Обзоры самарских событий
Портал города Самара samru

Дмитрий Лобойко: “СМИ, перешедшие к “мультимедийным” редакциям, увеличивают свои прибыли и аудиторию”

Кому нужны сегодня муниципальные СМИ? Смогут ли местные газеты и телевидение выстоять в новых политических и экономических условиях? Их самоокупаемость - норма или исключение из правил? На эти и другие вопросы «Времени» отвечает социолог, эксперт исследовательской группы «Свободное мнение» Дмитрий Лобойко.
 
- Кому нужны сегодня муниципальные СМИ - населению или власти? Нужны ли они вообще, на ваш взгляд? Наверное, при нынешнем развитии телевидения, появлении крупных областных проектов - как ТВ, так и печатных - муниципальные СМИ должны исчезнуть.
- Никакие областные проекты заменить муниципальные СМИ не смогут. Во-первых, помимо информирования, местные СМИ формируют социальную идентичность сельских жителей и «включают» людей в жизнь местного сообщества. Ни один областной проект этого дать не может, хотя это очень важно в сельской местности. Во-вторых, важна разница форматов. Именно мелкие для областных СМИ темы делают местную прессу интересной для аудитории. В той же «Волжской коммуне» житель какого-нибудь Клявлинского района вряд ли сможет прочитать про своего школьного учителя. Тематика «ВК» - чрезмерная для среднестатистического жителя области.
Целевая аудитория рупора областного правительства - само областное правительство и те, кто интересуется политикой и экономикой. Это не рядовые жители области. Тираж «ВК» в малых городах и муниципальных районах обеспечивается в первую очередь «настоятельными рекомендациями» подписаться. Большая же часть подписки на местную прессу самостоятельная. При этом полугодовая подписка на местные газеты сегодня стоит всего 150-200 рублей. Этот одно из ключевых конкурентных преимуществ местных газет. Однако у большинства из них страдает концепция, что тормозит их развитие... Что же касается местного телевидения, то у него перспективы не очень радужные. Проект губернского телевидения, на мой взгляд, либо убьет их, либо сделает из местных каналов корпункты областного ТВ.
 
- Можно ли говорить о местной прессе как о планово-убыточной? Известны ли вам примеры самоокупаемости местных СМИ?
- Нельзя. Почти везде местные газеты способны быть самоокупаемыми,так как де-факто они монополисты на местном рынке. А как гласит сицилийская пословица, «кто играет один, никогда не проигрывает». Но для того, чтобы прийти к самоокупаемости, нужно менять все: формат, стиль подачи информации, дизайн, кадры, систему поиска финансирования (не зацикливаясь на бюджетном финансировании). Сейчас, конечно, это сделать сложнее - финансовый кризис. Но все зависит от личностных качеств руководителей СМИ, их способности привлекать финансирование, идеи и находить общий язык с властью.
Среди успешных местных изданий я бы назвал сызранские «Волжские вести» и «Волжские вести в субботу», межрайонную газету «Молва», отрадненскую «Вести Отрадного», районную газету «Сергиевская трибуна», «Похвистневский вестник». У этих изданий вполне современный имидж, в них довольно много рекламы, что говорит о прибыльности проектов. Впрочем, никто из них пока не пытается сделать какой-либо принципиальный рывок. К примеру, рекламные бюджеты сейчас пересматриваются в сторону снижения затрат и увеличения отдачи, в сторону адресного воздействия и т.п. Такие возможности для рекламодателей сегодня может дать только использование мобильных и интернет-технологий. Охват потенциальной аудитории мобильного контента приближается к 100%, количество интернет-пользователей тоже растет в последнее время с огромной скоростью. И если в ряде регионов России издания идут по пути конвергенции (слияния традиционной прессы с мобильными и интернет-возможностями, использование видео- и аудио-подкастов), то в Самарской области полноценных попыток не предпринимают даже крупные медиа-компании, имеющие для этого все. Между тем исследования IFRA (ведущая международная организация в сфере издательских и медиа-технологий - прим. «Времени») и Гильдии издателей периодической печати показывают, что СМИ, перешедшие или переходящие к подобным «мультимедийным» редакциям, увеличивают свои прибыли и даже аудиторию, несмотря на общую тенденцию к снижению тиражей.
 
- Способна ли самоокупаемость сделать СМИ независимыми от субвенций?
- Бюджетные деньги ничем не отличаются от любых иных, заработанных изданием. Если власть платит за информационные услуги - это обыкновенная прибыль газеты. Если же это единственный источник финансирования, то речь идет о неграмотном менеджменте. Впрочем, есть некоторые территории, где СМИ не могут быть прибыльными - это малые районы с неразвитой экономикой. В Самарг ской области такие есть. Там просто нет иных источников финансирования, кроме бюджета. Кстати, многим муниципальным СМИ было бы легче выжить без бюджетного финансирования, поскольку в связи с реформой местного самоуправления количество официальных публикаций в местной прессе возросло на порядок (увеличилось количество документов от поселений - муниципалитетов второго уровня), а значит, значительно возросли затраты на типографию и распространение. Порой эти затраты превышают выделенные бюджетные средства.
 
- Согласно 131-му закону, с 2009 года муниципалитеты будут серьезно ограничены в вопросах собственности. Среди имущества, от которого они должны избавиться, присутствуют и собственные СМИ, типографии и т.п. Как, по вашим прогнозам, это отразится на судьбе таких предприятий? Что для них изменится? Смогут ли они выжить в новых экономических условиях?
- Выжить смогут, так как при необходимости главы территорий смогут завести на бывшие муниципальные учреждения и организации необходимые деньги. Просто изменится схема финансирования, не более. Муниципальным властям необходимы собственные медиа-активы, так как им надо формировать лояльность населения к себе, а также показывать определенные результаты на областных и федеральных выборах. А сделать это без собственных СМИ не сможет ни один глава, даже за руку приведенный и посаженный в кресло лично губернатором. Так что изменятся буквы в названиях: вместо «МУ» и «МУП» будут стоять «ОАО».
 
- В этом году на государственном уровне было принято решение о переходе до 2015 года на цифровое вещание. Как эту задачу смогут решить муниципальные СМИ? Достаточно ли у них для этого собственных средств? Должно ли государство оказать им поддержку?
- Муниципальные телекомпании, в отличие от газет, заведомо не способны к самоокупаемости. Затраты на их создание и содержание колоссальны. Переход на цифровое вещание подразумевает переход к телевидению высокой четкости. А значит, надо будет покупать новые камеры, монтажные места, новые серверы, микшеры и т.п. Иначе телекомпании не смогут пройти сертификацию оборудования и рискуют лишиться лицензий. Следовательно, на техническое переоснащение потребуются суммы, исчисляемые миллионами. Ни у одной муниципальной телекомпании, по моим сведениям, свободных средств в таких объемах нет, а их финансовое положение вряд ли позволит им рассчитывать на подобные кредиты. Поэтому с переходом на «цифру» у местных телекомпаний есть только два пути -либо вынужденное закрытие, либо, в случае дотаций из областного бюджета, превращение их из более-менее самостоятельных организаций в корпункты некой единой областной структуры. Возможно, того самого губернского телевидения.
 
 
ЛИДИЯ БЕЛУГИНА, “Время”

23.12.2008




Новости Самары


25 ноября 4:02


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru