Как стало известно „Ъ“, минтранс самарского облправительства выдвинул требование демонтировать рекламные конструкции, расположенные вдоль находящихся на балансе области Московского шоссе и улицы Ново-Садовая. На собственников наружной рекламы поданы иски в суд о признании конструкций несоответствующими правилам дорожной безопасности. Объекты, чьи собственники не будут найдены, просто демонтируются. Юристы ставят под сомнение правовую основу, в рамках которой действуют областные власти, поскольку придорожное полотно не находится в собственности субъекта федерации. Эксперты, в свою очередь, оценивают эти действия как начало очередного передела рекламного рынка в Самаре.
По информации „Ъ“, примерно месяц назад министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области выдвинуло требование к собственникам всех видов рекламных конструкций демонтировать свои щиты и перетяги, расположенные на территории улиц Московское шоссе и Ново-Садовая. В случае несоблюдения требования министерство пригрозило демонтировать щиты самостоятельно. Основанием для этого требования стала передача на баланс области этих магистралей в середине 2007 года, в связи с тем, что область взяла на себя обязательства по капитальному ремонту и содержанию этих дорог.
В министерстве транспорта „Ъ“ вчера заявили, что никакого предписания о сносе щитов и перетягов не было. «Действия правительства были направлены на выявление конструкций, не имеющих разрешительной документации. В связи с чем ГУП «АСАДО», занимающийся содержанием и эксплуатацией областных дорог, официально объявило всем собственникам щитов сомнительного происхождения о необходимости явиться и разъяснить ситуацию. В отношении объектов, собственники которых не были найдены, было принято решение об их сносе. По ряду других объектов были направлены иски в суд о признании их установки с несоблюдением мер дорожной безопасности. Все это делается потому, что если щиты грохнутся на проезжую часть, отвечать будет правительство Самарской области», - сообщили в министерстве.
Руководитель МП «Самараинформресурс», которое является одним из крупнейших игроков рекламного рынка в Самаре, Алексей Офицеров считает действия областной администрации незаконными. «Во-первых, сносятся конструкции, имеющие всю разрешительную документацию. У нас уже возникали ситуации, когда ГУП «АСАДО» срезало перетяги на столбах, принадлежащих МП «Самарагорсвет», с которым мы заключаем договор аренды. У муниципального предприятия просто не может быть незаконной деятельности», - заявил он. Во-вторых, как говорит господин Офицеров, демонтаж даже незаконных конструкций должен производиться на основании решения суда.
Третьей, и самой серьезной причиной незаконности действий областных властей, по словам Алексея Офицерова, является отсутствие у них права собственности на прилегающие к дорожному полотну территории. В департаменте строительства и архитектуры самарской мэрии придерживаются схожей точки зрения. «Произошла какая-то казусная ситуация. По закону дорога передается вместе с прилегающей к ней территорией. Но документы в регпалате были оформлены как от бордюра до бордюра. И чем сейчас руководствоваться: законом или свидетельством о регистрации - непонятно», - пояснил заместитель начальника департамента Олег Шевенько.
«МП «Самараинформресурс» не раз обращалось в ГУП с требованием прекратить неправомерные действия, однако ответа не последовало. На следующей неделе на совещании в министерстве транспорта я планирую поднять этот вопрос и найти компромиссное решение. В противном случае, придется обращаться в суд», - говорит господин Офицеров.
Коммерческие рекламные агентства, опрошенные „Ъ“, пока не столкнулись с принудительным сносом своих конструкций и сомневаются в том, что областные власти могут сносить рекламные щиты и перетяги без соответствующего решения суда. Так, директор агентства «Витос» Светлана Песцова сообщила, что знает о письмах с требованием представить документацию, подтверждающую законность установки бил-бордов. «Я думаю, что тем, кто устанавливал щиты на законных основаниях, бояться нечего. В любом случае без решения суда убрать их не получится», - заявила она.
Генеральный директор рекламно-издательского холдинга «Абсолют» Михаил Расторгин сомневается в том, что областные власти пойдут на нарушение прежде заключенных договоров с рекламными компаниями. Впрочем, он добавил, что если все-таки это и произойдет, то скорее всего можно будет ожидать целой серии судебных разбирательств с собственниками рекламных щитов. «Я думаю, что те времена, когда без объяснения причин демонтировались бил-борды, прошли. Сейчас рынок стал более цивилизованным. И тем не менее я не исключаю, что многим, даже несмотря на наличие у них необходимой разрешительной документации на установку рекламных щитов, придется доказывать свою правоту в суде. Тем более что такие прецеденты были, когда ассоциация рекламщиков отстаивала свои права и добивалась успеха»,- добавил он.
В свою очередь, юристы ставят под сомнение правовую основу, в которой действуют областные власти, в первую очередь потому, что земля не оформлена в собственность. «Сначала областному правительству надо обжаловать регистрацию земель и присоединить прилегающие территории. И тогда появится законная возможность проводить работу с собственниками существующих конструкций. На сегодняшний день формально для этого у них нет оснований», - говорит руководитель арбитражной практики юридической фирмы «Вегас-Лекс» Андрей Корельский.
Эксперты не исключают, что действия областного правительства в первую очередь связаны с желанием получить контроль над рынком наружной рекламы в Самаре. Сегодня, по оценкам участников рынка, магистрали Ново-Садовая и Московское шоссе приносят городским рекламным агентствам до половины годового дохода. «На этих улицах размещено порядка 20% бил-бордов в городе. Но надо учесть, что там самая дорогая аренда. Обычные щиты приносят доход от 15 до 20 тысяч в месяц, а так называемые «гуси»- от 25 до 35 тысяч», - говорит Михаил Расторгин.
«Рекламный бизнес - очень доходный, и он интересует всех. Сейчас, что бы власти там не говорили, идет полное переформатирование всего рынка в Самаре, когда полностью сменяются контролирующие город бизнес-структуры», - говорит политолог Андрей Колядин.
Частично эксперты связывают ситуацию с напряженными отношениями между городом и областью. «У любого действия есть не один мотив. Поэтому нелегкие отношения между городской и областной властями, безусловно, влияют», - говорит юрист адвокатской коллегии «Литис» Олег Казачек. «У города есть мощный информационный ресурс в виде рекламы. Задача Тархова - сохранить и приумножить этот ресурс, а задача области-его уменьшить. Нагибая рекламщиков, область хочет показать, кто в доме хозяин», - полагает политолог Дмитрий Лобойко.
Любовь Шрамко,
Максим Калач, "Ъ"