Интервью на тему Авто
Портал города Самара samru

В Самаре в суд при неисправности гарантийного автомобиля чаще обращаются владельцы иномарок

Конфликты между дилерами и автовладельцами в Самаре по поводу возврата технически неисправного гарантийного автомобиля случаются часто, причем большинство судов выступает на стороне автовладельцев.

Отношения дилера и покупателя нового автомобиля, согласно законодательству, регламентируются «Законом о защите прав потребителя». «Все договоры, которые покупатель подписывает при покупке новой машины, должны ему соответствовать, - отметил Илья Трифонов, директор ООО «Скорая юридическая помощь», председатель общественного объединения «Комитет народного контроля». - Если же какие-то положения договора противоречат закону, то это оспаривается и он признается недействительным. Договор обычно предусматривает и срок гарантии автомобиля, и условия его ремонта. При этом могут быть установлены либо временные рамки (например, трехлетняя службы машины), либо иные — например, гарантия заканчивается, когда пробег автомобиля составит 100 тысяч километров. Также обычно оговариваются и мастерские, где должен быть отремонтирован автомобиль в гарантийный период. Если же владелец выполнит ремонт в другом месте, то возместить свои затраты он сможет, но только в судебном порядке».

Самая распространенная ситуация, при которой возникает конфликт между продавцом и покупателем автомобиля — когда неисправность, обнаруженная в машине, не устраняется ремонтом и в сервис приходится ездить с завидной регулярностью. Сколько же раз надо обратиться в сервис, чтобы потребовать возврата денег или замены негодной машины? Оказывается, всего дважды — указывает законодательство. «Дело в том, что автомобиль — это технически сложный товар, - указывает Трифонов. - И если в нем обнаружены крупные недостатки, то это является основанием для его замены либо возврата денег. Существует статья 18 пункт 1 закона, согласно которым можно потребовать замены автомобиля или расторжения договора покупки. При этом вначале составляется претензия, на которую в течение десяти дней дилер, продавший машину, должен ответить. Если же ответа нет или продавец отказывается поменять негодный товар, то дело передается в суд».

Любопытно, что чаще всего сегодня обращаются в суд за помощью владельцы именно импортных машин. «Доля продаж иномарок на российском рынке составляет примерно половину, да и владельцы иномарок более требовательны, они больше денег на покупку тратят, поэтому они чаще конфликтуют с продавцами, - отмечает эксперт-автотехник судебно-экспертного учреждения «Агентство экспертных исследований» Андрей Горышев. - Типичных дефектов, с которыми приходилось бы обращаться к нам за экспертизой, по каким-то маркам моделей нет. Ведь любой производитель тщательно прорабатывает свою конструкцию, проводит ресурсные испытания, поэтому характерных неисправностей сейчас не существует. В основном проблемы, которые нам приходится разрешать, связаны скорее не с конструкцией автомобиля, а с взаимным непониманием клиента и сотрудников сервиса. Здесь речь идет о том, что автомобиль является технически сложным изделием. Причину возникновения каких-либо неисправностей иногда найти очень сложно. В большинстве случаев, если владелец автомобиля вовремя проводит техобслуживание в соответствии с регламентом, определенным инструкцией по эксплуатации, то у него трений никаких не возникает с сервисными службами. И если возникают какие-либо неисправности, то меняются те запчасти, которые послужили причиной их возникновения или проводятся регламентные работы, чтоб устранить неисправность».

Впрочем, «пограничные» ситуации, когда каждая из сторон — автовладелец и сервис — уверена в собственной правоте — встречаются часто. Например. «Скажем, произошло отслоение какие-либо покрытий, - рассказывает эксперт.- Сейчас многие автомобили имеют детали с декоративным покрытием, имитирующим хром. Они красивы, но иногда происходит частичное вздутие на локальном участке, и, соответственно, возникает вопрос — из-за чего? Клиент считает, что вздутие образовалось из-за того, что покрытие было нанесено не так, как надо, а сервисная служба полагает, что отслоение произошло оттого, что не выполнялись правила ухода за автомобилем, например, его горячей водой мыли на морозе, что запрещено инструкцией по эксплуатации. И именно из-за температурных перепадов произошла деформация детали. Сама по себе деталь может быть недорогой, но когда человеку отказывают в ее замене по гарантии, он начинает считать, что здесь попросту не захотели вникать в его проблему, соответственно, возникает конфликт. Когда что-то происходит с автоматической коробкой передач или двигателем, то здесь чаще всего, при условии своевременного прохождения технического обслуживания, конфликтов не возникает, так как со стороны владельца практически невозможно повлиять на работу этих агрегатов. Если, конечно, нет механических повреждений или признаков того, что автомобиль эксплуатировался с какой-то чрезмерной нагрузкой. Например, перегрели двигатель из-за каких-то причин, не связанных с неисправностями (на джипе ездили по болоту). Однако бывают случаи, когда сервис все же отказывается от гарантийного ремонта этих частей, тогда автовладельцы идут к нам».

Суд в таких случаях часто бывает затяжным, со многими экспертизами. Пример: загорелся из-за неисправности электропроводки гарантийный автомобиль на стоянке, повредив при этом соседние машины. Что делать? «Обращаться в суд, естественно, - советует Трифонов. - В судебном порядке в таком случае можно потребовать возмещения убытков. Конечно, в данном случае ситуация очень сложная, так как речь будет идти о доказательствах того, что машина загорелось именно из-за технической неисправности — нужно будет провести массу разнообразных экспертиз. При этом возможны два варианта развития событий: пострадавшие владельцы сгоревших машин составляют иски к владельцу загоревшейся машины, а он на основании этих исков составляет претензию продавцу. Во втором случае, непосредственно владелец сгоревшей от технической неполадки машины сам несет дело в суд. В данном случае в суде будет участвовать много третьих лиц и ответчиков, но судиться нужно будет с дилером, который принял машину и выставил ее на продажу, не проверив. Суд будет очень долгим, но шансы на то, чтобы вернуть потери, достаточно большие».

Экспертиза, к слову, в Самаре стоит не слишком дорого (от 3200 рублей) и не сопоставима со стоимостью купленной машины, так что в любом случае лучше прибегать к ее помощи в споре с продавцом. «Большинство организаций, которые занимаются ремонтом и продажей транспортных средств, сейчас начали понимать, что спорить со своим клиентом — абсолютно непродуктивный путь, - рассказывает Горышев. - Был пик обращений по отечественным автомобилям в начале двухтысячных. Сейчас качество российской продукции заметно выросло, сервисные службы тоже заметно подтянулись, совершенно другой уровень стал, приятно такие позитивные изменения отметить». Надо сказать, что есть различия между экспертизой, которую проводят по заказу конфликтующей стороны до суда и во время суда (по требованию судей). «Если экспертиза производится по инициативе собственника транспортного средства, или сервисной (торгующей) организации, то мы выдаем акт экспертизы, - объясняет Горышев. - Как правило, после этого мы рекомендуем вначале обратиться к своему контрагенту, для того, чтобы попробовать без суда урегулировать этот конфликт, а если этого не получается, тогда путь один — в суд. Если же экспертиза проводится по решению суда, то, в в соответствии с законом об экспертной деятельности и гражданско-процессуальным кодексом, выдается заключение эксперта. Оба документа официальные, разница в следующем: когда экспертиза проводится в рамках закона о защите прав потребителя по инициативе одной из конфликтующих сторон, то эксперт не предупреждается об уголовной ответственности о даче заведомо ложных заключений. И не изучает всех обстоятельств дела, которые могут существенно повлиять на его выводы. Он видит картину только с одной стороны. Когда же экспертиза происходит в рамках судебного процесса, то к заключению прикладывается расписка эксперта по поводу того, что он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложной экспертизы по статье 37 уголовного кодекса РФ. Но зато в этом случае у эксперта появляется возможность задавать вопросы всем сторонам дела, плюс - возможность изучить материалы дела в части, касающейся проводимых им исследований, соответственно, он получает право делать запросы суду для того, чтобы ему предоставили дополнительные материалы для исследования. Соответственно, суд уже перенаправляет эти запросы в те инстанции, которые обладают данной информацией или материалами, и у эксперта в этом случае создается полная картина происшедшего. И, таким образом, суд имеет все необходимые сведения о фактах для принятия решения по существу».

Тем не менее, в Самаре суды владельцев неисправных гарантийных автомобилей с продавцами происходят с завидной регулярностью. «Уже даже сложилась судебная практика на эту тему, - отметил Трифонов. - Суды, как правило, заканчиваются в пользу истца — то есть автовладельца. В любом случае, если вы несколько раз обращались в сервис, у вас на руках все доказательства этого, а неисправность так и не устранили, то суд будет на стороне пострадавшего. Хотя, надо признаться, дилеры очень редко, да практически никогда, не идут на замену негодного автомобиля или на возврат денег — только через суд».

Юлия Жукова

27.11.2014





22 ноября 23:16


© 2006 - 2024 г. Самара
Авто Самара - помощник автомобилиста города. Новости, правила дорожного движения, обзоры, автосалоны. Сервис Продажа Авто - объявления о покупке, продаже автомобилей: Рено в Самаре, Cузуки в Самаре, ВАЗ в Самаре, Хонда в Самаре, Форд в Самаре, Шевроле в Самаре.

Рубрика Дороги Самары содержит сведения о маршрутах городского транспорта Самары. Ситуация на дорогах Самары в сервисе Пробки.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru