Новости бизнеса Самары
|
|
«Моторы» без главного строителя. Контракт с Игорем Шитаревым может быть прерван уже через месяцКак стало известно Репортеру, в ротации документов Росимущества на днях появилась директива о проведении внеочередного собрания акционеров в самарском ОАО "Моторостроитель", которое должно решить один-единственный вопрос: о смене генерального директора предприятия. Если отталкиваться от регламентированных сроков прохождения подобных документов через вышеназванное ведомство, а потом через правительство РФ, то внеочередного собрания на Самарском моторостроительном заводе следует ожидать примерно в середине ноября.
О скорой отставке одного из самых влиятельных директоров "самарской оборонки" Игоря Шитарева (руководит предприятием уже 20 лет) заговорили еще в конце прошлого года, когда неожиданно для многих Игорь Шитарев продал свой пакет акций "Моторостроителя". Решение выглядело странным, поскольку до этого г-н Шитарев не только несколько раз отказывался продавать свой пакет акций, но и активно пытался его нарастить. Тем не менее, сделка состоялась. Однако, вопреки ожиданиям, быстрой отставки Шитарева не последовало. Более того, генеральный директор сохранил свой пост и после очередного собрания акционеров летом 2007 года. Но, похоже, разговоры о досрочном разрыве контракта с гендиректором, который, кстати, истекает в следующем году, возникали не на пустом месте, а отсрочка была вызвана юбилеем предприятия. На минувшей неделе "Моторостроитель" отметил свое 95-летие, и основные акционеры, видимо, посчитали, что омрачать праздник увольнением гендиректора не стоит. Тем более, что Игорь Шитарев за 20 лет успел вписать немало заметных страниц в историю предприятия. Сейчас, когда торжества позади, процесс отставки, похоже, вновь активизировали.
И надо признать, что для отставки Игоря Шитарева есть сугубо экономические предпосылки. В настоящий момент дела на предприятии идут далеко не лучшим образом. Компания, декларирующая ежегодно миллиардные обороты и заявляющая о росте объемов на 250%, на годовом собрании акционеров распределяет дивиденды из прибыли, равной всего 8 млн рублей. То есть рентабельность "Моторостроителя" находится практически на нулевом уровне. А большую часть прибыли предприятия, по мнению специалистов, "съедают" посредники, плотно обосновавшиеся вокруг завода. Причем эти структуры напрямую связаны с генеральным директором. А одну из них, ОАО "Центральная компания ФПГ "Двигатели НК", г-н Шитарев возглавляет лично. Среди основных видов деятельности вышеназванной структуры в уставе как раз и значится оказание посреднических услуг.
При этом минимальная прибыль у "Моторостроителя" появляется только по итогам года, когда заказчики полностью расплачиваются за поставленные силовые установки, газотурбинные агрегаты и другую продукцию. А в текущем режиме предприятию порой катастрофически не хватает оборотных средств. Именно такая ситуация сложилась на "Моторостроителе" буквально накануне празднования юбилея, когда своего давнего партнера в последний момент выручило "ЦСКБ-Прогресс", сделав стопроцентную предоплату своих заказов. Иначе "Моторостроитель" мог бы сорвать графики работ не только по пилотируемой программе, которая становится с каждым годом все насыщеннее, но также по проекту ГЛО-НАСС (развитие российской глобальной навигационной системы) и по международной программе запусков ракет-носителей семейства "Союз" с космодрома Куру во Французской Гвиане. Там первый старт намечен уже на следующий год. Причем все вышеназванные проекты находятся на личном контроле у президента страны, и их невыполнение автоматически будет означать увольнение крупных федеральных чиновников. Понятно, что в Москве своим креслом рисковать никто не хочет, а значит, нужно оперативно решать наметившиеся на "Моторостроителе" проблемы. Самый простой и быстрый способ - сменить руководство завода. Что, скорее всего, и будет сделано.
Не добавляет аргументов в пользу Игоря Шитарева и его жесткая позиция в отношении объединения ряда ведущих предприятий отрасли в государственную корпорацию "Двигатели НК". Предполагается, что помимо "Моторостроителя" в нее должны войти СНТК им. Кузнецова, Самарское конструкторское бюро машиностроения, ОАО "Казанское моторостроительное ПО", АО "Авиамотор" (Казань) и ОАО "Металлист". О том, что такая корпорация будет создана до конца года, два дня назад в Самаре заявил глава "Роскосмоса" Анатолий Перминов.И надо сказать, что "Моторостроителю" в этом холдинге отводится одна из ведущих ролей. Но, судя по недавнему интервью г-на Шитарева газете "Коммерсантъ", гендиректор не то чтобы не горит желанием присоединяться к госкорпорации, а высказывается резко против такого объединения. "Ни в какую корпорацию "Двигатели НК" мы не собираемся входить. Я уже неоднократно заявлял, что нам там делать нечего. Если говорить о составе этой корпорации, то в нее должна войти СНТК им. Кузнецова как главенствующая организация, наш СКБМ, мы и казанский завод. Но состояние СКБМ - это полная разруха, работы нет, по СНТК ситуация тоже печальная, и всем понятно, что такая организация возглавить корпорацию не может. А нам она просто не нужна. Поэтому мое личное отношение ко всему этому - нас не надо трогать, и мы будем замечательно работать". Но, похоже, что позиция невмешательства в дела предприятия больше не устраивает главного акционера "Моторостроителя", и на сей раз государство всерьез намерено провести на заводе кадровые перестановки. И почти наверняка вместе с генеральным директором в отставку вынуждены будут уйти первые заместители Игоря Шитарева. А скорее всего, уже до нового года на предприятии появится новая команда топ-менеджеров. Среди наиболее вероятных претендентов на пост гендиректора эксперты называют первого заместителя генерального директора ОАО "СНТК им. Кузнецова" Валерия Николаева, нынешнего председателя совета директоров ОАО "Моторостроитель" Николая Якушина,который одновременно занимает один из руководящих постов в "Роскосмосе", и председателя совета директоров самарского завода "Металлист" Алексея Леушкина,главу холдинга "Техоборонпром". Впрочем, не исключено, что Москва рекомендует совершенно нового для Самары человека. Что же касается "Каскола", то компания вряд ли будет выдвигать своего кандидата и оставит эту привилегию за держателем контрольного пакета. То, что определяться будет именно государство, подтверждают и источники, близкие ко второму по величине акционеру "Моторостроителя". Они говорят о том, что компания заранее одобрит любую кандидатуру "Роскосмоса". Практика показывает, что в кадровую политику группа не вмешивалась и вмешиваться не будет. А к любому, кто займет этот пост, акционеры должны будут предъявить три стандартных требования: наличие ясной стратегии развития предприятия, высокое качество управленческой отчетности и финансовая прозрачность.
Алексей ГОЛЕВ, «Репортер» 19.10.2007 |
24 ноября 15:42
© 2006 - 2024 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |