Новости бизнеса Самары
Портал города Самара samru

СОК съезжает с конвейера. Холдинг договаривается с «Оборонпромом» о реализации своих автокомпонентных производств

Группа СОК может минимизировать свое присутствие в автокомпонентном бизнесе. Как стало известно СО, на прошлой неделе СОК завершил продажу производственного комплекса ДААЗа новому владельцу предприятия ПХ "Автокомпоненты" (100-процентная   дочерняя структура ОПК "Оборонпром"). Кроме того, по информации СО, самарская промышленная группа обсуждает возможность реализации оставшихся автокомпонентных производств - БелЗАНа, "Освара", "Автосвета" и компании, владеющей акциями ЗАО "Мотор-Супер" и ЗАО "ВАЗинтерсервис", тому же покупателю.
На прошлой неделе завершились выплаты ПХ "Автокомпоненты", входящего в "Оборонпром", в рамках сделок по выкупу технологических линий и оборудования, установленных группой СОК на площадках Димитровградского автоагрегатного завода (ДААЗ) и Скопинского автоагрегатного завода (СААЗ). Таким образом, завершился процесс перехода площадок от СОКа к "Автокомпонентам". Ранее и ДААЗ, и СААЗ контролировались СОКом и входили в состав его автокомпонентного дивизиона. Формально предприятия оставались 100%-ной собственностью ВАЗа, однако были переданы СОКу в оперативное управление. Новая команда управленцев ВАЗа, делегированная государством осенью 2005 года, вернула контроль над смежниками, однако пять дочерних структур ОАО ДААЗ до недавнего времени оставались в управлении группы СОК.
Как стало известно СО, в конце 2007 года ООО "Димитровградский завод светотехники", ООО "Димитровградский завод порошковой металлургии", ООО "Димитровградский завод вкладышей", ООО "Димитровградский завод радиаторов" и ООО "Димитровградский вентильный завод" также вышли из-под контроля самарской группы. А на прошлой неделе данный процесс увенчался выкупом "Автокомпонентами" оборудования, установленного СОКом на площадках "дочек" ДААЗа. Как сообщил на условиях анонимности знакомый с ситуацией источник, размер этой сделки мог составить до 400 млн рублей, еще примерно в 150 млн рублей обошелся выкуп производственного комплекса Скопинского завода.
На дочерних предприятиях ДААЗа СО подтвердили факт проведения подобных процедур. В частности, директор ООО "Димитровградский завод порошковой металлургии" Александр Кожин сообщил, что выкуп прессового оборудования на его заводе госструктуре обойдется, примерно в 140 млн рублей. Директор ООО "Димитровградский инструментальный завод" Сергей Гречников рассказал, что в его случае речь идет о сумме в 30-40 млн рублей.
Прощанием с Димитровградом сокращение присутствия СОКа в автокомпонентном бизнесе может не ограничиться. По информации СО, еще в ноябре 2007 года между представителями госходдинга и самарской промышленной группой был подписан протокол, предусматривающий возможность переговорного процесса о судьбе основной части автокомпонентного бизнеса СОКа. В протоколе фигурировали ОАО "БелЗАН", ОАО "Освар", ОАО "Завод "Автосвет" и компания "ВАЗтраст", которая фактически является совладельцем тольят-тинского холдинга "ВАЗинтерсервис". В протоколе не записана ни стоимость этих активов, ни сумма возможных сделок, но, по мнению все того же источника, его реализация может воплотиться в конкретные соглашения до середины 2008 года. В самой группе СОК данную информацию не подтверждают. По словам руководителя управления по связям с общественностью ГК СОК Дмитрия Румянцева, никаких переговоров по продаже активов в сфере автокомпонентного бизнеса самарский холдинг не ведет, а, напротив, активно развивает это направление за счет расширения сотрудничества с иностранными партнерами. "Мы постоянно запускаем новые проекты, участвуем в переговорах по всем новым проектам АвтоВАЗа и ГАЗа. Кроме того, ведем переговоры с другими компаниями по развитию этого направления", - уверяет Дмитрий Румянцев.
В то же время аналитик по машиностроению банка UBS Илья Макаров отмечает, что с каждым годом присутствие СОКа в этом бизнесе уменьшается. "Если раньше самарская группа контролировала порядка 50% всего рынка автокомпонентов, то сейчас эта цифра почти наполовину меньше", -говорит Макаров. Аналитик ИК "Финам" Константин Романов также отмечает, что, хотя автоиндустрия сама по себе и является весьма привлекательным бизнесом, высокая конкуренция не оставляла шансов на самостоятельное выживание СОКу. "Были два варианта - либо поглощение, либо продажа активов, что в случае с СОКом схема более простая ввиду многопрофильносги бизнеса компании", - не сомневается эксперт. По мнению Романова, "если СОК все же выйдет из автокомпонентного бизнеса, его вложения, вероятнее всего, будут направлены в девелопмент, ретейл или банковский бизнес, также возможно развитие венчурных инвестиционных проектов. Что же касается автокомпонентных активов СОКа, то они интересны как АвтоВАЗу, так и многим китайским компаниям".
Получить комментарии в ПХ "Автокомпоненты" СО не удалось. В приемной генерального директора ОАО "Освар" Сергея Соколова сообщили, что он находится в командировке. Генеральный директор завода "Автосвет" Сергей Маркелов также отсутствовал на рабочем месте.
Сложносоставная схема
Следующий этап продажи активов СОКа "Автокомпонентам", если дело дойдет до совершения сделок, может состоять из нескольких частей.
Аналитики затрудняются оценить реальную стоимость обозначенных в протоколе предприятий СОКа, ссылаясь на то, что она зависит не только от параметров их выручки, но и от состава производственных активов и обременения обязательствами перед третьими лицами. Близкий к руководству "Автокомпонентов" источник предполагает, что эти предприятия могут обойтись холдингу в 700 млн рублей. Эта цифра вызывает недоумение как у аналитиков, так и у представителей СОКа. По мнению аналитика ИФД "КапиталЪ" Михаила Пака, сумма более чем заниженная, если брать в расчет тот факт, что ежегодная выручка этих предприятий составляет около 8 млрд рублей. В частности, выручка ОАО ’БелЗАН" в 2006 году составила 3 млрд 536,8 млн рублей, выручка ОАО "Освар" -1 млрд 504,4 млн рублей. ОАО "Завод "Автосвет" в этот же период показал выручку в 1 млрд 525,7 млн рублей. Илья Макаров из банка UBS поясняет, что справедливая цена активов должна быть не менее хотя бы половины совокупной выручки. Дмитрий Румянцев также уверяет, что цифра неадекватна. "По разным оценкам, мы контролируем около 25% рынка автокомпонентов, емкость которого не сопоставима с 700 млн рублей", - заявляет Румянцев.
В то же время некоторые эксперты отмечают, что сумма сделки может и существенно снизиться в случае серьезного обременения предприятий залогами и обязательствами. Действительно, ОАО "Освар" и ОАО "Завод "Автосвет" выступали поручителями облигационного займа ООО "СОК-Автокомпонент", выпущенного в апреле 2005 года на сумму 1,1 млрд рублей. Погашение этого займа должно состояться уже 24 апреля текущего года. Однако в ближайшее время группа СОК планирует повторно выйти на долговой рынок. Как и в первый раз, в роли эмитента выступит компания "СОК-Автокомпонент". В первой половине марта на предприятиях-поручителях эмитента, в числе которых "Автосвет" и "Освар", прошли внеочередные собрания акционеров, в повестке дня которых значилось одобрение крупной сделки в форме поручительства по выпуску облигаций ООО "СОК-Автокомпонент". Решения, принятые на собрании ОАО "Освар", стали известны в конце прошлой недели. Компания выступит поручителем займа ООО "СОК-Автокомпонент" на сумму 1,5 млрд рублей, одновременно ее акционеры одобрили крупные сделки по договору поручительства с ОАО АКБ "Росбанк", ОАО АКБ "Связь-Банк", ОАО "МДМ-банк" и ОАО АКБ "Союз" на кредит 1,2 млрд рублей с каждым.
Впрочем, возможна и реализация схемы, аналогичной прошедшей в Димитровграде и Скопине: на первом этапе "Автокомпоненты" выкупают номинальные доли СОКа в предприятиях, а уже затем стороны договариваются по стоимости собственно производственных комплексов, если новые технологические линии там закуплены благодаря инвестициям СОКа и формально принадлежат сторонним структурам. В этом случае стоимость компаний может и ограничиться 700 млн рублей, но по данной цифре невозможно будет судить о реальной цене сделки.
Как сжимался СОК
Сокращение дивизиона «Автокомпоненты» группы СОК происходило постепенно последние несколько лет
В информационном меморандуме ООО "СОК-Автокомпонент", вылущенном в марте 2005 года, в списке дивизиона значилось 21 предприятие, включая ДААЗ, с совокупной выручкой за 9 месяцев 2004 года более 20,7 млрд руб. В марте 2007 года, согласно публично оглашенной на конференции "Автомобильная промышленность России" информации, дивизион "Автокомпоненты" включал в себя 11 предприятий, находящихся под непосредственным контролем ГК СОК, и еще 5 заводов в управлении холдинга (ООО "Димитровградский завод светотехники", ООО "Димитровградский завод порошковой металлургии", ООО "Димитровградский завод вкладышей", ООО "Димитровградский завод радиаторов" и ООО "Димитровградский вентильный завод"). Несмотря на то, что в конце 2006 года из совета директоров и членов правления ДААЗа были исключены топ-менеджеры, близкие к группе СОК, пять дочерних предприятий завода до ноября 2007 года оставались в управлении самарского холдинга. Сейчас "дочки" ДААЗа также перешли под контроль госхолдинга. Кроме того, в конце 2007 года группе "АвтоКом" было продано 50% акций еще одного актива дивизиона "Автокомпоненты" -ЗАО "Кинельагропласт".
Анастасия Денисова, «СО»

31.03.2008



Новости бизнеса
С улиц Самары вывезли 118 незаконно установленных торговых объектов С улиц Самары вывезли 118 незаконно установленных торговых объектов
22.04.25 11:43
Несанкционированная торговля
16.04.25 Логистический комплекс по перевалке зерна хотят построить в Самарской области
09.04.25 Больше 300 тысяч жителей Самарской области стали самозанятыми
27.03.25 В летнем сезоне 2025 из Самары можно улететь по 43 направлениям
21.03.25 Новое производство генераторов для Lada планируется запустить в Тольятти
18.03.25 Работу ресторана на пр. Ленина в Самаре приостановили из-за жалоб жителей на шум
Новости Самары

  14:37 
Скоростное судно «Валдай» пустят из Самары в Ширяево с 1 мая
  11:45 
Участок трассы М-5 в Самарской области частично перекроют в ночные часы
  11:03 
Стрельную гору в Самарской области открыли для посетителей с 26 апреля
  10:27 
На пяти улицах Самары планируется снести аварийные жилые дома
  10:00 
Холодную воду планируется отключить на 16 улицах Самары 29 апреля

Новости Самары



28 апреля 17:09


© 2006 - 2025 г. Самара
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.

Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru