Новости бизнеса Самары
|
|
Ритеил по самарским правилам1 декабря с опозданием ровно на месяц на пересечении ул. Ново-Садовой и Аминева состоится официальное открытие торгового центра "Мой". Несмотря на перенос открытия ТЦ, новый магазин "Самара-Продукт", который занимает первый этаж здания, действует с первых дней ноября. О том, почему было принято решение не откладывать свое возвращение на рынок продуктового ритейла, а также как продавалась сеть полтора года назад и есть ли успехи в альтернативном бизнесе - коммерческой недвижимости, - Репортеру рассказали владельцы "Группы компаний "Сервис-Партнер"(SР) Борис Храпатый и Юрий Макаров.
- Полтора года назад вы продали сеть супермаркетов "Самара-Продукт’’ федеральному ритейлеру "Копейка". Однако летом этого года заявили о своем возвращении. В прессе вы уже говорили, что за это время к вам не раз обращались люди, сожалея о том бизнесе и принципах, по которым вы его вели. Неужели эта причина была достаточной при принятии решения о возвращении на рынок продуктового ритейла для успешных бизнесменов?
Б.Х.: Действительно, перед возвращением тщательным образом была рассчитана рентабельность вложений в новые магазины. Этот бизнес (продуктовый ритейл - Прим. ред.)мы хорошо знаем, знаем его плюсы и минусы, подводные камни, перспективы развития. Мы считаем его на сегодняшний день рентабельным, но только при тех условиях, в том формате, который мы сейчас начали создавать. Потому что та мультиформатность, которая была у "Самара-Продукта", при отсутствии других сетей стала дополнительным плюсом. Каждый магазин был рентабельный, его оборот соответствовал его объемам, его объем рассчитывался исходя из количества жителей микрорайона. Но под конец нашей деятельности, когда конкуренция усилилась, произошло достаточно ощутимое перераспределение на рынке, когда главным фактором успешности стало местонахождение магазина, а доходность начала падать. И хотя на общих показателях сети это отразилось не сильно, отдельно взятые магазины стали практически нерентабельны. Сейчас наш принцип - одноформатные магазины средней площадью 1500 кв. метров. Это будут районные супермаркеты с хорошим ассортиментом -15-20 тыс. наименований. И обязательно в хорошем месте, чтобы рядом с магазином проходили серьезные транспортные потоки. И очень важный момент, чтобы эти магазины располагались на собственных площадях. Потому что арендные отношения сейчас сложно прогнозируемые. Поэтому собственные площади под магазины - это сейчас один из наших принципов.
- То есть положение сети на момент начала 2006 года среди конкурентов бьио таким, что легче было продать сеть, нежели ее переориентировать и перестраивать?
Б .X: Перед тем как принять решение о продаже, мы пытались подойти к вопросу творчески, менять магазины-флагманы, менять дислокацию. И в принципе, это могло бы продолжаться и дальше. Т.е. мы продали сеть не из-за того, что мы не могли ею управлять или находились на пороге убыточности. А из-за того, что предложение, которое нам было сделано, нас полностью устраивало.
- Было достаточно много разговоров о том, что продажа сети - не только ваше
решение. И что на вас оказывалось определенное давление.
Б.Х.: Нет, мы можем четко это опровергнуть. Переговоры велись очень достойно, и мы остались ими полностью довольны, как, собственно, и нашими партнерами. Это был обдуманный шаг, и все было открыто.
Ю.М.: Я могу добавить, что жесткие требования к сети были со стороны "Копейки", но эти требования касались прозрачности документооборота: отчетности, счетов и прочего.
Была проведена полная проверка всех предоставленных бумаг и только после того, как они убедились, что компания абсолютно прозрачна, прошла сделка. В результате все переговоры заняли более 3-х месяцев и 5 апреля 2006 года мы продали сеть.
- Сервис бывших магазинов "Самара-Продукт" не был идеальным, к нему были нарекания, но тот сервис, который предоставила "Копейка" как дискаунтер, привел к значительному оттоку посетителей. Как налаживаете сервис в новых магазинах, на какие стандарты ориентируетесь?
Б.Х.: Естественно, что все положительные моменты мы старались перенести и в новый магазин. Требования к персоналу те же: быть обходительными, аккуратными. Но мы относились и относимся к этим требованиям очень тщательно. У нас в свое время был даже специальный ревизионный отдел, который разбирал все поступающие жалобы. Также раньше был специальный центр. Сейчас у нас пока один магазин и надобности в подобном центре нет, поскольку практически весь персонал состоит из наших прежних сотрудников. В последние полтора года они звонили, узнавали, не планируем ли мы вернуться. И сейчас у нас практически 100% старый состав.
Ю.М.: А с мнением, что у "Копейки" плохое обслуживание, я категорически не согласен. Это просто другой формат, другая методика работы с товаром.
- К вам вернулись не только сотрудники, но и поставщики. Помимо того, что у вас практически со всеми, кто с вами работал и работает, достаточна долгие партнерские отношения, есть еще какие-то секреты привлечения поставщиков? Правда, что вы в своих магазинах отменили так называемую "плату за вход" для поставщиков?
Б.Х.: "Входного билета" у нас нет. Сейчас существует методика деления наценки. Есть проценты, которые закладываются при продаже, своеобразная прибавка к закупочной цене. Также существует ретро-бонус, который абсолютно официальный. И выплачивается он по истечении определенного времени, за определенный объем проданного продукта. По сути, это такая же наценка, но она не только устраивает поставщика, но и, в большей степени, стимулирует продавца.
- При открытии первого магазина были некоторые проблемы технического характера. В частности, через несколько часов после открытия магазин был обесточен и закрылся. Почему вы поспешили открыть магазин, может, стоило подождать ввода всего здания в эксплуатацию?
Б .X.: Когда бы мы ни открыли магазин, нельзя гарантировать полную подготовленность помещений. Всегда найдутся какие-нибудь тонкие моменты, которые выбиваются из общей концепции. При строительстве что-нибудь да будет сделано не так.
Ю.М.: Тем более, если бы мы не открылись в начале ноября, возможно, и даты 1 декабря не было бы. Во многом тот факт, что мы завезли оборудование и начали работу, активизировал всех остальных: строителей, электриков и другие службы.
- В последний год вы еще стали и девелоперами. То есть можете рассматривать ситуацию открытия центра со всех сторон. Вот в последние 2 месяца в Самаре прошла череда открытий различных магазинов и ТЦ, и удачных среди них практически нет. Все или переносят открытие, или открывают лишь часть здания, в то время как на другой ведутся работы. Почему, по вашему мнению, подобное происходит в Самаре?
Б.Х.: Это не проблемы, это желание собственников как можно раньше начать возвращать затраченные средства. Желание как можно раньше запустить в эксплуатацию, по крайней мере, те части площадей, которые являются наиболее прибыльными. Потому что затраты - огромные.
- Планы по строению собственного ТЦ на Авроре все еще остаются на уровне планов?
Б.Х.: Сейчас мы заключаем договор на проектирование. И весной начнется строительство. Это уже будет полностью наш ТЦ, в отличие от того, который находится на Аминева. В том ТЦ, в котором мы сейчас открыли магазин, нам принадлежит та часть, которую занимает, собственно, "Самара-Продукт" - это примерно одна треть от всего центра.
- А чем причина того, что проект ТЦ на Авроре только подготавливается? Ведь, продав свою сеть "Копейке", вы заявляли, что сразу же займетесь строительством?
Ю.М.: Первый проект и разрешение на эти работы касались реконструкции тех складских помещений, что находятся у нас на Авроре. Существовал проект внутренней реконструкции помещения, дальше по технологии мы собирались снять фасад и заменить его на новый. Но летом произошел пожар, и склад буквально рухнул. Теперь речь о проекте реконструкции даже идти не может, и нам пришлось поменять концепцию. Теперь мы создаем новый проект и получаем разрешения на новое строительство.
- Этот проект потребует увеличения инвестиций? Вы собираетесь обойтись собственными или это будут заемные средства?
Б .X.: Исходя из того, что мы не планируем там многоэтажный центр-гигант, то думаем, что это потребует средств порядка $ 5-6 млн. Сейчас пока не принято решение, мы будем просчитывать, как будет удобно, но, скорее всего, остановимся на банковском кредите.
- Уходя из ритейла в сферу коммерческой недвижимости, вы прежде всего рассчитывали на свои склады в районе Заводского шоссе. Существовали планы по строительству второй очереди, которая должна была увеличить площадь практически вдвое. Сейчас возведение второй очереди так и не начато - существуют какие-то проблемы с получением разрешения на строительство?
Б.Х.: Мы начнем строительство летом 2008 года. А проблемы с получением разрешения на строительство - это национальная особенность России. При этом разделение собственности между городом и областью только увеличивает время на получение разрешения. Да и смена власти, сначала в городе, затем в области, не ускоряет процесс.
- Летом прошлого года вы называли достаточно низкую цену на аренду своих помещений. Порядка $8-10 за кв. метр на складах и не больше $13 за офис. Меняется ли цена или вы продолжаете демпинг на рынке?
Б.Х.: Нет, цена меняется на процент инфляции в стране, который определяет Госкомстат.
А низкая цена - это смотря с чем сравнивать. Спрос на склады существует значительный и заполняемость у нас 100%. На территории офисов свободные площади есть, и смысла поднимать цену на них мы не видим, поскольку не каждая фирма захочет иметь офис на Заводском шоссе, и в основном это те компании, которые у нас же арендуют склады.
Ю.М.: На тот момент, когда заключались договоры, это была адекватная цена за метр. А так как у нас партнеры в основном серьезные федеральные или иностранные компании, которые занимают значительные площади, то и цена будет подниматься равномерно. И в переговорах с ними мы всегда приходим к консенсусу, поскольку делить склады на куски в 200-300 метров, которые требуются небольшим фирмам, мы не хотим. И при строительстве второй очереди нашего логистического центра мы рассчитываем на таких же крупных партнеров, с ними проще работать.
- После окончания строительства второй очереди какой будет общая площадь логистического центра, и не планируете ли вы новое строительство подобных помещений?
Б.Х.: После окончания строительства общая площадь центра будет около 35 тыс. кв. метров. И уже сейчас у нас ведутся работы по строительству еще одного центра, площадью 15 тыс. кв. метров. Он находится в том же районе, примерно в километре от первого здания.
- Цена брэнда "Самара-Продукт" признается всеми аналитиками рынка и простыми покупателями. Как удалось договориться с руководством сети "Копейка", чтобы снова его использовать для открытия новых магазинов?
Б.Х.: По поводу использования брэнда у нас нет с ними абсолютно никаких трений. У нас изначально была договоренность, что в случае нашего возвращения мы можем его использовать. И в договоре продажи не было никаких запретов на использование. У них великолепный брэнд - "Копейка", раскрученный на федеральном уровне. И покупая магазины, они намеревались развивать именно его, поэтому местный брэнд им не нужен.
- Вы проводите в России не так много времени. Не организовали ли вы, по примеру других бизнесменов, в частности г-на Тереньева, собственный бизнес за границей?
Б.Х.: Да, у нас есть бизнес, но его подробности мы обсуждать не готовы.
Екатерина НАЗАРОВА, «Репортер» 30.11.2007 |
24 ноября 16:55
© 2006 - 2024 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |