Новости бизнеса Самары
|
|
Спасти рядового Шитарева. Платежи ГУП «ЦСКБ-Прогресс» позволят «Моторостроителю» пережить кризис ликвидностиРуководитель ГУП "ЦСКБ-Прогресс" Александр Кирилин объявил о том, что его предприятие досрочно оплатило все свои заказы ОАО "Моторостроитель" на текущий 2007 год. Свои действия Кирилин назвал подарком к 95-летию "Моторостроителя", а эксперты на рынке сочли их скрытой финансовой помощью предприятию, столкнувшемуся с кризисом ликвидности.
Самарское ОАО "Моторостроитель" является производителем и единственным поставщиком ракетных двигателей, которые устанавливаются на ракеты-носители "Союз" и "Союз-2". Последние производятся крупнейшим смежником "Моторостроителя" в части космической программы ГУП "ЦСКБ-Прогресс". "Прогресс" вместе с министерством обороны РФ и ОАО "Газпром" является одним из трех главных каналов сбыта продукции "Моторостроителя".
Он же по состоянию на середину 2007 года являлся его крупнейшим дебитором (31,5% в структуре дебиторской задолженности). Ситуация переходящего долга для обоих предприятий была традиционной, но осенью 2007 года производитель ракет решил нарушить традицию. На состоявшемся на прошлой неделе собрании, посвященном 95-летию "Моторостроителя", директор ГУЛ Александр Кирилин заявил, что "ЦСКБ-Прогресс" досрочно оплатил программу своих заказов ОАО "Моторостроитель" на 2007 год. Свои действия Кирилин назвал подарком к юбилею смежника.
На финансовом рынке слова Кирилина вызвали совсем иную реакцию. "Моторостроитель" последние пять лет наращивал свой долг. Три-четыре года назад кредитором компании являлся Поволжский банк Сбербанка России, долги перед которым росли быстрыми темпами. В последние два года менеджмент "Моторостроителя" рефинансировал долги путем выпуска облигационных займов. Во время своего первого выхода на долговой рынок компания разместила по открытой подписке 800 тысяч облигаций номиналом 1 тысяча рублей и сроком обращения три года. Аналитики отмечали, что кредитоспособность "Моторостроителя" сильно зависит от взаимоотношений с "Газпромом", а также от реализации космической программы России, поэтому большинство экспертов оценивали кредитоспособность эмитента как среднюю. Тем не менее первый облигационный заем разошелся успешно, и аналитики прогнозировали хороший спрос на акции готовящегося второго облигационного займа. Второй раз на долговой рынок ОАО "Моторостроитель" вышло летом 2007 года, выпустив облигации на 1 млрд рублей. Согласно данным, опубликованным в информационном меморандуме компании, 80% вырученных средств должны были направиться на рефинансирование кредитного портфеля предприятия, а 20% - на пополнение оборотных средств. В первый раз организатором выпуска облигационного займа выступил инвестбанк "КИТ Финанс", во второй раз - ИК "Капитал". Несмотря на размещения, финансовая ситуация оставалась напряженной. В меморандуме "Моторостроителя" прямо указывалось, что долг компании за 2006 год вырос на 67% и составил 2,17 млрд рублей (в сентябре 2007 года, по информации "СО", кредиторская задолженность предприятия превысила отметку в 4 млрд рублей). Выручка компании по сравнению с 2005 годом выросла на 17% и составила 3 млрд рублей. Дефицит оборотных средств покрывался как выпуском займов, шедших на рефинансирование старых долгов, так и привлечением кредитов Поволжского банка Сбербанка России и банка "Зенит".
В сентябре с развитием кризиса ликвидности практически все компании, имевшие высокий уровень задолженности и использовавшие банковские кредиты и облигационные займы, столкнулись с нехваткой ресурсов. Группа "СМАРТС", заимствовавшая средства по схожему сценарию, была вынуждена продать одну из своих дочерних компаний в Краснодарском крае для стабилизации финансового положения. В той же ситуации мог оказаться и "Моторостроитель", который также гасил купон по займу в разгар кризиса. По этой причине действия смежника "ЦСКБ-Прогресс" аналитики сочли скрытой финансовой помощью "Моторостроителю", и ранее испытывавшему проблемы с оборотными средствами. "Досрочную оплату "ЦСКБ-Прогрессом" своего заказа можно считать частью некой схемы по выводу "Моторостроителя" из кризиса. Если бы средства для оферты не были найдены, эмитенту для погашения купонных выплат, вероятно, пришлось бы перезанимать деньги в банках под больший процент", - говорит аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский. Впрочем, "Прогресс" выручил в первую очередь себя. Для него обострение проблем у одного из основных поставщиков означало бы невозможность выполнения собственных обязательств перед государством.
В инвестбанке "КИТ Финанс", являющемся организатором размещения, говорят, что "предприятие смогло найти деньги на проведение оферты, по которой инвесторы могли досрочно погасить заем". Как пояснили "СО" в ОАО "Моторостроитель", в конце прошлого месяца у предприятия была оферта по облигационному займу, и она выполнена. "Что касается платежей "ЦСКБ-Прогресса" за нашу продукцию, то они выполняются в обычном режиме, по графику. Информация о том, что выплаты "Прогресса" были проведены досрочно специально для того, чтобы мы могли произвести оферту, не соответствует действительности", - заявили в компании.
Риски растут
Помощь со стороны "ЦСКБ-Прогресс" оказалась крайне своевременной не только для "Моторостроителя", но и для его генерального директора, позиции которого на предприятии становятся все более шаткими.
Контракт Игоря Шитарева, по информации "СО", истекает в феврале 2008 года, но уже сейчас основные акционеры предприятия (и прежде всего государство) обеспокоены недостаточной эффективностью управления бизнесом и обсуждают возможность кадровых перестановок. Поскольку дефолт и банкротство компании чреваты ударом по его смежникам и срывом государственных космических программ, а любое затягивание в принятии решения осложнит и без того непростое положение предприятия. Наиболее логичным преемником директора называется нынешний представитель государства в совете директоров ОАО и его председатель Николай Якушин. Кроме того, теоретически на участие в управлении предприятием могли бы претендовать бывший заместитель Шитарева Валерий Николаев и акционер предприятия Алексей Леушкин или их креатуры. Дополнительные аргументы оппонентам Шитарева дает его персональное участие в бизнесе посреднических и аффилированных структур, созданных для реализации продукции "Моторостроителя". Так, по данным официальной отчетности предприятия, лично Шитареву принадлежит по 13,5% акций ЗАО "ДЭМ" (посредник по реализации продукции на внешнеторговых рынках) и ОАО "Центральная компания ФПГ "Двигатели НК". Директором ФПГ является тот же Шитарев.
Станислав ПОНОМАРЕННО,
аналитик ING-банка
- Надо сказать, что ситуация, когда компания не в состоянии провести выплаты по купону или объявляет дефолт, не совсем обыденная для российского рынка. За всю историю существования рынков была всего пара подобных случаев. Если компания отказывается платить по обязательствам, подается иск в арбитражный суд, после чего вводится внешнее или конкурсное управление. Но вообще в таких ситуациях дело решается на самом первом этапе, когда компания-эмитент договаривается с держателями облигаций о том, каким образом будет урегулироваться эта ситуация. Зачастую это носит не вполне формальный характер, когда эмитент выплачивает какую-то премию и тем самым удовлетворяет инвесторов.
ОТДЕЛ ЭКОНОМИКИ, «СО» 15.10.2007 |
24 ноября 13:08
© 2006 - 2024 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |