовление фирменных бланков и уменьшаются трудозатраты на оформление) , - объясняет Ирина Колесникова. - Однако на сегодняшний день, когда электронный билет внедрен не на сто процентов и "S7 Airlines" поддерживает две технологии (электронную и бумажную), происходят только затраты".
Для того чтобы приобрести электронный билет на поезд, нужно зарегистрироваться на сайте РЖД. Проезд оплачивается также с помощью банковской карты. Электронный билет формируется сразу после завершения бронирования и оплаты. Появившийся следом бланк заказа со штрих-кодом распечатывается на принтере.
К сожалению, технология интернет-продаж ж/д билетов хоть и близка к общемировой, но пока существенно отличается от нее, причем не в лучшую сторону. Схема покупки билета на Западе выглядит точно так же, кроме финальной стадии. Перед отправлением поезда распечатанный листок заказа нужно показать контролеру, он сверяет данные на компьютере и сажает вас в вагон. В России вы с вашей бумагой идете в кассу, где должны поменять электронный билет на обычный.
"Сегодня интернет-продажи билетов на Куйбышевской магистрали составляют чуть более 0,1% от общего объема продаж, - сообщает Мария Канухина,пресс-секретарь Кубышевской железной дороги. - Так, за июнь 2008 года пассажирами Куйбышевской железной дороги было заказано через Интернет более 500 мест в поездах дальнего следования, что более чем в 4 раза превышает аналогичный показатель прошлого года".
По словам Марии Канухиной, в дальнейшем планируется развивать и модернизировать данную услугу. В будущем при регистрации на сайте клиент сможет оформить "карту лояльности пассажира РЖД", которая позволит накапливать бонусные баллы. Она также облегчит идентификацию человека при следующем оформлении билета.
После оплаты билета пассажиру по электронной почте будет направляться подтверждение (маршрутная квитанция) с номером и штрих-кодом. Показав распечатанную квитанцию или назвав ее номер, пассажир сможет подучить билет в кассе либо воспользоваться специальным мобильным киоском по продаже билетов РЖД. Данный киоск будет являться терминалом, подключенным к базе данных РЖД. Клиент должен будет авторизоваться в системе и выбрать, какой из оплаченных билетов распечатать.
Также можно будет прийти на посадку непосредственно с маршрутной квитанцией, где проводник с использованием мобильного терминала и мобильного принтера распечатает билет. Планируется, что при посадке билет будет фиксироваться в базе данных путем считывания штрих-кода с бланка мобильными терминалами, которыми будут оснащены проводники. Благодаря этому в режиме реального времени возможно будет проследить, все ли пассажиры прибыли на посадку, и, соответственно, заблаговременно продавать билеты на проходящие поезда.
Пассажиры, оформившие карту лояльности, смогут без маршрутных квитанций и номеров заказов получать любые заказанные ими билеты.
Ирина ШИПИЛОВА, «Репортер» 04.07.2008 |
24 ноября 12:00
© 2006 - 2024 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |