Практически перед каждым жителем большого города встает проблема свободного перемещения, и многие самарцы сейчас предпочитают пересаживаться на собственных железных коней. Директор учебно-методического центра Самарского автомобильного общества Олег Васильев рассказал Samru.ru о процедуре получения водительских прав в Самаре.
- Хочу научиться водить машину! С чего мне начать?
Чтобы получить права, нужно записаться в автошколу, пройти обучение, сдать там внутренний экзамен, а потом экзамен ГАИ. В автошколе у каждого преподавателя в школе есть учебный план с темами занятий. В теоретическую часть обучения входят теоретические и лабораторно-практические часы - сюда включаются показы учебных фильмов, решение билетов на компьютере, проходят занятия с медицинским работником и психологом. В практическую же часть включены 9 занятий на автодроме, отработка обязательных упражнений, учебные занятия по городским маршрутам с учетом реалий многомиллионного города с его дорогами и пробками.
Обучаться при этом можно как на автомате, так и на механической коробке передач.
- А продолжительность обучения? Как скоро я смогу самостоятельно сесть за руль за своей машины?
Календарная продолжительность не регламентирована, все это зависит от того, за какое время человек успеет пройти программу и отработать необходимые часы. По программе минимальное количество учебных часов по теории - 106, а по практической части, вождению, - 50 часов. Это минимальные требования для образовательных учреждений, но часов может быть и больше, если это допускается уставными значениями организации. Обычно на обучение уходит примерно 3 месяца, а кто-то успевает за 2-2,5.
- А что это за новые правила приема экзаменов, что теперь поменяется?
Экзамен включает в себя теоретическую часть и две практических. С 1 ноября 2011 года вводится новая методика проведения экзаменов на получение прав. Она предусматривает, что на выпускных экзаменах в ГАИ первый этап практической части принимается на специальных автоматизированных автодромах, а количество экзаменационных упражнений, которые придется здесь выполнить водителю, увеличилось с 5 до 12.
Это такие упражнения как старт, параллельная парковка задним ходом, змейка, аварийная остановка, полоса разгона, въезд в бокс, проезд перекрестка, повороты на 90 градусов, движение на подъеме, проезд пешеходного перехода, проезд железнодорожного переезда и финиш.
Процедура прохождения экзамена отслеживается электроникой, а на выполнение каждого упражнения отводится определенное время. В связи с новыми правилами автодромы и закрытые площадки оснащаются разметкой, светофорами, знаками. Методика эта вводится с правом досрочного применения, т.е. если автодром в городе уже построен, то уже сейчас на нем могут принимать экзамены. В Самаре такой автодром есть.
- А много ли учеников не сдают экзамены с первого раза?
- Статистику не веду, но знаю, что экзамены принимаются довольно жестко, и, пожалуй, с первого раза не сдают 50% и более. Трудно сказать, с чем это связано. ГАИ, например, утверждает, что с плохой подготовкой, но наше мнение, как работников официального образовательного учреждения, что любой новичок в течение полугода после получения прав достаточного уровня вождения иметь не будет, хоть ты его дрессируй как медведя в цирке. Это просто функциональные особенности человеческого организма. Существует еще фактор психологического стресса, связанный с самой процедурой экзаменов. Сам по себе человек, может, относительно нормально едет, а как только появляется экзаменатор и начинает мигать и щелкать всякими приборами в машине, теряется.
- Сколько раз можно пересдавать экзамен?
- Пока это не регламентируется, количество попыток не ограничено. Обычно с третьего-четвертого раза уже точно сдают. Но на мой памяти и больше было, раз по семь приходили. Причем, это не зависит от пола водителя: и женщины, и мужчины сдают примерно одинаково.
- В целом поток желающих получить права в последнее время как-то изменился?
- Конечно, число учеников уменьшилось. Это связано с объективными факторами, экономической нестабильностью в стране. Люди начинают больше думать о хлебе насущном, всё второстепенное отодвигают на потом. Еще одна тенденция сейчас - увеличение количества женщин в автошколах, их сейчас гораздо больше, чем мужчин. Они обязательны, усидчивы, более детально выполняют упражнения и ответственней относятся к делу.
Во сколько обойдутся занятия в самарских автошколах?
В нашем городе, по моим данным, обучение стоит в среднем от 16 до 22 тыс. рублей.
Перейти в раздел Автошколы Самары
Беседовала Ирина Якоби